Артерии Тувы. В 2020 году отремонтируют подъезды к трём райцентрам

0
51

Дороги улучшатся на подъездах к посёлкам Чаа-Хол, Хову-Аксы и Бай-Хаак. Общая протяжённость дорог, которые отремонтируют, — 28 километров. На это потратят 760 миллионов рублей. Работы будут вестись в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Корреспондент TMG встретился с начальником отдела эксплуатации и сохранности автомобильных дорог министерства дорожно-транспортного комплекса Сылдысом Салгын-оолом и узнал все подробности об итогах строительства дорог в этом году.

— Удалось ли освоить деньги на строительство дорог в этом году и каковы планы на следующий?

— Да. Всего было предусмотрено 487 миллионов рублей.  Из них 329 миллионов 300 тысяч рублей финансированы из федерального бюджета. Остальное – из республиканского. Все средства освоены.  В 2019 году часть дороги к Бай-Хааку, протяжённостью восемь километров, уже сделана. Кызыл – Сарыг-Сеп (12 километров). Национальный проект будет работать до конца 2024 года. В 2020 году планируем отремонтировать подъезд к селу Чаа-Хол. Общая протяжённость 16 километров. Есть участок 800 метров на перевале. Сделать асфальт там тоже невозможно, так как это повлияет на безопасность. Также нужно будет расширить проезжую часть на этом участке. Там нужна проектно-сметная документация, по предварительным расчетам ремонт этого участка обойдется в 367 миллионов.

Будем продолжать ремонтировать дорогу к Бай-Хааку. Это 7 километров 441 метр. Предусмотрено 154, 5 миллиона рублей.

Подъезд к селу Хову-Аксы. Протяжённость участка, нуждающегося в ремонте, — 6 километров 330 метров. Стоимость 231 миллионов 900 тысяч рублей. Всего в 2020 году мы должны отремонтировать около 26 километров региональных дорог.

— По сравнению с предыдущими годами 26 километров – это больше или меньше?

— Примерно так же. Но нужно учитывать повышение цен. Дорожный фонд республики Тыва остаётся на том же уровне – 700-800 миллионов рублей.

— Будет ли построена дорога Кызыл-Хая – Кош-Агач?

— В данное время там ведутся проектно-изыскательские работы. По нашим оценкам В национальный проект «Безопасные и качественные дороги» этот участок не может войти, так как этот проект рассчитан не на строительство, а на ремонт уже существующих дорог.

Там должна быть грунтовая дорога, потому что асфальтовое покрытие повлияет опять же на безопасность проезда. Мы планируем провести реконструкцию этой дороги в рамках передачи в федеральную собственность дороги Абаза – Ак-Довурак – Чадан. В итоге трассы Р-256 и Р-257 закольцуются. Наши соседи строят дорогу Бийск-Абакан. Но пока финансирования из какой-либо программы нет. Позиция минтранса России такова – принять дорогу Абаза – Ак-Довурак – Чадан – Хандагайты в федеральную собственность в 2024 году. Мы, конечно, хотим ускорить этот процесс. В этом году на 32 миллиона отремонтированы четыре километра этой дороги.

— Как обстоят дела с муниципальными дорогами, ведущими к отдалённым сёлам? Недавно построен новый мост у села Кызыл-Даг в Бай-Тайгинском районе.

— Да, на аварийно-восстановительные работы из республиканского бюджета ушёл один миллион 900 тысяч рублей. Но пока заявки от предпринимателя не было. Будет заявка – отправим деньги. Также в этом году построили мост в Кара-Хол. Из республиканского Дорожного фонда уже перечислены пять миллионов рублей.

Аварийно-восстановительные работы из-за паводка были на 11 километрах автодорог. Четыре моста уже не подлежат восстановлению.  Это Кызыл-Мажалык – Аянгаты, Чыргакы – Элдиг-Хем два моста и Чыраа-Бажы – Чыргакы. Межведомственная рабочая группа из представителей Росавтодора, министерства транспорта и Тываавтодора оценили ущерб. В среднем на строительство одного мостового перехода требуется 90 миллионов рублей. Заявка в минтранс России уже направлена. Подготовлен проект письма от имени Мутко для выдачи денег из Резервного фонда правительства России. Но в этом году средств в Резервном фонде уже не было, всё потрачено на дальний Восток и Иркутск, где были крупные разрушения.

— Самым труднодоступным в Туве является Тере-Хольский район. Но официально до райцентра Кунгуртуг действует только автозимник через Каа-Хемский район. Летняя дорога Нарын – Кунгуртуг совсем нигде не числится. Почему так получилось?

— На территории Тере-Хольского района нет ни одной дороги регионального значения. В рамках развития опорной сети автодорог осенью этого года федеральный минтранс начал работу по определению участков, где нужно строительство, реконструкция и капитальный ремонт. Наше министерство внесло предложение по строительству дороги Нарын – Кунгуртуг до 2030 года.

Расстояние между Нарыном и Кунгртугом 230 километров. Асфальтовое покрытие на высокогорье и не нужно. При этом существующая дорога пересекает реки Каргы и Балыктыг больше 40 раз. Стоить эта грунтовая дорога будет 10 миллиардов 580 миллионов рублей.

— Как в целом будет развиваться опорная сеть автомобильных дорог в республике?

— Предложения в министерство транспорта России мы внесли по 23 объектам. 1354 километров. Важнейшие из них Абаза – Ак-Довурак – Чадан, проблемная дорога Кызыл – Сарыг-Сеп, где необходим капитальный ремонт, дорога Самагалтай – Ак-Чыраа – Хандагайты для южного автопотока.

Эрги-Барлык – Тоолайлыг – 2 миллиарда 760 миллионов

Минтранс России будет отбирать из предложений всех регионов.

— Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагает использование новых материалов и технологий при ремонте. Какие современные технологии использованы в Туве в этом году?

— На одном участке дороги Кызыл – Сарыг-Сеп использована геосетка. Эта технология отличается тем, что геосетка держит дорожное полотно более высокого качества. Рельеф с течением времени меняется, но не так, как со старыми материалами. Разработчики дают гарантию 10 лет.

Согласно национальному проекту в этом году новые материалы применены в 10 процентах контрактов с подрядчиками. К концу 2024 года мы должны применять новые материалы уже на 80 процентах объектов.

— Скорее всего, новые технологии дорогостоящие. Через сколько лет они окупятся?

— Действительно, период между ремонтами продлевается. Обычно он составляет пять лет. Геосетка позволит вернуться к этому участку через 10 лет.

— Почему же на дороге в Сарыг-Сеп из года в год идёт ремонт и не заканчивается?

— Ситуацию на этой дороге можно объяснить тем, что там ездят большегрузы компании «Лунсин». В этом году установлен автоматический пункт весового контроля за Каа-Хемским мостом. Также протяжённость этой трассы 80 километров. В год из них ремонтируется порядка десяти на разных участках.

В этом году идет подготовка аукционной документации, есть проектно-сметная документация на 370 миллионов. Строительство начнётся в 2020 году и будет идти три года.

Также планируется строительство дороги Ак-Суг – Ырбан – Ий и капитальный ремонт дороги Ий – Тоора-Хем с двумя мостами. Это будут инвестиции от Голевской горнорудной компании плюс федеральные средства.

Алдынай Тюлюш информагентство «ТуваМедиаГрупп»

Фото из сети интернет

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста напишите Ваш комментарий
Пожалуйста введите Ваше имя