На территории Пий-Хемского района по поручению главы Тувы Владислава Ховалыга и просьбе учредителей фонда Кужугета Шойгу группа в составе исполнительного директора данного фонда Аяса Лопсана, Камбы-Ламы Республики Тыва Гелека Нацык-Доржу, монаха Геше Нхарамба Туптен Келсана из индийского монастыря Гюдмед, представителя монастыря Гоманг Геше Лопсанг Пунцока, монаха монастыря Цеченлинг Чамбала провела обряд прошения дерева жизни для «оживления» священной статуи Будды.
Для начала участникам необходимо было найти дерево, которое бы подходило для создания образа божества. Руководствовались следующими критериями: высокое и прямое дерево определенной толщины, которое не наносит вреда ни одному живому существу. После того, как оно было найдено, начался сам обряд.
Считается, что у любого места есть свой невидимый хозяин. Если срубить дерево, не спросив разрешения у него, это может привести к определенным негативным последствиям. Ритуал проводится в благоприятный день в соответствии с лунным и астрологическим календарями. Смысл молебна заключался в прошении дерева у хозяина места, чтобы он мог отдать его по своей доброй воле.
При этом необходимо отметить, что не любой человек может проводить такой обряд. Сначала нужно взять разрешение у Ямантака, затем пройти ретрит благопожелания и белой дороги и только потом проводить обряд. Монах Геше Нхарамба Туптен Келсан из Индии служит в резиденции Е.С. Далай-Ламы. Он посвящен и уполномочен Его Святейшеством Далай-Ламой курировать деятельность по «оживлению» статуи Будды, поэтому у группы во главе с Геше Нхарамба Туптен Келсаном была возможность провести ритуал по всем правилам.
Выбирали тщательно именно кедр, так как очень важно было найти прямое плодовитое дерево, не приносящее никому вреда. Кедр стал идеальным вариантом, потому что он кормит обитателей леса.
После проведения обряда прошения дерева жизни на стволе кедра была отмечена восточная сторона. Этот момент является очень важным в ритуале, поскольку при помещении дерева в статую Будды нужно учитывать, чтобы оно смотрело в сторону востока, так как будет олицетворять переднюю часть божества, обращенную в сторону восхождения солнца.
Камбы-Лама Тувы Гелек Нацык-Доржу отметил, что после обряда прошения работа будет продолжена по всем правилам.«Сегодня в данном обряде нам помогает Геше из Индии, который проживает в Дхарамсале, недалеко от Его Святейшества Далай-Ламы. Он является знатоком правил проведения подобного обряда оживления священных ступ и уполномочен на их проведение. Также он неоднократно помогал проводить подобные ритуалы на всей территории России», — рассказал духовный лидер буддистов Тувы.
С речью к жителям республики обратился и Нхарамба Туптен Келсан из Индии. По его словам, в Туве он находится уже более 2 месяцев, это его первый визит в республику, оказывает помощь в возведении субургана, строительство которого будет завершено в конце этого месяца. Субурган строится по всем буддийским канонам. Внутри него будет помещено множество священных писаний.
«Мне очень приятно видеть, как прекрасно видна сущность Будды, которая состоит из тела, языка и сердца. Другими словами, здесь есть символы, которые показывают все эти части. Тело Будды - это слияние двух рек: Каа-Хем и Бий-Хем. Его язык - это мантра «Ом Мани Падме Хум» на горе Догээ, а сердце и душа - это субурган, над которым мы сейчас работаем. Я бывал во многих местах по всему миру. Но такого субургана с большими надписями «Ом мани Падме Хум» нигде нет», - сказал Нхарамба Туптен Келсан.
Он также отметил, что местный климат идет на пользу его здоровью, поскольку в Дхарамсале влажный климат, из-за чего у Нхарамба Туптен Келсана возникают небольшие проблемы со здоровьем. В Туве благодаря сухому климату он начал чувствовать себя намного лучше. Он не исключил возможности повторного приезда в республику для развития буддизма. Ведь 70% населения тувинцев являются верующими людьми.
«Недавно я ездил в один из районов Тувы и был очень удивлен, насколько тувинцы являются верующими людьми. А так как основная миссия монахов — это помощь народу, мне кажется, что я смогу внести свой вклад в развитие буддизма именно в районах республики, а в столице сконцентрировано много монахов», - сказал Нхарамба Туптен Келсан.
Ай-Белек Ондар
Фото автора