«Как в данной ситуации это возможно?» - спросите вы. Непросто и, конечно, не быстро, но задел к тому имеется колоссальный. Государство пытается влиять на ценообразование квадратного метра в регионе с помощью ввода на рынок собственных стройматериалов. В Туве заработал завод по производству железобетонных изделий с воздушно-плазменным станком резки металла и экспериментальным выпуском лего-кирпича. Если линейка завода по выпуску кирпичей пройдет контроль качества, то на рынок Тувы потечет волна местного строительного брикета. По мнению экспертов, это значительно снизит напряжение в строительном деле, которое в Туве давно не задалось из-за дороговизны привозного материала.
Известно, что все стройматериалы в Туву привозят автомобильным транспортом. Железной дороги в регионе нет, потому затраты на дорогу в 400-800 километров накладывают на каждый кирпич свою копейку. Главный вопрос: сколько будут стоить местные кирпичи и ЖБИ? Тувинские строители опасаются, что цены могут “кусаться”. “А полностью государственное производство никак не наладить? Цены-то ведь засаянские будут - четверть века не было вам примером, – пишет пользователь соцсети ВКонтакте Андрей Куулар. – Цены может сдерживать только власть. Нужна прямая регулировка аппетитов собственников компаний”.
И, действительно, если государству удастся полностью контролировать предприятия, созданные по Индивидуальной программе развития Тувы, это будет значить, в первую очередь, контроль цен. Тогда пойдет совсем другой разговор. В части строительства можно будет значительно снизить стоимость возведения зданий. А если нет? Ведь программа рассчитана на государственно - частное партнерство и, согласно условиям, через 5 лет успешной работы оборудование полностью перейдет в собственность Сергея Уюсова – руководителя данного завода. Другими словами, регулировать цены государство сможет минимум 5 лет, а как далее поведет себя инвестируемая компания – неизвестно. В любом случае в ситуацию всегда может вмешаться вопрос конкуренции и качества продукта. Дорогую и некачественную продукцию местные застройщики легко могут проигнорировать и вновь обратить свои взоры на Хакасию, но тогда всё вернется на круги своя.
По части регулирования цен известно мнение министра строительства Тувы Аяса Хунай-оола. По его словам, стоимость продукции от ООО “Восток” будет такая же, как и в соседней Хакасии: “Цены будут на уровне Абакана. Местные строительные подрядчики сэкономят на транспортировке товара”. Также министр сообщил, что по ИПСЕЭР все целевые показатели прошлого года компанией выполнены - выпущено 29 000 кубов изделий, трудоустроены 15 человек. В планах до 2024 года расширение завода ЖБИ (с производством кирпичей), на что программой предусмотрено еще около 700 млн рублей. Завод по производству железобетонных изделий был построен ещё в прошлом году. Благодаря программе развития Тувы дорожное предприятие «Восток» получило финансовую поддержку и теперь производит экспериментальный кирпич и железобетонные изделия. По словам руководителя ООО «Восток», депутата Верховного Хурала РТ Сергея Уюсова, инвестиции помогли им в 2020 году приобрести комплекс необходимого производственного оборудования на сумму в 50,5 миллионов рублей и таким образом модернизировать цех ЖБИ.
Итак, действующие договоренности показывают, что ООО “Восток” свои обязательства выполняет и надеется на дальнейшее долгосрочное сотрудничество. Возможно, оно всегда будет также лояльно по уровню цен, как и сейчас. Отметим, что в данное время розничным покупателям продукцией цеха воспользоваться нельзя, пока её распределяют среди подрядчиков, которые строят в Туве социальные объекты: детсады, школы, ФАПы и другое.
В целом, приятно осознавать, что после развала СССР и перестройки, это первое крупное предприятие в Туве, которое производит именно свою продукцию. Люди старшего поколения хорошо помнят, что ранее в Кызыле работал завод железобетонных изделий. Однако с приходом 90-х годов он был развален. Люди судачат, что впоследствии завод был приватизирован известным семейным кланом республики.
Много лет предприятие не работало, постепенно разрушаясь и превращаясь в городские развалины.
По данным Минэкономики Тувы, всего проектов в рамках Индивидуальной программы развития Тувы - 34, из которых 60 % являются организационными, а 14 проектов – инвестиционные. По итогам 9 месяцев прошлого года профинансировано 5 проектов, один из которых завод ЖБИ. Таким образом, благодаря Индивидуальной программе, инициированной главой Тувы Шолбаном Кара-Оолом , производителей и инвесторов в Туве до 2024 года должно стать в разы больше.
Ольга Возовикова ИА “ТуваМедиаГрупп” www.tmgnews.ru
Фото “ТуваМедиаГрупп”
Для ветеранов СВО из Тувы продолжают адаптировать жилье
По программе Государственного фонда «Защитники Отечества» завершилась адаптация жилья ветерана боевых действий Санды Монгуша из города Чадана.