Водителям решили поменять программы обучения. Минпросвещения выложило для общественного обсуждения проект соответствующего приказа, а также проект программ. В этих документах многие СМИ зацепил пункт о том, что автошколы смогут проводить некоторые уроки дистанционно. Чтобы снизить стоимость обучения. Это не совсем так. Однако в проекте приказа содержатся значимые положения, которые позволят автошколам снизить стоимость обучения. А к тому же повысить уровень подготовки водителей.
Но начнем именно с дистанционного обучения. Некоторые эксперты восприняли эту новацию как возможность учащимся просто смотреть по видео лекции, записи которых они получат в виде ссылок. Однако не все так просто. Как пояснила глава Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, законодательство об образовании четко все поясняет. Дистанционный режим вовсе не предусматривает лишь просмотр лекций. Это полноценный урок, на котором педагог сидит в классе за компьютером, оборудованным камерой и микрофоном.
Он проводит урок и для тех, кто физически присутствует в классе, и для тех, кто на «удаленке». Любой ученик может задать вопрос и получить на него ответ. Время присутствия в классе фиксируется. Если что, региональные органы Рособрнадзора могут проверить проведение урока, поскольку требование о регистрации и учеников на дистанционном уроке и самого урока установлено законодательством. Таким образом, педагог отрабатывает свою ставку на месте. И ученикам так удобно. Однако возникает одно большое «но».
Не все даже теоретические занятия можно проводить в дистанционном режиме. Кроме того, автошколы сами могут определять, какие занятия они проведут в удаленном формате, а какие — только в очном. Например, уроки по оказанию первой помощи в дистанционном формате провести просто нельзя. Потребуются упражнения на манекенах. По технической подготовке авто —тоже. Учиться менять масло надо на реальной машине.
Дистанционный формат для некоторых уроков по теории не снизит стоимости обучения. Но ее могут сократить другие новшества.
Например, если раньше кандидат в водители должен был обучаться по полной программе по каждой категории, то в предложенном проекте категории «D» и «Е», а также подкатегория "»D1» не значатся. Дело в том, что для получения этих категорий необходим опыт вождения по категориям «В», «С» или подкатегории «С1». Именно по этой причине из программ ушло требование обучения вождению с прицепом.
Это не означает, что на эти категории нельзя обучиться. Просто теперь они перешли в программы переподготовки. По сути, водителей автобусов и водителей машин с прицепами будут готовить именно в рамках переподготовки. А это — экономия времени, поскольку не надо вновь изучать Правила дорожного движения в полном объеме.
Кроме того, программы переподготовки тоже несколько усовершенствовали. Если раньше автошколы должны были отдельно набирать группы водителей с категориями мопедов и категориями мотоциклов для переподготовки на легковые машины, то теперь их объединят в одну группу. Ведь переучивать их предстоит практически одинаково.
Вот именно такой подход снизит стоимость обучения. Поскольку автошколам не придется долгое время набирать разные группы, чтобы обучать их одному и тому же.
Кроме того, проект предусматривает возможность подготовки водителей в автопарках. А это важно.
Если поправки будут приняты, то автошколы смогут заключать договоры с автопарками о таком обучении. И это будет полезно всем.
По данным rg.ru
Фото Александра Королькова / РГ