Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

В Национальном архиве Тувы рассказали о политических репрессиях в 30-е годы в отношении отдельных представителей буддийского духовенства

14 мая 2024
24

В этом году в Туве отмечается 105-летие с момента учреждения должности Пандидо-хамбо-ламы. По этому случаю руководство Национального архива республики изучило архивные материалы, связанные с политическими репрессиями, которым подвергалось буддийское духовенство в 30-е годы XX века. Особое внимание было уделено судьбе Лопсан-Чамзы Ондара.

Директор Национального архива Республики Тыва Белекмаа Мунге сообщила, что было обнаружено более 1000 листов документов, среди которых ранние материалы 1815 года, подтверждающие существование буддизма в Туве.

«Архивисты изучили 23 фонда и обнаружили самые ранние документы, датированные 1815 годом. Это краткая история тувинского народа, написанная на старомонгольском языке. В ней содержатся сведения о том, что уже в 1815 году из Тувы отправляли послушников для обучения в монастырях. Было выявлено более 1000 листов документов и оцифровано более 100 фотографий. Это свидетельствует о том, что буддизм в Туве активно развивался», - рассказывает директор Национального архива РТ.

Кроме того, были обнаружены документы, связанные со строительством храмов, обучением хуураков и лам, а также с хозяйственной деятельностью лам.

Были найдены и записи, которые свидетельствуют о репрессивных методах, применявшихся в 1930-х годах в отношении священников по всей Советской России, а также подтверждающие, что ламы из Тувы получали образование в Монголии и Тибете. Например, в 1815 году ламам и их послушникам был выдан пропуск, позволяющий им беспрепятственно пересекать границу и отправляться на обучение в Монголию.

Существуют также документы, подтверждающие, что ламы обучались в Тибете. Путь до него был очень трудным и занимал более 100 дней. Но священнослужители знали маршрут и получали образование в Лавране, который находился на границе Тибета.

К тому же ведущие специалисты Национального архива Республики Тыва начали поиск архивных документов, связанных с восстановлением доброго имени Камбы-ламы Лопсан-Чамзы. В ходе работы они обнаружили информацию о религиозном деятеле XX века в фондах архива. Однако изучение этих документов осложняется необходимостью перевода на русский и тувинский языки. Поэтому сотрудникам архива пришлось углубить свои знания не только в русском, но и в тувинском, и монгольском языках.

Лопсан-Чамзы Ондар, получивший образование в Урге и одном из монастырей Тибета, был назначен Камбы-ламой Верхне-Чаданского хурээ. В 1919 году он стал пандидо-хамбо-ламой — главой ламаистского духовенства над всеми хошунами Урянхайского края.

Однако в мае 1930 года был расстрелян в местности Адар-Тош Дзун-Хемчикского района по политическим и религиозным причинам.

Самба Норбужук

Фото Буян Ооржак

false
false
false
false
false
false