Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сиротство в Туве. Пора бить тревогу!

2 июля 2021
195



Тува остается одним из регионов России, где проблема сиротства, в том числе и социального, остается сложной. Детей, оставшихся без попечения при живых родителях, в республике более 4000 тысяч. При этом старожилы говорят, что так было не всегда. В традициях жителей региона – не оставлять детей без дома и присмотра, даже если они неродные. Раньше, если родители погибали, дальние родственники или даже соседи принимали детей в семью и растили, как родных. Пора напомнить людям о их исконных традициях и о том, что растить пусть и неродного ребенка - большая радость.

Рука об руку с… алкоголизмом
В 2020 году результатом родительской безответственности стали более 4000 социальных сирот в Туве. И это только официальная цифра. А сколько всего детей находится в опасной ситуации? Дети в республике становятся сиротами и при живых родителях, среди основных причин явления – родительский алкоголизм. К 1 октября 2020 года в Туве насчитали 3850 сирот.
Среди причин, по которым дети лишаются родительской опеки, на первом месте - алкоголизм. На втором – низкий уровень жизни из-за асоциального образа жизни родителей и безработицы. Родители не создают комфортных условий для детей из-за материальных проблем, часто это происходит из-за большого количества членов семьи, многодетные семьи в республике – не редкость, а, скорее, данность. На третьем месте – родительский эгоизм, утрата чувства родительской ответственности. Больше всего таких детей в Кызыле, Кызылском, Дзун-Хемчикском и Бай-Тайгинском районах. В республике в неполных семьях растут 12 тысяч детей. 4500 неполных семей находятся в трудной жизненной ситуации. Для полноты осознания масштабов проблемы приведем в пример небольшую численность населения республики - всего 320 000 человек.
Не будут растить – не могу прокормить
Рост социального сиротства, детской безнадзорности, как демографическая катастрофа имеет в основе своей общий кризис семьи. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление, как отказ от ребенка, в связи с отсутствием возможности его прокормить.
Анализ показал, что чаще родительских прав лишают матерей-одиночек. При этом у ребёнка, в большинстве случаев, есть живой отец, который не принимает участия в его жизни. Документально подтвердить родственные отношения с ребёнком такие отцы не могут. Поэтому детей отдают в интернаты, под опеку родственников или в лучшем случае усыновляют. Но с усыновлением есть ряд проблем…На примере Детского дома Кызыла мы покажем весь масштаб этого сложного вопроса.

Поколение S – социальные сироты-сиблинги
На начало января 2021 года в учреждении живут 18 детей от 3 до 7 лет, 12 из которых - социальные сироты. Некоторые из них будут усыновлены в течение года, но такая возможность появится не у всех. Есть такое понятие дети-сиблинги. Это дети, которых объединяет родственная связь, они братья и сестры. Как правило, тувинские семьи многодетные, причем состоят в среднем из 4-5 детей. У одной матери могут быть дети от разных отцов. В случае, если она их бросает, все ребятишки попадают под опеку государства. Усыновить одного ребенка-сиблинга невозможно, законом запрещено разделять родных сестер и братьев, поэтому если кто-то хочет оформить опеку или усыновить сиблинга, ему придется взять в свой дом всех его родных  братьев и сестер. В Детском доме Кызыла большинство детей – сиблинги, поэтому их шансы на усыновление стремятся к нулю.

Другие
Есть в Туве и семьи, истории которых помогают взглянуть на жизнь с новой стороны. Айгуль Сырат и Константин Янов - родители шестерых детей. Ролан Монгуш - отец семерых детей, Ульяна Ооржак - мама 10 детей. И таких семей в республике много. Их истории вдохновляют других не бояться трудностей и даже с неродными детьми жить в согласии и понимании. Своим примером они показывают, что воспитание большого количества детей возможно, это не так трудно, как кажется. А еще эти семьи чтут традиции тувинцев, в семьях которых всегда было много детей. Воспитывали их всем родом. Дети, взращённые в таких многодетных семьях, вырастают счастливыми и  приобретают важные жизненные и семейные ценности.
Однако реальность такова, что в сфере семейно-брачных отношений происходят разрушительные процессы. Это во многом коснулось и тувинских семей, хотя испокон веков семья для тувинцев являлась важной и единственной формой существования. Если мужчина или женщина по каким-то причинам не могли иметь детей, то они просили их у многодетных семей: это помогало человеку обрести смысл жизни. Дети рано начинали помогать родителям по хозяйству, быстро включались в производственный процесс, они никогда не были лишними и ненужными. Желание иметь детей считалось высочайшей ценностью у тувинцев. Если только замечали, что роженица чурается своего ребенка, избегает его, перестает кормить грудью или ласкать (что было редко), принимались экстренные меры. Приглашалась женщина – «энэптиг» (самая солидарная), «чылыгчым чаксе-стуг» (с теплым, ласковым словом).
 

