TMG news

Я сердце своё оставил в Бай-Тайге...

10 августа 2020
112

Уже четвёртый год возвращаясь с Бай-Тайгинского района первое, что чувствую - это неутомимая тоска. Тоска по горам. Несколько дней в голове у тебя лишь одно мыслечувство — «Неужели это всё?»... И вправду, всё. Горы остались далеко позади. Прощай, Бай-Тайга... Я вернусь, обязательно вернусь!

Впервые в Бай-Тайгу (в пер. с тув. — "Богатая Тайга") я попал по работе в 2016 году и был очарован красотой этих мест: несколько сёл, окружённые со всех сторон горами и омываемые могучим Хемчиком, напоминали мне тувинскую пиалу с молочным чаем. Кстати здесь каждый раз меня встречали гостеприимно, с хлебом, солью и той самой пиалой вкусного «сүттүг шай».

В этом районе наиболее интересен горный массив «Цагаан Шибэту». По легенде, в древности, когда монгольские конные отряды пересекли северную границу Мөңгун-Тайги, то, поднявшись на возвышенность, они увидели потрясающей красоты горный хребет — «Белую Изгородь» («Цагаан Шивээтийн нуруу»). Потрясённые величественностью этих гор, спешились и начали молиться: монгольские разведчики первое время считали, что достигли края Земли, что за этой «Белой изгородью»— лишь бездна пустоты.

В наши годы, Цагаан Шибэту пользуется особой популярностью, в особенности гора Мөңгүлек (Мунхулик) высотой 3577 м. н.у.м. Каждый год здесь проходят альпсборы региональных федераций альпинизма (главным образом Красноярского края и республики Хакассия). Район изобилует маршрутами различной категории трудности — от 1Б до 6А.

В этом году, в июле 2020 года, я поехал вновь в Бай-Тайгу, в один из самых труднодоступных районов Тувы — к истокам реки Шуй. Руководя группой из школьников из села Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна.

Буквально с первых километров пути узнаём интересные истории об этих местах:

Когда мы проехали посёлок Бай-Тал, то спросил у наших водителей, почему за этим посёлком так много небольших кладбищ. Мне это было в диковинку. Оказалось, что в некоторых населённых пунктах Бай-Тайгинского кожууна до сих пор сильны погребальные традиции степняков: родовые объединения — аймаки — стараются погребать членов своих семей исключительно в тех местах, где покоятся их предки. За каждым аймаком отведены участки земли. Примечательно, что рядом с древними могильниками, датируемыми с XI по XVII вв. вполне могут располагаться современные могилы с железными изгородями и памятниками. То есть центрального кладбища как такового в этих местах — нет.

Затем, у нас начался крутой подъём в тайгу. Кто бы что не говорил, но русская машина — УАЗ — это действительно Зверь-Машина. Где-где, но тут, в Бай-Тайге, есть районы, где дорог нет в принципе! Есть только направления движения: вот УАЗ скачет по огромным валунам, вот он буксует, но поднимается по почти вертикальному таёжному склону, вот он почти на двух колёсах балансирует у обрыва… Пошёл дым из капота УАЗика? Пфф, ничего страшного! Надо немного подождать, ударить пару раз молотком по двиглу… Порвался ремень? Нашли беду! Вот из под сиденья достань новый. О, чудо, мы снова едем! Настоящий танк, ничего не скажешь!

Где-то через 2 часа подъёма по немыслимым направлениям в тайге, проезжаем мимо небольшого белокаменного гребня. Водитель - Адыгжы Борисович, и его напарник — Орлан Борисович, начинают рассказывать: вот этот гребень называется «Чевеглиг Каът» (Гора с могилой), название давнее и дано этому месту из-за умершего шамана. Так уж сложилось, что шаманов не принято хоронить ни в землю, ни воду и тем более предавать огню. Тела усопших шаманов оставляли в горах, иногда прикрывая ветками лиственницы, на скалах или в неглубоких пещерах, чтобы дикие животные, природа и естественные процессы разложения забрали "проводника душ» обратно в стихию Земли, Воды и Воздуха.

Так вот, когда тело шамана оставили на этой горе, то через некоторое время конные путники, проезжающие неподалеку, были не на шутку испуганы: днём, когда восходило солнце, мёртвый шаман приподымался и сидел; живот его был неестественно раздут, лицо вспухшее, синее. А когда солнце садилось, то тело шамана резко падало на спину и не поднималось до утра… Сейчас-то мы знаем, что это явление объясняется трупными газами и процессами разложения мышечных тканей: бывали случаи, когда покойники вставали из своих гробов, чем до жути пугали похоронные процессии.

