В Москве с 14 по 18 декабря прошел фестиваль косторезного искусства «Сказ на бивне мамонта», организованный общественными организациями Республики Саха (Якутия) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Из Тувы в нём приняли участие два художника – бутафор Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола Олчей Санчыт-оол и мастер из Тоджи Эдуард Лопаа.
Участник фестиваля, художник – бутафор Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола Олчей Санчыт-оол поделился своими впечатлениями о поездке.
«Я впервые участвовал в фестивале косторезов, поэтому для меня всё было ново. Так как я не специализируюсь на работе с костью, сначала хотел отказаться от участия, но решил получить опыт и сейчас рад, что согласился. Сразу по прибытии отметил высокую организацию фестиваля, были созданы все условия для работы.
Я привёз с собой 18 работ из рогов лося и клыков кабана. Это композиции с животными и сувенирные ножи. В день прибытия, 14 декабря, мы выставили все наши работы на выставке-ярмарке «Косторезное искусство народов России» в центральном выставочном павильоне «Экспоцентр», расположенном в самом центре Москвы рядом с деловым районом «Москва-Сити».
На следующий день фестиваля, 15 декабря, мы двое и ещё 13 мастеров из разных регионов и городов – Чукотки, Тобольска, Холмогорска, Якутии и других – приняли участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучший косторез России» в музее-заповеднике «Царицыно». Нам всем раздали по куску бивня и дали пять часов на создание композиции.
Бивень для меня был новым материалом, я в первый раз держал его в руках. Он оказался очень приятным для работы материалом – средней мягкости, податливый и прочный. Заметил, что все мастера рядом со своими работами из бивня мамонта ставили тару с водой. Я поинтересовался, зачем они это делают. Как оказалось, это нужно для поддержки влаги в воздухе. Бивень мамонта требует особого микроклимата, без которого может начать разрушаться. За пять часов я создал скульптурную композицию «Сказитель»: на фоне стены юрты сидит сказитель и возле него два маленьких слушателя. У мастеров из других регионов в основном были северные мотивы: моржи, олени, оленеводы.
Сказать, что я был потрясён мастерством и техникой мастеров, значит ничего не сказать. В основном участники конкурса имели специальное образование в области декоративно-прикладного искусства и работали на этом поприще. Были те, кто работает на специальных фабриках, изготавливая сувениры ручной работы в промышленных масштабах, настолько у них развита сувенирная продукция. Я узнал, что заказы в больших масштабах поступают к ним от их правительства, что у них есть целые школы косторезного искусства. В жюри были именитые мастера и эксперты, имеющие большой опыт.
По мнению жюри, наши работы выделялись своеобразной техникой и мотивами, в них есть следы скифской цивилизации. Пожелали нам больше работать с костью, повышать мастерство и развивать это уникальное искусство у себя.
Также мы приняли участие в мастер-классах «Резьба по кости» и смотре-конкурсе произведений косторезного искусства «Сказ на бивне мамонта», где я выставил две свои работы. В категории «Скульптура малой формы» – композицию из рога лося «Гадание на бараньей лопатке», в категории «Анималистика» – композицию «Охота ирбиса», за которую меня наградили дипломом.
Любопытно было принять участие в конференции, где обсуждали проблемы косторезного искусства. В советские годы традиционные промыслы высоко ценились, даже в годы Великой Отечественной войны косторезов отправляли с фронта домой, чтобы сохранить косторезное искусство.
Было интересно пообщаться с посетителями выставки-ярмарки. Люди подходили к нам и очень интересовались фигурками ирбиса, козерога, а также ножами. Мы разъясняли, из чего сделаны работы, в какой технике. Много чего хотели купить, но мы посчитали, что нам они понадобятся и не стали продавать. У меня выкупили только нож с рукоятью, украшенной фигурами волков, у Эдуарда купили кожаный ремень с затейливой пряжкой из кости.
Мне очень понравилась дружественная атмосфера фестиваля, где все мастера были постоянными участниками и хорошо знали друг друга. Я получил огромный опыт от участия и решил для себя больше времени уделять резьбе из кости», - рассказал Олчей Санчыт-оол.
По данным Минкультуры Тувы
Фото из открытых источников