TMG news

Казначейство – новый этап развития

8 декабря 2021
65

В преддверии дня образования Казначейства России - 8 декабря руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Тыва Солангы Николаевна Саая рассказала о ключевых задачах Управления, реализованных в 2021 году.

- С 1 января 2021 года заработала новая модель казначейской системы - система казначейских платежей. Какие плюсы дает внедрение этой новации?

- Система казначейских платежей - это самый масштабный проект Федерального казначейства последних лет, который позволил консолидировать на Едином казначейском счете Федерального казначейства (далее-ЕКС) все бюджетные средства бюджетной системы, средства бюджетных и автономных учреждений, средства юридических лиц, предоставленные им из бюджетов (далее - все бюджетные средства).

С внедрением системы казначейских платежей Управление выступает в качестве банка - плательщика и банка-получателя средств, ему присвоен банковский идентификационный код (БИК).

Управлению в Отделении - Национальном банке по Республике Тыва вместо 372 банковских счетов, на которых до их закрытия учитывались все бюджетные средства, открыт один банковский - единый казначейский счет, который представляет собой аналог корреспондентского счета и входит в состав ЕКС.

В целях казначейского обслуживания исполнения бюджетов, осуществления учета и распределения поступлений, совершения операций со средствами бюджетных, автономных учреждений, юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в Управлении открыты 372 казначейских счета Управлению, Министерству финансов Республики Тыва, финансовым органам (администрациям) муниципальных образований, органам управления государственными внебюджетными фондами. К соответствующим казначейским счетам открыта и сохраняется система лицевых счетов.

Поскольку все бюджетные средства сконцентрированы на ЕКС, в том числе все средства бюджетов субъектов РФ, Федеральное казначейство оперативно управляет всей ликвидностью ЕКС, размещая временно свободные средства в различные финансовые инструменты с целью получения доходов.

За 9 месяцев текущего года доходы от размещения Федеральным казначейством временно свободных средств всей бюджетной системы превысили 170 млрд. рублей. За аналогичный период в бюджет Республики Тыва зачислены доходы от управления остатками средств на ЕКС в объеме 44 млн. руб., из них за 1 квартал – 5,5 млн. руб., за 2 квартал - 15,6 млн. руб., за 3 квартал – 22,9 млн. руб.

Одним из главных преимуществ внедрения системы казначейских платежей стало обеспечение моментальности проведения платежей, так как нет зачислений через промежуточные счета, которые ранее были открыты в Отделении – Национальном банке по Республике Тыва. Средства сразу поступают на единый казначейский счет Управления и на клиентские счета, так как расчеты между казначейскими счетами совершаются внутри Управления.

Это позволило ускорить оборачиваемость бюджетных и внебюджетных средств, сократило время распределения доходов между бюджетами, а также создало условия для сокращения времени доведения федеральных межбюджетных трансфертов до конечных получателей, в том числе «сквозным механизмом» до муниципального уровня в пределах одного рабочего дня. До этого срок прохождения денежных средств до конечного получателя по всей цепочке участников перевода составлял три рабочих дня.

В числе основных направлений развития системы казначейских платежей следует выделить внедрение цифровых платежных технологий при осуществлении государственных и муниципальных платежей, взаимодействие системы казначейских платежей со значимыми платежными системами.

В частности, будет реализован сервис приема платежей по уникальному идентификатору начисления и перспективное использование системы быстрых платежей (СБП), позволяющей производить расчеты с физическими лицами в режиме реального времени.

- Какие современные платежные сервисы уже используются при расчетах с физическими лицами?

В качестве примера можно привести внедренную Управлением в текущем году совместно с Центрами занятости населения республики и Министерством труда РТ технологию прямых выплат при перечислении выплат безработным гражданам на платежные карты «Мир». Применение этого сервиса позволило в режиме реального времени моментально зачислять гражданам денежные средства с использованием одного реквизита - номера платежной карты «Мир», а также исключила перевод средств по неактуальным реквизитам физических лиц. Кроме того, нет необходимости в параллельном двойном вводе данных в программное обеспечение органов служб занятости «Катарсис» и СУФД и формировании платежных поручений на общую сумму с реестром получателей на банковские счета физических лиц, направляемых отдельно по каждой кредитной организации, что значительно снизило трудозатраты служб занятости. Следует отметить, что технология прямых выплат на платежные карты «Мир» физических лиц внедрена Управлением еще в 2018 году в отношении выплат ГУ – РО Фонда социального страхования по РТ, таких,  как пособии по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и так далее.

- Федеральное казначейство в прошлом году получило статус оператора Единой информационной системы в сфере закупок, активно участвует в развитии контрактной системы в целом. Расскажите, пожалуйста, какие актуальные проекты в области госзакупок внедряются?

- Одна из самых масштабных реформ в сфере государственных закупок за авторством Казначейства – это внедрение электронного актирования.

