«Как в данной ситуации это возможно?» - спросите вы. Непросто и, конечно, не быстро, но задел к тому имеется колоссальный. Государство пытается влиять на ценообразование квадратного метра в регионе с помощью ввода на рынок собственных стройматериалов. В Туве заработал завод по производству железобетонных изделий с воздушно-плазменным станком резки металла и экспериментальным выпуском лего-кирпича. Если линейка завода по выпуску кирпичей пройдет контроль качества, то на рынок Тувы потечет волна местного строительного брикета. По мнению экспертов, это значительно снизит напряжение в строительном деле, которое в Туве давно не задалось из-за дороговизны привозного материала.
Известно, что все стройматериалы в Туву привозят автомобильным транспортом. Железной дороги в регионе нет, потому затраты на дорогу в 400-800 километров накладывают на каждый кирпич свою копейку. Главный вопрос: сколько будут стоить местные кирпичи и ЖБИ? Тувинские строители опасаются, что цены могут “кусаться”. “А полностью государственное производство никак не наладить? Цены-то ведь засаянские будут - четверть века не было вам примером, – пишет пользователь соцсети ВКонтакте Андрей Куулар. – Цены может сдерживать только власть. Нужна прямая регулировка аппетитов собственников компаний”.
И, действительно, если государству удастся полностью контролировать предприятия, созданные по Индивидуальной программе развития Тувы, это будет значить, в первую очередь, контроль цен. Тогда пойдет совсем другой разговор. В части строительства можно будет значительно снизить стоимость возведения зданий. А если нет? Ведь программа рассчитана на государственно - частное партнерство и, согласно условиям, через 5 лет успешной работы оборудование полностью перейдет в собственность Сергея Уюсова – руководителя данного завода. Другими словами, регулировать цены государство сможет минимум 5 лет, а как далее поведет себя инвестируемая компания – неизвестно. В любом случае в ситуацию всегда может вмешаться вопрос конкуренции и качества продукта. Дорогую и некачественную продукцию местные застройщики легко могут проигнорировать и вновь обратить свои взоры на Хакасию, но тогда всё вернется на круги своя.
По части регулирования цен известно мнение министра строительства Тувы Аяса Хунай-оола. По его словам, стоимость продукции от ООО “Восток” будет такая же, как и в соседней Хакасии: “Цены будут на уровне Абакана. Местные строительные подрядчики сэкономят на транспортировке товара”. Также министр сообщил, что по ИПСЕЭР все целевые показатели прошлого года компанией выполнены - выпущено 29 000 кубов изделий, трудоустроены 15 человек. В планах до 2024 года расширение завода ЖБИ (с производством кирпичей), на что программой предусмотрено еще около 700 млн рублей. Завод по производству железобетонных изделий был построен ещё в прошлом году. Благодаря программе развития Тувы дорожное предприятие «Восток» получило финансовую поддержку и теперь производит экспериментальный кирпич и железобетонные изделия. По словам руководителя ООО «Восток», депутата Верховного Хурала РТ Сергея Уюсова, инвестиции помогли им в 2020 году приобрести комплекс необходимого производственного оборудования на сумму в 50,5 миллионов рублей и таким образом модернизировать цех ЖБИ.
Итак, действующие договоренности показывают, что ООО “Восток” свои обязательства выполняет и надеется на дальнейшее долгосрочное сотрудничество. Возможно, оно всегда будет также лояльно по уровню цен, как и сейчас. Отметим, что в данное время розничным покупателям продукцией цеха воспользоваться нельзя, пока её распределяют среди подрядчиков, которые строят в Туве социальные объекты: детсады, школы, ФАПы и другое.
В целом, приятно осознавать, что после развала СССР и перестройки, это первое крупное предприятие в Туве, которое производит именно свою продукцию. Люди старшего поколения хорошо помнят, что ранее в Кызыле работал завод железобетонных изделий. Однако с приходом 90-х годов он был развален. Люди судачат, что впоследствии завод был приватизирован известным семейным кланом республики.
Много лет предприятие не работало, постепенно разрушаясь и превращаясь в городские развалины.
По данным Минэкономики Тувы, всего проектов в рамках Индивидуальной программы развития Тувы - 34, из которых 60 % являются организационными, а 14 проектов – инвестиционные. По итогам 9 месяцев прошлого года профинансировано 5 проектов, один из которых завод ЖБИ. Таким образом, благодаря Индивидуальной программе, инициированной главой Тувы Шолбаном Кара-Оолом , производителей и инвесторов в Туве до 2024 года должно стать в разы больше.
Ольга Возовикова ИА “ТуваМедиаГрупп” www.tmgnews.ru
Фото “ТуваМедиаГрупп”
“Золотые” квадратные метры Кызыла могут обесцениться
15 марта 2021
135