TMG news

Юбилей народного писателя Тувы

12 декабря 2019
83
13 декабря исполняется 90 лет со дня рождения народного писателя Тувы, чье имя известно далеко за пределами России благодаря переводам его произведений на многие языки мира – Кызыл-Эника Кыргысовича Кудажи. Он был прозаиком, поэтом, драматургом, публицистом, видным общественным деятелем.Родился писатель в 1929 году в с.Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна в семье знаменитого скотовода ТНР, гвардейца, который один из немногих из Тувы участвовал в легендарном параде Победы на Красной площади в Москве в 1945 году.К.Кудажи окончил педагогическое училище, затем филологический факультет Кызылского государственного педагогического института и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал учителем, редактором газет «Сылдысчыгаш», «Тыванын аныяктары», председателем правления Союза писателей Тувы, редактором журнала «Улуг-Хем». Многие годы преподавал в школе №9 г. Кызыла.Литературная деятельность К.Кудажи началась в 1948 году. Первая книга стихов под названием «Первый шаг» вышла в 1958 г.  Он работал во всех жанрах литературы, писал  стихи, рассказы, повести, драматические произведения, романы. По его пьесам на сцене Тувинского музыкально-драматического театра поставлены спектакли: «Долуманын хуулгаазыны» («Проделки Долумы», 1970), «Он бир» («Одиннадцать», 1972),  «Далай дувунде дангына» (Принцесса на дне моря, 1974), «Инчеек» (1976), «Белек-кыс эмчи» (Феликс Кон, 1978), «Дирде-Макдо» (2000) и мн. др. Многие пьесы ставились на сценах драматических театров Киргизии, Якутии, Монголии. К.Кудажи активно работал и как переводчик. Благодаря ему в свет вышли «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Четвертая высота» Е.Ильиной, рассказы Л.Толстого, А.Серафимовича, С.Баруздина на тувинском языке, а также стихотворения А.Пушкина, С.Гудзенко, С.Щипачева, басни С.Михалкова.Творческое наследие К.Кудажи обширно и многообразно. Повести «Тихий уголок» и «Анай-кыс» посвящены изображению коренных изменений в тувинской деревне, в сознании людей, участвующих в решении жизненно важных вопросов села. Герои повестей – молодые люди, которые проходят через серьезные жизненные испытания, сформировавшие их характер. В работе им открывается основная истина – преодоление всех трудностей, в том числе и личных, возможно только через духовное и трудовое единение людей.Этапным произведением тувинской литературы автора К.Кудажи является роман-тетралогия «Улуг-Хем неугомонный», который свидетельствует о художественных достижениях не только самого писателя, но и всей тувинской литературы в целом.«Черный» и «Красный», «Золотой» и «Серебренный» названия томов романа – это цветовая символика. В первых двух – борьба за свободу народа. Эпитет «черный» становится реалистическим объектом изображения и фоном произведения ( чернел аал (селение), почернели берега, черное жилище, черные снеговые тучи, черные кусты караганника). Предоставляется дополнительная характеристика персонажей – «черные слова шамана», «черные старики». Цвет становится также средством определенного эмоционального настроя. Доминирующее положение черного цвета соответствует пафосу изображаемой эпохи, ее особому трагизму и безысходности.Протест против этой действительности писатель выражает цветовым эпитетом «красный» в значении кровавый. «Красный» (кровавый) – это особая форма типизации, за которым стоит мир человеческих страданий («изо рта вырывались кровавые пузыри», «залил кровью головы его сыновей», «били в кровь, сдирая кожу» и т.д.Кроме того, «красный» цвет является символом, который углубляет и расширяет авторскую мысль. Это – символ нового времени и освобождения народа, символ революции (красный отряд, красные флаги, красные партизаны, красная армия).В произведениях К.Кудажи особая роль принадлежит художественной детали. Писатель приводит «в движение» ее богатую палитру и пользуется всеми возможностями детализации.  Мы увидим подробные описания домашней утвари, убранства юрты, традиционной пищи и одежды тувинцев. Писатель находит и использует те детали, которые оказались наиболее уместными и соответствующими для портретной характеристики и психологического анализа, для воссоздания исторических событий и картин природы, образа жизни и быта, подчиняя их общему идейно-художественному замыслу.Интересны находки К.Кудажи в создании портретов, которые писатель стремится давать сразу, с момента появления героев. Впервые у тувинских прозаиков появляется такая деталь, как глаза, которая становится достаточно популярной. Однако, К.Кудажи использует ее в совокупности с другими элементами портрета (руки, пальцы, ресницы и др.), для создания более широкой и глубокой характеристики персонажа. Возьмем, к примеру, портрет Долааны («Тихий уголок»). Перед нами вырисовывается не просто внешний, но и психологический портрет героини – женщины доброй, застенчивой, открытой, доверчивой, любящей (тонкие пальцы; серебристый смех; смех ласковый и добрый; взгляд виноватый, вспыхнувший из-под ресниц; просиявший взгляд; гибкое тело; легкое платье). Автор неоднократно показывает ее глаза (живые темные глаза излучали свет и тепло; чуть раскосые глаза; глаза струились). Внешность Долааны хотя и дана вскользь, но броско и убедительно.