Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Кызыл
29 июня, ср
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Все новости Тувы
Кызыл
29 июня, ср

Железная дорога-исторический шанс для прорыва Тувы на примере Тобольска

17 июня 2022
70

На Петербургском международном экономическом форуме, который проходит в эти дни, делегацией Тувы презентован проект международного транспортного коридора-обновленный проект строительства железной дороги, проходящей через республику и соединяющей Россию со странами юго-восточной Азии.

Если раньше проект железной дороги Курагино-Кызыл имел тупиковый характер с весьма отдаленными перспективами соединения с азиатскими железными дорогами, то новая концепция строительства железной дороги через Туву коренным образом отличается от прежнего проекта, фактически унаследованного из советских времен и направленного только на вывоз минерально-сырьевых ресурсов республики через Транссибирскую железнодорожную магистраль, на сегодняшний день и так перегруженную, что приходится распределять квоты на грузоперевозки федеральному правительству.

Нет худа без добра говорят. Применимо к проекту строительства железной дороги Курагино-Кызыл можно сказать: «Хорошо, что этот проект с тупиковым железнодорожным сообщением, направленным в основном на вывоз сырья из Тувы и даже без возможности перевозок пассажиров, так и не начался». Если бы этот проект был реализован, то в будущем, при соединении российских железных дорог с азиатскими через Монголию и с точкой присоединения в Туве, транснациональный коридор в виде железной дороги Курагино-Кызыл-Монголия-Китай имела бы узкое место между Курагино и Кызылом, с максимальным объемом грузопотоков до 15 млн.тонн в год, к тому же без возможности осуществления перевозок пассажиров.

Сейчас, как сообщил Глава республики Владислав Ховалыг, руководство республики предлагает железную дорогу через Туву сделать новым транспортным коридором между Россией и странами юго-восточной Азии со значительным увеличением объема перевозимых грузов и возможностью перевозки пассажиров. В таком случае железная дорога будет использоваться не только для вывоза минерально-сырьевых ресурсов (прежде всего угля), но и транзита грузов в обоих направлениях между Россией и азиатскими странами (Монголия, Китай и т.д.). Может так статься, что вывоз сырья из Тувы даже не будет основным назначением будущей железной дороги, а в приоритете будет транзит грузов и пассажиров по новому транспортному коридору.

Несомненно, в связи с принятием новой концепции строительства железной дороги проект Курагино-Кызыл придется коренным образом пересматривать в сторону увеличения объемов перевозимых грузов и с учетом перевозки пассажиров. Но это того стоит, потому что этот, фактически новый проект транспортного коридора между Россией, Монголией и Китаем, дает шанс Туве сделать в своем развитии гигантский шаг, от которого в свое время отказались депутаты и элиты города Тобольск-губернского центра Западной Сибири…
Про этот урок истории стоит напомнить и сторонникам, и противникам строительства железной дороги в Туве.

Во времена царской России, в конце 19-го- в начале 20-го веков, когда железная дорога добралась до Урала, именно элиты и депутаты Тобольска начали противиться строительству железной дороги от Екатеринбурга до Тобольска и далее через Тобольск в сторону Томска и Енисея.

Поскольку решение о строительстве железной дороги между европейской частью России и Дальним Востоком, которая впоследствии стала называться ТрансСибом, на самом высоком государственном уровне был уже решен, вопрос был только о маршруте прокладки будущей железной дороги.

В связи с тем, что элиты и депутаты в то время процветавшего Тобольска не поддержали проект строительства железной дороги через Тобольск, инженеры, проектировавшие ТрансСиб, предложили альтернативный вариант маршрута Екатеринбург-Тюмень и далее в сторону Омска. Тюмень в то время был всего лишь уездным городишкой. Пока депутаты и элиты Тобольска бесконечно дебатировали об альтернативных путях развития губернского центра без железной дороги, проектировщики уже проектировали переход через реку Обь у поселка Ново-Николаевка и далее в сторону Восточной Сибири.

После строительства ТрансСиба поселок Ново-Николаевка у реки Обь со временем стал крупнейшим городом страны Новосибирском-третьим городом России, крупнейшим научно-производственным мегаполисом мирового уровня. Крупным городом-центром губернии стал и бывший районный центр Тюмень, известный всему миру не только нефтяной промышленностью, но и развитой экономикой и социальной сферой.

А город Тобольск, центр Тобольской губернии, про которого в те времена писали «Имевший хорошие водные пути на север, восток и юг губернии, по своему местоположению являвшимся естественным и необходимым пунктом для развития промышленности и культуры Севера и препятствием такому развитию является отсутствие хороших путей сообщения с Европейской Россией» и «Все природные богатства севера, востока и юга Тобольской губернии не могут в настоящее время быть использованы только благодаря отсутствию железной дороги от Тобольска до Европейской России», так и остановился в своем развитии после отказа от железной дороги.

Про это теперь пишут в истории Тобольска: «Как не согласиться с мнением одного из патриотов Сибири, пытавшегося убедить сограждан в необходимости железнодорожного сообщения между южной и северной части губернии? Не была ли то обычная зависть обывателей к тем, кто намеревался за счет экономически выгодного пути умножить свой капитал? Или то была обычная провинциальная косность мышления? А может, просто боялись наплыва «чуждых элементов» в тихий городок? Вряд ли мы сегодня сумеем ответить на этот непростой вопрос. Ясно одно: своим нежеланием к развитию горожане обрекли Тобольск если не на полное, то на долгое забвение, и он незаметно шагнул из разряда города губернского в категорию уездную и какое-то время как бы застыл в своем развитии в начале прошлого века, что прошествовал мимо «путем своим железным». Не об этом ли мечтали наши предки?».

Сегодня, когда Глава республики Владислав Ховалыг инициирует обновленный проект строительства железной дороги между Россией, Монголией и Китаем как нового транснационального транспортного коридора, про урок Тобольска, упустившего свой исторический шанс для своего развития, мы не должны забывать. Теперь все знают- где Тобольск, а где Тюмень и Новосибирск.

И еще, в свое время ТрансСиб был задуман и реализован не только как железнодорожное сообщение, но и как инфраструктурный проект-каркас страны. Хотелось бы, чтобы такой каркас, охватил и нашу республику. На основании такого каркаса Тува и будет иметь шанс повторить судьбу Тюмени и Новосибирска. И как знать, может быть Кызыл в будущем из географического центра Азии станет крупнейшим промышленным, научным и культурным центром Азии?

Однозначно сказать можно только следующее: «Пример Тобольска, в свое время отказавшегося от железной дороги, не имеет перспектив. Судьбы Тюмени и Новосибирска, из маленьких поселков ставших большими городами, благодаря железной дороге, должны быть для Тувы ориентирами на будущее».

Об этом должны знать все жители Тувы.

Михаил СЕРГЕЕВ, ИА «ТуваМедиаГрупп».

Фото из открытых источников.