Электронное актирование – эта часть работы по переводу процесса формирования и подписания участниками закупок документов о приемке товаров, оказанных услуг или выполненных работ в электронный формат. Это дебюрократизация закупочных процедур, прозрачность исполнения контрактов, сохранение аудиторского следа того, что происходило при исполнении: когда оплатили, вовремя ли состоялась приемка, подписаны ли все документы и так далее.

Данный функционал реализован в ЕИСе в 2020 году, а с 1 января 2022 года эта норма станет обязательной к применению заказчиками всех уровней бюджета.

На сегодняшний день на территории Республики Тыва апробацию функционала по электронному актированию провели 81% заказчиков федерального уровня и 30% заказчиков республиканского уровня.

- Как говорится, каждый рубль бюджета должен идти в дело, и Казначейство идёт в этом тренде. Какую пользу принесло республике казначейское сопровождение средств?

- Несомненно, применение инструмента казначейского сопровождения целевых средств на практике показало свою эффективность, позволило обеспечить целевое расходование бюджетных средств.

Это наглядно показывают результаты расширенного казначейского сопровождения нашим Управлением в рамках реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Тыва на этапы 2013 – 2018 гг. Всего за период расширенного казначейского сопровождения выявлено и предотвращено нарушений на общую сумму свыше 146 млн. руб., проведено более 300 выездных проверок с использованием фото- и видеотехники и средств измерений. С введением расширенного казначейского сопровождения средств обеспечено целевое расходование бюджетных средств, активизировалось в республике строительство домов в рамках реализации программы, повысилась финансовая дисциплина участников расчетов, поскольку средства предоставляются за фактически выполненные объемы работ, после их подтверждения выездными проверками.

Если говорить о цифровизации казначейского сопровождения, то Федеральным казначейством многое уже реализовано в этой части. Клиенты казначейства имеют возможность работать дистанционно через личный кабинет ГИИС «Электронный бюджет», самостоятельно открывать (резервировать) разделы на «единых» лицевых счетах, осуществлять операции в рамках казначейского сопровождения. Следует отметить, что сейчас нормы о казначейском сопровождении закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

- Казначейством запущен большой проект по централизованному бухгалтерскому учету других ведомств. Расскажите, как идет процесс?

- Централизация бюджетного учета и отчетности является одной из наших приоритетных задач. Начиная с 2019 года, Управлению поэтапно переданы централизуемые полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчётности в отношении пяти территориальных органов ФОИВ: Государственной инспекции труда в Республике Тыва, Территориального органа Росздравнадзора, Управления Роспотребнадзора, Тывинского УФАС, Управления Росреестра.

Основной задачей было обеспечить полноценное бухгалтерское обслуживание для того, чтобы в системе государственного управления сократились расходы на ведение бухучета. Мы постепенно становимся, по сути, главным бухгалтером для госорганов, перевод на централизованный бухучет освободил для них время и ресурсы для решения собственных функциональных задач. При этом централизация бухучета исполняется нами без увеличения численности Управления за счет оптимизации внутренних ресурсов и использования современной технологической платформы с отражением общего подхода: единый бюджет, единая касса, единая бухгалтерия.

- Как вам в период пандемии удалось обеспечить непрерывное финансовое обеспечение всех социально-значимых мероприятий, в том числе по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?

- Безусловно, проверку на прочность прошли все, в том числе и органы Федерального казначейства, на которых легла дополнительная нагрузка по бесперебойному и оперативному финансовому обеспечению всех антиковидных мероприятий.

В оперативном режиме нами обеспечивалось проведение всех расходных операций на закупку лекарств, медицинского оборудования, создание дополнительных койко-мест, амбулаторий, по всем выплатам стимулирующего

характера медицинскому персоналу, сотрудникам стационарных организаций социального обслуживания, социальной поддержки семей, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и. т.д.

Учитывая социальную значимость проводимых расходов, казначеи, не считаясь с личным временем, обеспечивали проведение выплат, в том числе в выходные и праздничные дни.

Все это обеспечено на фоне принимаемых организационных мер внутри Управления, когда в пиковые периоды 75 % сотрудников находились в условиях дистанционной работы с разделением на двухконтурную модель руководства и сотрудников всех подразделений.

Несмотря на принимаемые антиковидные меры, все наши клиенты, финансовые органы, вся бюджетная сфера не ощутили изменений в деятельности Управления. В период пандемии не было ни одного случая очагового заражения среди сотрудников, обеспечено бесперебойное функционирование по всем направлениям деятельности.

- В преддверии 8 декабря – дня образования Казначейства России, какие будут пожелания к работникам и ветеранам казначейства?

- В последние годы идет стремительная трансформация функций казначейской системы. Это требует от нас еще более высокого уровня квалификации, знаний, навыков и отдачи. Уверена, мы готовы полностью соответствовать таким требованиям.

Поздравляю всех коллег и ветеранов с днем образования Казначейства России! Желаю всем мира и добра, крепкого здоровья и успехов в работе!

www.tmgnews.ru ИА «ТуваМедиаГрупп» 
Фото из открытых источников

Редакция TMG