Театр может всё

0
54

Тёмные времена рождают сильных людей. Эта фраза вполне характеризует работу Национального музыкально-драматического театра РТ. Главный храм искусства во время пандемии был на амбразуре сохранения духа народа. Не меньше. Сидя на карантине, зрители театра продолжали наслаждаться любимым искусством с экранов смартфонов и компьютеров. Тяжёлые времена на исходе. Чем же сейчас живёт тувинский театр, мы спросили у директора учреждения Станислава Ириля.

 -Станислав Николаевич, признайтесь, тяжело было переориентироваться на онлайн-работу? Ведь театр – это искусство, в котором важно живое взаимодействие со зрителем?

 -А живое взаимодействие и не исчезало. Да, конечно, первое время мы не понимали, как продолжать свою работу. Но сейчас однозначно можем сказать, что технологии – это добро. В период пандемии наш театр работал даже больше, чем до. Почти три тысячи просмотров на ютуб-канале театра только в дни новогодних каникул – это о чём-то ведь говорит. При том, что наш зал рассчитан на 600 мест. Значит, наши спектакли и концерты посмотрело большее число зрителей, чем могло быть без пандемии. Также на сайте театра можно было приобрести билет на онлайн-просмотр спектакля. Эта услуга была сверхпопулярной. Цифровая действительность, в которой существовал театр, дала понять, что мы можем всё.

Действительно, число подписчиков страниц театра в соцсетях за время пандемии выросло в разы. Группы театра в «ВКонтакте» и «Инстаграм» являются самыми крупными среди страниц учреждений культуры республики. Во «ВКонтакте» у них сейчас – 14 800 подписчиков, в «Инстаграм» – 68 300 подписчиков, в YouTube – больше четырех тысяч.

— Как период пандемии пережили ветераны сцены? Несколько Народных артистов перешагнули 65-летний рубеж.

— Так ведь и они не оставались без работы. Наши ветераны шагают в ногу со временем. Они проводили онлайн-встречи со зрителями в «Инстаграме» театра. Мы их тоже не забывали, поздравляли с праздниками, отвозили продуктовые наборы и средства индивидуальной защиты. Причём заработная плата у всех была сохранена.

Не могу не сказать и о наших великих потерях. В прошлом году от нас ушли Галина Темир-ооловна Дугержаа, Чылгычы Чимит-Доржуевич Ондар, Алексей Кара-оолович Ооржак, Шолбан Авырович Даваа, Чадамба Байырович Монгуш, Дадар Архиповна Монгуш и Валерий Павлович Шульга. Это великие личности, внёсшие неоценимый вклад в тувинское театральное искусство.

— С 12-го декабря 2020 года в Национальном театре начались показы спектаклей с 25-процентной заполняемостью зрительного зала, с 5 февраля разрешили заполнять зал наполовину и с 18 февраля вы вернулись в обычный режим работы. Люди не отвыкли ходить в театр?

— Что вы! Наоборот. С уверенностью могу сказать, что у тувинского театра даже появились новые поклонники и зрителей стало больше.

— А с чем вы это связываете?

— Народ соскучился «по хлебу и зрелищам». Ну, а если серьёзно, то люди стали ценить то, что раньше казалось не особо важным. Вечер в театре, обсуждение спектаклей с друзьями, профессиональное искусство после месяцев просмотра сериалов стало необходимостью, такой же, как воздух. По крайней мере, мне бы хотелось в это верить.

— Чем порадовали истомившихся по театру?

— В целом репертуар с начала года составляют 16 постановок. Только за первые три месяца года мы выпустили три новых спектакля. В январе при 25-процентной наполненности зала прошли премьерные показы спектакля «Тараа» по пьесе Кежика Конзая в постановке Марины Идам. Пьеса написана по мотивам повести Народного писателя Тувы Кызыл-Эника Кудажы. Идея о постановке спектакля принадлежит заслуженному артисту России, народному артисту Тувы Алексею Ооржаку.

В конце января состоялась премьера спектакля «Колыбельная на чужбине» по пьесе Владимира Зуева в постановке Марины Идам. Несмотря на то, что спектакль был поставлен в 2020 году, продажа билетов и живое исполнение спектакля мы смогли осуществить только в этом году. Драма о чувствах матерей, которые ищут сыновей, не вернувшихся с поля войны.

И в марте уже на полный зрительный зал мы презентовали музыкальный спектакль «Янтарные бусы» по пьесе Саяны Ондур в постановке приглашенного режиссера Бориса Манджиева. Легенда, лежащая в основе сюжета, повествует о влюбленных Алдаре и Алдын. Их история разворачивается на фоне событий древнескифского времени. Спектакль также приурочен к 100-летию образования Тувинской Народной Республики.

Как отметил Станислав Николаевич, заняты в театре не только новыми спектаклями. Это только то, что на виду. Есть не менее, а иногда даже и более значимые вещи, которые человеку со стороны не видны. Например, Тувинский театр в феврале выиграл грант на организацию тифлокомментирования благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Тифлокомментирование – это комментирование спектакля для зрителей с нарушениями зрения в реальном времени. Теперь у 700 инвалидов по зрению есть возможность насладиться театральным искусством. Первый показ прошёл 26 марта. Как рассказал Станислав Ириль, в этом году покажут восемь спектаклей с тифлокомментированием.

«Хайыраан бот» — 8 октября и 16 октября

«Хары черде опей ыры» — 26 марта и 8 мая

«Чавагазын салбактанар» 11 апреля и 23 октября

«Кайда сен, ачай?» — 20 ноября и 19 декабря.

Для того, чтобы оценить спектакль с тифлокомментированием, достаточно попросить специальные наушники в зрительской службе театра в фойе на первом этаже. Впрочем, на эти спектакли приглашают и всех остальных зрителей.

ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru

Фото из открытых источников

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста напишите Ваш комментарий
Пожалуйста введите Ваше имя