TMG news

Китайский апокалипсис часть 2. Возвращение домой 

29 апреля 2020
63

Продолжение истории о том, как студентка из Тувы бежала от коронавируса из китайского города Харбина. Первая часть доступна по ссылке https://tmgnews.ru/obshhestvo-i-chelovek/kitajskij-apokalipsis-rasskaz-tuvinskoj-studentki-sbezhavshej-ot-koronavirusa/

Главным желанием Студентки в последние дни января - было вернуться в Россию. В Харбине, где с каждым днём оставалось всё меньше работающих продуктовых магазинов, в пустующем общежитии находиться было просто невозможно. В первую очередь сложно было психологически:  

- Если бы магазины в Харбине были открыты, я бы осталась там. Я вернулась в Россию, потому что устала от паники. Каждый день без стука, открыв своим ключом мою комнату, ко мне врывались вахтёры общежития. Меня не выпускали из общежития, допрашивали, куда, зачем и с кем я хожу? Мне это просто надоело. 

Я написала в группу «Русские в Харбине», где около 500 пользователей. Попросила совета, как можно доехать домой? Я не смогла купить билет на самолёт Пекин – Иркутск. Мне сказали, что авиакомпания S7 приостанавливает свои рейсы. Я поняла, что покупать билет на самолёт очень рискованно. Позвонила на горячую линию компании, где мне сказали, что не только S7, но и другие российские авиакомпании приостанавливают свои рейсы. Я поняла, что добраться смогу только на поезде. При этом я была в полной уверенности, что вся эта ситуация полностью накручена. Стоит надеть маску – и я в полной безопасности.  

В итоге я купила билет на поезд Харбин – Маньчжурия. Цены на билеты не выросли. Приехав на железнодорожный вокзал, я увидела, что там много людейВ приложении TikTok видеопосты говорили о том, что на вокзалах никого нет, везде охрана с оружием, но этого не было.  Все спокойно сидели, и всё было хорошо. Разве что на входе был один человек в защитном костюме и с маской на лице. Он измерял температуру штукой похожей на пистолет. Мне тоже измерили. Было 36,7. На этом проверка закончилась.  Я села в поезд и поехала. Люди в вагоне были спокойны, никто не кашлял, большинство было без масок, даже дети. Я специально прошлась по поезду. Единственное отличие от обыденности - люди ели только свою еду. Готовую никто не покупал.  В пути я провела 13 часов. В семь вечера выехала из Харбина, на следующее утро в 7.30 уже была в Манчжурии. Вокзал там совсем небольшой, возможно поэтому очередь двигалась крайне медленно. Было очень много людей, все были с большими чемоданами. Пропускной пункт – это небольшой пятачок в пять метров. И на этих пяти метрах я простояла в очереди целый час.  

Я всё делала по инструкции девушки из Красноярска, с которой познакомилась в чате «Русские в Харбине». Эта девушка посоветовала мне поехать на автовокзал. Она написала, что оттуда раз в день ходит российский автобус до Забайкальска. Китайские рейсы были приостановлены.  

На автовокзале я узнаю, что единственный рейсовый автобус отменили именно в тот день, когда я приехала. То есть накануне он ещё ходил, и информации об отмене рейса вчера не было. Это было шоком для меня! Там были четверо сотрудников, которые сказали, что они закрыты.  

Было ужасно холодно! Мне не разрешили даже оставить чемодан в камере хранения. В интернете я посмотрела, что до российской границы всего 9 километров. Я была готова пройти их пешком, но не знала, возможно ли это? При этом нужно было торопиться, у меня были билеты на поезда и самолёты до Красноярска. Мне было нужно попасть на границу любым способом, хоть ползком.  На мой вопрос и на просьбы о помощи мне ответили, что у меня нет шансов никак попасть в Россию, что мне нужно возвращаться туда, откуда я приехала. Потом я поняла, что они считают меня китаянкой, поэтому разговаривают со мной в грубой форме. Я объяснила, что я – россиянка, что мне нужно попасть домой. Но сотрудники автовокзала отказались мне помочь.  