Уругазыраар
У тувинцев был широко распространен опыт «уругазыраар» – воспитывать детей родственников и других людей. С давних пор существует традиция привлечения кормилиц для новорожденного ребенка, которая без ущерба для собственного дитя выкармливала и чужого. Кормилица почиталась наравне с родной матерью, а ее дети доводились новорожденному молочными братьями и сестрами. Такое родство считалось почти кровным, молочным братьям и сестрам запрещалось вступать в брачные отношения.
Усыновление детей считалось доброй традицией тувинского народа. Мотивами удочерения (усыновления) могли быть бездетность, сиротство, несовпадение родовой (цвета кожи). Принято было усыновлять детей даже здравствующих родителей. Как правило, это были малыши многодетных родственников. Все они воспитывались как родные. В народе говорят так: «Приемный ребенок особенно теплым кажется». Отношение самих детей к своему приемному брату или сестре было такое же доброжелательное, как к родным. Приемный ребенок обладал такими же полномочиями и правами, как и родные дети. Если рождались одни девочки, то из другой семьи усыновляли мальчика и наоборот. Если в одной семье рождались только девочки, а в другой – только мальчики, то менялись детьми, когда они еще лежали в колыбели.
 

Быть неравнодушным
Да, не все семьи сейчас живут так, как раньше, но хороших примеров предостаточно. Кроме приемных семей один из примеров заботы о детях-сиротах сегодня – их закрепление за членами республиканского правительства. Чиновники берут детей-сирот на поруки, становятся для них наставниками. Власти борются с социальным сиротством и политическими методами, в частности, ограничением продажи алкоголя: запрет в выходные дни, продажа в будни с 11.00 до 15.00 часов. В Туве действуют проекты «Семейный психолог» и «Тува – территория примирения», призванные уменьшить число разводов, чтобы они не становились нормой жизни. Для желающих взять на воспитание сирот по инициативе правительства открыта «Школа опекунов», в которой специалисты готовят будущих приёмных родителей к ответственному шагу. За минувший год подготовку в этой школе прошли 512 человек, которые приняли на своё попечение 785 сирот. Действует и «Совет отцов», благодаря которому в прошлом году в 19 семей возвращены их главы, которые чуть было не стали нерадивыми отцами.
Несколько лет назад (2013 – 2014 гг.) в Туве была реализована программа «Дети Тыва», на которую выделили 22 миллиона рублей на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. Главной целью было снижение количества семей из группы риска, повышение статуса семьи, развитие и пропаганда семейных ценностей, уменьшение количества безнадзорных детей, защита прав несовершеннолетних. За счет программы приобрели медицинское оборудование для детских лечебных учреждений, на эти цели заложено 11 миллионов 800 тысяч рублей. Также построили круглогодичное учреждение отдыха для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Если смотреть динамику, то в 2008 году на 1000 детского населения Тувы приходилось до 49 сирот, к 2014 году их количество снизилось до 35 человек на 1000 детей (по России в среднем 22). Но в основном такие показали достигались за счет выбытия детей сирот по возрасту. Общая численность сирот на конец 2015 года составляла 3938 человек, или на 8 % меньше, чем было в предыдущем году. В 2021 году количество социальных сирот в Туве возросло и перевалило уже за 4000 человек.
Тува неравнодушна в вопросах сиротства, но предпринимаемых мер, как показывает статистика, недостаточно.


Ольга Возовикова ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru
Фото из открытых источников