Кроме того, «Чевеглиг Каът» известен ещё тем, что здесь тувинцы добывали известь, гася которую красили свои сооружения. Место необычное и красивое, выделяющееся из всей тайги своей белокаменностью.

Чтобы добраться до места назначения, Орук-Бадар Хем, путникам придётся преодолеть 3 сложных перевала. Водители и их бортпроводники, преодолев каждый из них останавливаются на верхушке, рядом с «Оваа» (свящённая каменная насыпь).

По традиции, водители, как и всадники, спешиваются, заваривают чай, закуривают сигареты и накидывают к Оваа камни. Для человека, который впервые оказался в Туве, может показаться, что это пустая трата времени. Но и в этой традиции есть глубокие корни: с давних времён тувинцы покидали места кочёвки лишь в нескольких случаях - ухудшение погодных условий, перекочёвка в зимники и летники; уход от стай диких хищников.

В любом случае, переход с большим количеством скотины через такие сложные перевалы был большим испытанием для тувинцев. Поэтому, восходя на такие перевалы, животноводы возносили слова благодарности духам этой земли, отдыхали, проверяли состояние своего скота. Эта традиция осталась и по ныне.

Но взбираться сюда нам, конечно же, стоило: отсюда открываются невероятные виды на мою Родину — ни с чем не сравнимую Республику Туву, сердце которой — в горах, а душа — в степи!

Кстати, по дороге мы встретили "Сарлыков». 

Подойти ближе к сарлыкам и заснять не получилось. Как оказалось, животные не очень дружелюбные, а если рядом с ними будут телята — то не побоятся броситься на автомобиль. Поэтому пришлось снимать издалека.

Вообще сарлыки — интересные животные. Они своего рода эндемики, потому что могут жить только в условиях высокогорья. Предпринимались попытки их разведения на низине, но все они терпели крах, потому что скотина быстро заболевала и умирала. Поэтому встретить тувинских сарлыков можно только в высокогорных районах. Живут эти животные тоже своеобразно: самцы почти всё время проводят высокого горах, спускаясь к самках только во время гона. Сделав «дело», самцы дальше идут смело гулять по горам и утёсам. По пути нам встретился один чабан (животновод), который за папироской и кружкой невероятно крепкого чая (чифирь) рассказал: сарлыка боится даже "кокай" (волк). У волков есть только единственный способ завалить сарлыка: если сарлык встанет и потеряет внимание, волк может подкрасться к нему сзади и откусить ему, самцу, — кхм, так скажем, самое ценное. После чего бедный як погибает от потери крови. И даже после этого волкам надо ещё потрудиться прокусить толстую шкуру и шерсть яка.

Добравшись до крайней точки заброски на УАЗах (мост через р. Шуй в этом году, к сожалению, смыло паводком), мы начинаем пеший путь вверх по руслу реки Шуй. Фото пешего участка «Көк Одуруг". 

Путь оказался очень сложным, потому что шли под рюкзаками, средний вес которых колебался от 15 до 25 кг. в зависимости от пола участника экспедиции. Приходилось переходить вброд две примыкающие реки — Пөштүг-Хем (с тув. - Река с кедрачом) и Мугулдур-Хем. Шли мы долго и пришли к месту назначения - станции «Баня» глубоко ночью. 

А вот и собственно сама станция «Баня». Это построенная работниками РГБУ Природного парка «Тыва» в 2015 году изба с пластиковыми окнами и с очень удобными деревянными «кроватями», которые здесь называются «нары». В избе большая и хорошая железная печка-буржуйка, имеются крепления для сушки одежды и обуви. В избе есть подсобка, чердак и подвал. По сложивщейся традиции в ней всегда имеется запас продуктов, походная посуда и спички.

По обычаям и законам советских туристов, когда расположились в избе, то первое дело начали генеральную уборку внутри избы и на близлежащей территории. Очень рад, что современные дети пока ещё умеют правильно держать метлу, веник и мыть полы.