Через какое-то время в здание вокзала зашёл парень-китаец. Он говорил по-русски и согласился отвезти меня на границу на машине. Когда мы вышли, оказалось, что с ним были ещё двое китайцев. Они начали ругать парня, который согласился мне помочь: «Что ты делаешь? Мы не занимаемся благотворительностью! Мы вообще не в ту сторону ехали!». Но тот добрый парень сказал мне, что довезёт меня только до границы, а дальше пешком. Меня устраивал такой вариант. Однако в какой-то момент у меня появилось чувство, что с этими людьми лучше не связываться и отказалась от предложения.  

Позже с вокзала меня начали выгонять, сказав, что они закрываются. Это было в 12 часов дня. Сотрудники не захотели даже сообщить, где есть гостиница и банкомат. Затем я позвонила в российское консульство в Пекине. Разговор был примерно такого содержания. Сотрудница консульства:  

Девушка, а где вы учились? 

- Я учусь в Харбине. 

- А это консульство России в Пекине.  

- И? 

- Что и? Звоните в консульство России в Харбине. Вы, когда звоните куда-то, хотя бы смотрите куда звоните! 

Это было сказано в грубой форме. Неважно в каком городе, но это консульство России – моей Родины, подумала я, но сил и желания спорить не было. Затем я позвонила в консульство России в Харбине. Было 9 утра. Меня попросили перезвонить через час, «когда рабочий день начнётся». В данной ситуации я не могла ни с кем спорить и мне пришлось дождаться.  

Через час я позвонила снова. Сотрудник консульства выслушал меня, взял номер моего мобильного и пообещал перезвонить. Через полтора часа он позвонил со своего сотового телефона и спросил:  

- Скажите точное место своего нахождения?  

- Автовокзал в Манчжурии.  

- Кто находится рядом с вами? 

- Я одна. 

- Вы понимаете, что нам нужно отправить автобус, и вы там будете одна? 

- То есть, вы имеете в виду, что ради меня одной ничего предпринимать не будут? 

- Нет, я не это имел в виду. Давайте сделаем так. В ваших же интересах помочь нам собрать группу граждан России. Когда вы соберётесь в одном месте, мы дальше уже вместе будем думать, что делать.  

Появилась небольшая, но надежда на то, что я смогу попасть в Россию. Я попросила свою знакомую из чата сделать объявление в интернете, во всех соцсетях о том, что набирается группа, с указанием номера моего телефона. Я ждала, что кто-нибудь откликнется. И тут в здание вокзала заходят две русские девушки. Я так обрадовалась!  

Оказалось, что в консульстве им дали тот же совет, что и мне. Эти девушки так же не попали на рейсовый автобус. Они расклеивали объявления на улицах, ходили по кафешкам и зашли на автовокзал. Нас собралось шестеро взрослых и один ребёнок.  Мы вызвали такси и доехали до ворот пропускного пункта на госгранице за 15 минут и 180 рублей. Там мы встретили трёх бурятов. Видимо, коммерсанты. Они не умели говорить по-китайски, наверное, поэтому их не пускали. Мы взяли их с собой, сказали, что они с нами.  В здании пропускного пункта было пусто. Сидели только сотрудники. Мы заполнили бумаги, ответили письменно на вопрос - есть ли у нас симптомы заболевания? Всю процедуру мы прошли без проблем. И в самый последний момент, когда нас уже хотели пропустить, ребёнок из нашей группы закашлял 

Он действительно сильно кашлял. Мальчика с мамой увели, осмотрели. Это заняло где-то полтора часа. В итоге всех пропустили. Что меня удивило, меня отправили отдельно от остальной группы и спросили китайский паспорт. Они подумали, что я китаянка! Я спросила: «Разве гражданам Китая можно в Россию?». То есть в Интернете пишут, что их не пускают в Россию, а действия китайских пограничников говорили об обратном. Тут я поняла, что всё написанное в интернете, неправда. Они думали, что я китаянка и хотели пропустить. При этом не проверили даже температуру.  

