TMG news

Что делать с шерстью?

7 июля 2021
245

В детстве Ундэс Чангы-оол не хотел ходить в школу и мечтал стать животноводом. Дедушка с бабушкой отговаривали: «Как же ты будешь считать свой скот, если будешь неграмотным? Как будешь читать книги, пока пасёшь овец?». Мальчик согласился. Окончив школу, он получил высшее образование в сфере городского кадастра, но желание разводить скот и жить на чабанской стоянке его не отпустило.

«Я вырос на чабанской стоянке. Дедушка с бабушкой выращивали коров сначала в Самагалтае, потом в сумоне Куран Тандинского района. В 2014 году зарегистрировали Крестьянско-фермерское хозяйство, построили зимнюю стоянку, купили 90 овец. В девять лет была у меня кобылица с жеребёнком. Сейчас 25 лошадей, 170 коров, 1080 овец и коз. Главное в этом деле – иметь пастбища и следить, чтобы в кошаре было сухо, особенно весной во время приплода», - рассказал животновод.

В этом году в хозяйстве Ундэса Чангы-оола родилось 350 ягнят и козлят, 64 телёнка. По словам молодого животновода, прошедшая зима была тёплой. Главный вопрос, который волнует Ундэса Чангы-оола – отсутствие в Туве централизованной приёмки и переработки шерсти. «Например, целая «ГАЗель» овечьей шерсти стоит около четырёх тысяч рублей. Но её ещё надо в Кызыл довезти. Приходится, чтоб не валялась как мусор. Хотя расходов больше, чем дохода. Нет и пунктов приёма молока. Да и доярок в это время не найти на такое количество скота. Коров доим только для собственных нужд. Конечно, хотелось бы организовать молочный бизнес, купить оборудование, но на стоянке нет электричества», - сетует Чангы-оол.

Такой же вопрос ежегодно возникает и у его соседей – Омака и Чойганы Ак-оол. В их хозяйстве не только коровы и овцы, но и яки, которые Чойгана привезла из родной Монгун-Тайги, выйдя замуж за тес-хемца.

«10 яков мы перегнали в 2019 году. Сейчас вместе с телятами их уже 20. Местный народ, конечно, сначала интересовался нашими животными. Никто в этих краях не знал, как с ними обращаться, как доить. Климат здесь другой, не такой как в Монгун-Тайге, но справляемся. В жару уводим стадо повыше в тайгу», - рассказала Чойгана Олеговна.

Семья Ак-оолов – участники губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи» 2019 года. В этом году они уже передали 200 овец следующей семье. На их стоянке также, как впрочем, и везде по Туве, лежит овечья шерсть. Вывозить её и сдавать – дорого. «Даже и не знаем, что с ней делать. Вот и лежит», - говорит Чойгана Ак-оол.

А вот из ячьего молока хозяйка делает традиционные молочные продукты. Сушёный и мягкий творожок, мягкий сыр, да и без чая с жирным молоком сарлыка её тес-хемские родственники уже не представляют день.


ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru

Фото из открытых источников

 

Редакция TMG