За столько лет изба порядком "запылилась". Девочкам пришлось долго отмывать пол и подоконники избы. Столы приходилось по долгу тереть от слоя грязи. Парни (Монгуш Кежик, Байыр-оол Аржаан и Хактыг-оол Арзылан) готовили дрова и таскали воду. Наш инструктор, Аяс Бюрээевич, сушил спальники и палатки на специальном настиле. В общем, второй день похода проходил под знаменем армейского ПХД. Да и сам я не фелонил — убирал «многовековой» слой пепла из буржуйки. Инструктор-проводник, мой закадычный друг, Хертек Шалбачы Шышкан-оолович, вышел на маршрут проверить переправы и дороги.

Прибравшись, девочки — Ондар Милада и Шулуу Менди, приготовили нам одну из самых вкусных каш — гречневую с прожаренной в масле тушёнкой. Да ещё какую! В сервировке с кукурузой, горошкем, майонезом и кетчупом. К гречке мы ещё приготовили первое блюдо — суп из под пакетика с вермишелью, а в качестве напитка у нас была вкусная кисель!

Вообще благодаря средствам гранта Президента РФ, продовольственная раскладка на одного человека была доволно внушительная. На последнем фото часть раскладки на одного участника экспедиции. Еду готовили на портативных газовых горелках, которые также были приобретены на средства гранта, который мы выиграли по результатам второго конкурса Фонда президентских грантов (https://президентскиегранты.рф/)

Также рядом с избой имеется полноценная баня! В середине экспедиции мы отлично там попарились! Баня сделана на "УРА!"

Ночами, как же без этого, инструкторы пугали ребятишек всякими рассказами об этих местах. Например, от охотников и проводников я слышал, что в этой тайге можно встретить старца с шахматами. Убежать или спрятаться от него никак нельзя, это своего рода «Чер ээзи» (Дух, хозяин этих мест), надо обязательно сыграть с ним партию. Если ты проиграешь ему, то он заберёт у тебя десяток лет жизни, если выиграешь - даст тебе крепкое здоровье и долголетие. Стоит ли говорить, что за сотни лет "практики" старец уже стал матёрым шахматистом...

Через день отдыха мы вышли на маршрут к горе Белый клык (Ак Чарык). Шли таким же марш-броском около 9.5 км. Так как в первый день мы прошли марш-бросок в почти 15 км., то второй маршр-бросок группа пережила довольно бодро и уверенно. Фото с пути до горы Ак Чарык ниже. 

Дошли до подножья горы и места ночёвки ближе к вечеру. Места, конечно, здесь потрясающе красивые. Очень красивый горный рельеф, с небольшими речками, моренами и курумниками.

После трудной ночи, с дождём, ветром и снегом, начали восхождение к 7 часам утра. Поздно вышли из-за плотного тумана, который как раз рассеялся к 7 часам. Само восхождение прошло без ЧП, все поднялись и спустились. 

На вершине были уже в 13.45 часов. Парни поднялись быстрее, а девочки поднялись спокойно и размеренно, фотографируясь. Общий темп восхождения — хороший. Камни спускали очень редко, все шли аккуратно.

Когда спустились, сразу же собрались и пошли вниз, к станции «Баня». В этот раз, ускорили шаг и дошли до станции за рекордные 2,5 часов! По пути не раз видел, как ребята шли «высунув языки». Но никто не пожаловался! Орлы!

По приходу в избу отдохнули несколько дней и начали проводить радиальные выходы на близлежащие горы и перевалы. Проводили занятия по экстренной подаче сигналов бедствия, по оказанию помощи в горах.

Вернулись к костру 02 августа, где нас уже ждали наши бессмертные УАЗики. Водители привезли хлеб и пряники, чему дети были безмерно рады. Считаю, что экспедиция удалась. Были просчёты в раскладке, чего-то взяли больше, чего-то меньше. Были просчёты с графиком ходьбы-отдыха, но, как говорится, всё приходит с опытом. Надеюсь, это не последний наш поход в горы детьми.

Если кто-то из них «заболеет горами», считаю, что свою миссию я выполнил. Кто-то любит машины, кто-то любит одежду… А мы, туристы и альпинисты, любим — горы, перевалы, туманы. Рассветы и закаты над хребтами. Дым от свежеприготовленной каши с тушёнкой, и сладкий чай под дождём. В палатке. В спальном мешке — твоей единственной зоне комфорта.

Любите горы, любите людей, которые влюблены в горы. Вы всегда успеете вернуться на равнину, в каждодневную рутину повседневности. А горы остануться в Вашем сердце — навсегда.

С уважением, человек который не может жить без Гор Тувы — Коңгар Кылаң-оол. Хову-Аксы, Тыва, Россия, 2020 год.

 

Редакция TMG