Сложно есть мёд без ложки: что мешает развитию угольной отрасли Тувы

    0
    12

    На совещании в Москве, которое состоялась 27 марта, Глава Тувы Шолбан Кара-оол обозначил две проблемы, мешающие развитию региона – дефицит электроэнергии и неразвитость транспортной составляющей республики. Позиция тувинских властей на этом совещании была следующей: «Туве необходима помощь федеральной власти в создании равных с другими субъектами страны условий развития». Правильность позиции лучше всего демонстрирует нынешнее состояние угольной отрасли Тувы в сравнении с прогнозами, которые делает минэкономики республики.

    Пропускная способность транспортных артерий республики не позволяет широко развернуться инвесторам. Более того, логистика поставок угля за Саяны с использованием автомобильных дорог увеличивает себестоимость чёрного топлива.

    Если предприятия угольной отрасли Тувы достигнут проектной мощности, ежегодные налоговые поступления в бюджет республики по «угольной» позиции составят более двух миллиардов рублей в год. Однако инвесторы, увеличивая объемы производства на своих предприятиях, действуют очень осторожно и даже с опаской.

    К примеру, «Межегейуголь» – тувинское подразделение «ЕВРАЗ» – в 2017 году добыл более 800 тысяч тонн угля. Следующий, 2018 год закончил с незначительным увеличением: добыто 1086,1 тысячи тонн.

    Подобная тенденция заметна и у других двух активных игроков тувинской угольной отрасли – Тувинской горнорудной компании (ТГРК) и Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК). Причем, по итогам 2018 года у ТЭПК наблюдается серьезное снижение добычи. В 2017 году корпорация добыла 73,7 тысяч тонн угля, 2018 год закончила значительно скромнее: подняла на-гора 24 тысячи тонн.

    Что касается ТГРК, то в 2017 году компания добыла 532,5 тысячи тонн угля, а в 2018 году – 656 тысяч тонн.

    Быть осторожными с увеличением объемов производства угольщиков вынуждают условия. Согласно прогнозу минэкономики Тувы, «увеличение добычи угля для компаний нецелесообразно из-за невозможности вывоза больших объемов автомобильным транспортом».

    Минэкономики в своем отчете прямо подчеркивает, что в случае вывоза грузов в пределах 10-15 миллионов тонн, автомобильная дорога Р-257 «Енисей» будет перегружена. Воображение рисует продолжительную – в 400 километров – пробку от угольных месторождений и до самых отгрузочных станций в Абакане.

    Важно отметить, наличие «автопробега» у каждой партии тувинского угля – четыре сотни километров – ощутимо увеличивают себестоимость для конечного потребителя. По данным минэкономики республики, удорожание за счет транспортных расходов составляет 39 процентов.

    Включение в логистику железной дороги сократит перевозку угля автомобильным транспортом ориентровочно до 30 километров. То есть, более, чем в десять раз.

    Появление железной дороги должно подтолкнуть инвесторов к увеличению производства, считают в минэкономики. По предварительным данным подсчетам, тот же «Межегейуголь» потенциально может увеличить добычу до 6,2 миллионов тонн в год; ТГРК – до двух миллионов тонн; ТЭПК – до 15 миллионов тонн.

    Заказчиком строительства железной дороги в Туву как раз является ТЭПК. Корпорация изначально напрямую связывала проект разработки Элегестского угольного месторождения со строительством железной дороги.

    Помимо трех активных разработчиков угольных месторождений Тувы, есть еще и четвертая компания – ООО «УлугхемУголь» – структура ПАО «Северсталь». Она владеет лицензией на добычу каменного угля на участке «Центральный» в западной части Улуг-Хемского угольного бассейна. После 2012 года, когда со строительством железной дорогой в Туву возникли проблемы, лицензия «УлугхемУголь» была пересмотрена в сторону увеличения.

    Возможно, при наличии железной дороги структура «Северстали» в Туве возобновит свою деятельность. А три другие компании, занятые в угольной отрасли, начнут вести себя увереннее в увеличении объемов производства. Все это даст те самые два миллиарда рублей собственных доходов в бюджет региона.

    На первый взгляд, конечно, это небольшие деньги. Однако учитывая ряд программ, направленных на развитие социально инфраструктуры региона, становится очевидным, два миллиарда рублей – мощный инструмент для привлечения дополнительных средств.

    Появление железнодорожного сообщения сделает Туву более привлекательной. Если нашлось несколько инвесторов, которые зашли в республику без железной дороги, то найдётся еще больше желающих, когда долгожданная инфраструктура появится. А пока угольным компаниям остается есть мёд без ложки, даже если это очень сложно.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста напишите Ваш комментарий
    Пожалуйста введите Ваше имя