Жители Тувы практически ежедневно сталкиваются с фейковой информацией в Интернете. В 2022 году количество фейков в России выросло в 6 раз по сравнению с прошлым годом. Об этом и об итогах деятельности фактчекинговой платформы «Лапша медиа» рассказал в пресс-конференции Владимир Табак, генеральный директор АНО «Диалог Регионы».
С начала распространения коронавирусной инфекции фейки в Сети стали набирать обороты. С 2020 года их количество возросло с 1,5 млн до 9,3 млн. Один из известных фейков – новость о вакцине, если её поставить, то тело человека начинает притягивать предметы, обладать свойствами магнита.
Наиболее популярными фейками являются постановочные или архивные фото и видео, поддельные документы, намеренное искажение информации. По мнению Владимира Табака, фейки становятся все более правдоподобными, это размывает границу доверия пользователя к каналам коммуникации и подчеркивает необходимость устранения недостоверной информации. В этом году «Диалог» запустил фактчекинговую платформу «Лапша Медиа» – это креативный проект, который пишет о фейковой информации, разоблачает ее, а также принимает обращения граждан, которые затем проверяют эксперты.
Фейки особенно распространены в приграничных областях. Вячеслав Гладков, губернатор Белгородской области: «На нас обрушилась волна агрессивной, злобной и лживой информации. Это было тяжело». В таких случаях, по его мнению, необходима прямая коммуникация органов власти с жителями, оперативное распространение достоверной информации на разных площадках.
Начальник Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева считает, что общество стало понимать, что появилось много недостоверной информации, поэтому к ней нужно относиться осторожно и критично.
«Закон о борьбе с фейками был принят в 2019 году, а впервые о проблематике общественного договора, связанного с борьбой с фейками, заговорили в марте 2021 года. Уже в октябре по инициативе «Диалога» был подписан меморандум по борьбе с фейками в Интернете. Сейчас фактчекинг со стороны участников меморандума — один из самых эффективных инструментов по борьбе с недостоверной информацией», — прокомментировала Татьяна Матвеева.
Директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Ларина акцентировала внимание на ответственности тех, кто работает с информацией.
«Конкуренция медиаплощадок в скорости подачи информации приводит к потере ее качества. Необходимо, чтобы СМИ и интернет-сообщества понимали свою зону ответственности и выходили на массовую аудиторию с проверенными данными. Сегодня требуется регулирование чистоты повестки, конечно, не в плане цензуры. Запреты — это последняя мера, во всем должен быть здравый смысл», — подчеркнула Екатерина Ларина.
Андрей Лавров, старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ, отметил, что университет несет большую ответственность перед обществом за предоставление информации. Для молодежи, как для значимой аудитории, нужны форматы, повышающие ее вовлеченность в работу по распознаванию фейков.
На встрече также подчеркнули значимость просветительской, образовательной деятельности, в ходе которой людям будут даны простые механизмы выявления фейковой информации.