В портрете главного героя повести «Тихий уголок» Эреса также выделяются глаза («глаза, устремленные вдаль, были грустны»; «Даже когда улыбался, глаза его оставались задумчивыми»; "карие глаза смотрели с грустью и казались неожиданными на бронзово-четком обветренном лице»).Рисуя отрицательных персонажей, К.Кудажи использует гротеск, гиперболу. У Майыс-Кулака «глаза налились кровью»; «ноздри раздувались»; «в суженых глазах кипела ненависть»; «рыскающие глаза»; «бегающие глаза»; «опустил глаза и затих, как обессилевший в капкане волк»; «лошадиные зубы»; «клыкастый рот». Такой детализацией К.Кудажи достигает особого эмоционального накала, вызывая чувство определенной неприязни.В портрете председателя колхоза подчеркивается его надменность и высокомерие благодаря деталям взгляда: «избегал смотреть в глаза»; «недовольно взглянул»; «Стрельнул косым взглядом»; «надменный, с хитрецой взгляд». В его портрете также выделяются детали носа: «громко рассмеялся, отчего нос стал матовым»; «нос побагровел»; «нос пунцовый»; бровей – «короткие брови сомкнулись», «Самодовольное лицо с черными нашлепками бровей», (здесь деталь бровей подчеркивает искусственность самодовольства героя, оттого и брови выглядят непричастными к его лицу, а всего лишь нашлепками к нему); «бровастое лицо выражало удивление и злость»; «две толстые пиявки бровей над красноватым и вздернутым носом».Создавая внешний облик персонажей К.Кудажи, пытается сделать их особо ощутимыми для восприятия читателя. В описаниях различных деталей внешности героев находят отражение, прежде всего, важнейшие социальные и нравственные законы, специфика народа, к которому принадлежит персонаж, обобщенный образ.В произведениях К.Кудажи есть еще одна выразительная деталь – звуковая, являющаяся эмоциональным аккомпанементом к внутреннему состоянию персонажа.  А именно – песня. Она всегда помогала аратам, сокращала дальний, долгий путь на родину. Песни – это «эмоциональные ударения», определяющие тона доброжелательности и человечности.На страницах повестей и романа К.Кудажи мы слышим немало песен, веселых и грустных, в них отражение трудовой жизни людей и любовь к родной земле и людям. Слушая песни людей, поют и журавли свою печальную песнь «курай-курай», отправляясь холодной осенью в далекий полет, а с болота несется утиное «оош-оош», «золотистые турпаны, чинно прохаживаясь, вторят «каак-каак». «Запели бидоны на стареньком грузовике», поет " отворившаяся дверь", а белые березы «водят хороводы». Создается богатая звуковая картина мира, состоящая при этом из отдельных звуков.К.Кудажи способен в малом увидеть большое, в общем – частное. Мир в его изображении богат предметностью, красками, запахами, особенно глубоким его осмыслением.Писателя не стало в ноябре 2006 года. Но мы чтим его память, читаем его бессмертные произведения. В городе Шагонаре названы улица и библиотека в честь Кызыл-Эника Кудажи. А в селе Ийи-Тал его имя носит сельский Дом культуры. К.Кудажи внесен в книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века» (2004 г.).Это был человек доброй души, искренний, отзывчивый. Безгранично любил свою жену, единственную дочь Светлану и троих внуков. Теперь у него уже подрастают правнуки. Супруга - Сарыглар Маскыровна тоже была легендарной личностью своего времени. Работала вторым секретарем обкома КПСС.Так уж сложилось, что я выросла в их доме. Воочию видела как работал Кызыл-Эник Кыргысович над своими произведениями. Только по ночам. Когда все затихало. Свет в его кабинете горел до самого утра. А когда начинался новый день, он варил для своих домочадцев чай, уходил на улицу для небольшой пробежки, а потом на работу. Во время обеденного перерыва приходил раньше всех, варил суп из баранины  с лапшой и дожидался семью. Лапшу, причем, делал сам. Она получалась у него тонкая и вкусная.  Как у профессионального повара. Всегда любил сам стоять у плиты, жена никогда не занималась приготовлением пищи. Также сам любил стирать.  Этому посвящал субботу. Каждый день мыл в своей большой квартире пол. Ему это доставляло удовольствие.  Любимым отдыхом Кызыл-Эника Кыргысовича была охота. Окончив очередную книгу, над которой мог просидеть долгие месяцы, он тщательно начинал собираться в тайгу. Возвращался всегда с добычей. Но не это было главным для него. Общение с природой, свежий таежный воздух, ночные звезды, дым костра вдохновляли писателя.В семье Кудажи был культ книги. Читали много, взахлеб. В кабинете писателя снизу доверху полки были забиты книгами. В основном русской и зарубежной классикой. По выходным в их доме иногда собирались  гости - писатели, актеры. Обсуждали постановку пьесы или еще какой-нибудь проект.Кызыл-Эник Кыргысович – подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном значении этого слова. Он внес огромный вклад в развитие тувинской литературы.Бады-Монге Елена

Редакция TMG