На российской стороне границы нас встретили, мягко сказать, без особого радушия. Вышла сотрудница Роспотребнадзора, проверила температуру у каждого. При этом все сотрудники таможни были без масок. Нам сказали ждать машину МЧС, которая отвезёт нас в город. Мне это сразу показалось странным. В Забайкальске я до этого не была, но выяснила, что мы фактически находимся в городе. Выйди за ворота – и вот он. Я поняла, что нас хотят отвезти в больницу на карантин. Об этом я узнала опять же у своей знакомой из чата. Она писала мне, что всех пассажиров рейсового автобуса «Манчжурия – Забайкальск» сначала продержали на границе 11 часов, а потом доставили в больницу. Там все сдали анализы, при этом та девушка просто написала отказ и ушла из больницы. Напомню, что все события случились чуть больше месяца назад.  Через 40 минут приехала машина МЧС. Водитель спросил, куда нам надо? Всем нужно было на вокзал. Но по дороге мы поняли, что ехали в противоположную от вокзала сторону. Причем ехали очень быстро, водитель нервничал. Вдруг машина остановилась. Сел аккумулятор. И девушка с ребёнком прошептала мне: «Срочно бери чемоданы и беги». Мы стали выходить из машины, попутно благодарили водителя. А он стоял у сломанной машины. Мы ушли.   

На следующий день я добралась до Читы на поезде. Там была другая ситуация. Если в Забайкальске я не видела ни одного человека в маске, то в Чите в масках были почти все. Хотя Забайкальск ближе к Китаю. 

  Так прошли три мучительных дня в дороге. За эти 72 часа Студентка пересекла государственную границу двух великих мировых держав, побывала в пяти разных городах и поняла, что страшен не сам вирус, а реакция людей на него.  

- Ты, наверное, уже встретилась с родственниками и друзьями? У них нет опасения, что ты можешь их заразить? Может в шутку что-то говорят? 

- Приходя куда-то, я уже на автомате говорю: «Здравствуйте. Я не заразная». Естественно, мне тоже было страшно. Дома у меня шестимесячный племянник, бабушка, братишка. А вирус в первую очередь опасен для пожилых людей. Но мне было неприятно, когда моя знакомая, с которой я не общалась год, узнав о моём приезде, написала: «Не забудь пройти обследование». Она не спросила о моём самочувствии, о том, как я добралась, как у меня дела … Я взрослый человек, я всё понимаю и не хочу заразить не только мою семью, но и никого вокруг. Раньше я очень гордилась тем, что учусь за границей, в Китае. А теперь чувствую себя белой вороной, человеком, который несёт зло. Бывает, что шутят, не заразна ли я? Но я отвечаю на шутку шуткой: «Заразная. Хочешь плюну?».  

- Так всё-таки обследоваться пойдёшь? 

- Этот вирус страшен. Везде говорят, что болезнь проявляет себя через 14 дней, но я считаю, что это неправда. Я смотрела видео заболевших из больницы, которые говорили, что вирус проявляется намного быстрее. Он начал распространяться в Китае в конце декабря. Отмечу, что по дороге в Россию у меня брали анализы. К тому же, если бы заразилась, я бы это почувствовала. Знаю свой организм.  

31 января 2020 года Правительство РФ внесло коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, под номером 16. С 4 февраля Распоряжением Правительства РФ временно ограничен въезд иностранных граждан с территории Китайской Народной Республики в воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.  

16 марта Всемирная организация здравоохранения сообщила, что за сутки в мире еще 10 тысяч 982 человека заразились COVID-19. За пределами Китая общее число зараженных составило 72 тысячи 469 человек. 

Алдынай Тюлюш TMG www.tmgnews.ru  

Фото предоставлены героиней материала 

 

Редакция TMG