Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сборщики ягод и трав – новая профессия Тувы

15 марта 2021
125

Тува приступила к реализации плана индивидуального развития. По задумке, его проекты помогут республике значительно улучшить свои позиции. В частности, речь идет о социально-экономическом подъеме и, что немаловажно, удешевлении квадратного метра строительства жилья. Этого помогут достичь собственные заводы по производству строительных материалов: кирпичный и железобетонных изделий. По плану восстанавливают и здравницу Тувы – курорт «Чедер». Но сегодня мы отдельно расскажем вам о цехе по обработке дикоросов и садовых растений. Он уже работает на территории региона, однако, согласно плану, станет еще более масштабным, что позволит создать новые рабочие места.

Корреспондент информагентства TMG встретился с собственником ООО «Вавиол» Виктором Тунёвым и узнал все подробности предстоящей модернизации цеха.

ИА: На протяжении нескольких лет вы производите оздоровительную продукцию из даров природы Тувы: чаи, сборы, бальзамы. С недавнего времени появилась и пищевая, так сказать, для массового потребления. В чем разница между тем, что вы делаете сейчас и программой плана?

ВТ: Разница большая. Сейчас всё, что мы делаем, производится практически вручную. Масштаб ограничен, у нас нет промышленного оборудования для укрупнения производства. Деньги индивидуального плана нам выделили как раз на его покупку. Теперь мы сможем увеличить мощности и расширить линейку продуктов. Ставку сделали не на оздоровительные товары, они у нас итак представлены достаточно широко, а именно на повседневную продуктовую линейку. Рынок в связи с пандемией меняется, продажи чая снизились, но зато увеличился спрос на ягоды. Обязательно будут морсы, травяные чаи и сок. Мы уже производим соки, сиропы, варенье, джемы – это линейка из ягод, также мы развиваем направление тувинского меда и меда юга Красноярского края. Закупаем, разливаем и фасуем; на прилавках он представлен как «Минусинский» и «Тувинский» мед под брендом «Травы Тувы». После модернизации мы откроем и линейку медовых композитов: с облепихой, брусникой, голубикой и добавками трав. Это будет необычный мед, а с полезными добавками. Есть специальная технология соединения, при которой сохраняются полезные качества продуктов. Продажа будет в вакуумной упаковке. Отмечу, что наш тувинский мед дороже, потому что он более качественный. Климат в Туве засушливый, поэтому и мед получается более «сухой», к тому же пчелы его меньше собирают. Но показатели микроэлементов у такого меда выше. А ещё он чистый, без пестицидов и прочих добавок.

ИА: Почему из всех проектов выбрали именно ваш? Чем он так полезен для Тувы и её жителей?

ВТ: Потому что  это социальный проект. Фактически через предоставление рабочих мест мы участвуем в программе ликвидации бедности населения. Если у людей на селе будет работа и будет чем заняться, то мы уже можем говорить о развитии. Это не узкий бизнес- проект, он будет затрагивать тысячи людей. С расширением производства мы сможем перерабатывать около 300 тонн, а не максимум 50 тонн, как сейчас. И, конечно, нам понадобится значительно больше заготовителей дикоросов и садовых растений. Мы посчитали, что на первых порах их будет до 500 человек (сейчас в сезон работают около 100). Круглогодично на самом производстве переработки будут трудоустроены около 60 человек, а на сборе мы предполагаем за несколько лет увеличить количество заготовителей до 1000. Нам нужно брать пример с Алтая и Томской области, там многие села трудятся на сборах. Наши соседи сегодня выпускают продукции на 15 миллиардов в год, а ведь это только ягоды, грибы, дикие садовые растения. Сюда же включите и добавленную стоимость. Сама по себе малина ничего не стоит, а варенье из малины уже стоит 500 рублей. И эти деньги заработают люди, причем сразу много людей. В изготовлении бетона, например, основную выручку поделят только между 20 счастливчиками, а здесь миллион распределяется по селянам. А еще мы сохраняем природу. Сборы – это возобновляемый ресурс, здесь можно зарабатывать и не наносить урона. К примеру, недра - это не возобновляемый ресурс. Средняя и центральная полоса России видит юг Сибири именно в сырьевом развитии, но мы должны показать, что вполне возможен и баланс, ведь, как выяснилось, мы способны на многое.

ИА: О какой сумме модернизации идет речь и как она распределится?

ВТ: Суммарный проект 125 миллионов, субсидия от государства - 70 миллионов. Мы закупим варочное, разливное и фасовочное оборудование, дробилки, сушку, а также складскую технику. Хватит ли денег на представленный план? Да, но это только начало. Сами посудите: за один сезон (не считая сбора зимней облепихи) сборщик может заработать 100 тысяч рублей. Десять профессиональных заготовителей за 4 месяца заработают миллион рублей, а 1000 сборщиков - миллиард. Так вот, чтобы нам выйти хотя бы на 100 сборщиков, нужна хорошая переработка и гарантированный сбыт. Тогда это будет хороший проект. Здесь нужно сказать, что пользу проект несет не только сборщикам, производителям и покупателям, но и самой Туве, ведь что такое «Вавиол» - это серия брендов республики. Сегодня это редкость – найти натуральный товар без консервантов и красителей. Кроме того, развитие нашего предприятия несет пользу и для местного бизнеса, например, мы разрабатываем дизайн, заказываем этикетки и упаковки, всё это также работа для местных.

ИА: Какие еще выгодные сферы деятельности вы видите в Туве, между которыми можно провести параллель с вашим бизнесом?

ВТ: Если не уходить в «недра», то это овцеводство, козоводство, коневодство, разведение крупного рогатого скота. Наряду со сборами, всё это должно идти параллельно, существовать вместе и дополнять друг друга. Сейчас многие уходят из мегаполисов в деревни. Там еда лучше, воздух чище, людей и шума меньше. Для кого-то комфортнее и безопаснее жить в малом населенном пункте, но нужно обеспечить доход. И как раз для таких людей подобный труд приемлем. Причем не обязательно он должен быть физически сложным. Нет. Индустриализированным. Ведь людям помимо работы нужна и инженерная инфраструктура и комфорт: электричество, машины, строения, доступ к образованию, дороги, вода. Пока всё это в масштабах сделать сложно, но считайте, что первый шаг мы уже сделали.

Ольга Возовикова ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru
Фото из личного архива