В многодетной семье Байлака Александровича и Айдынмаа Хулбус-ооловны Чыдым-оол настали хорошие времени. В конце июня они стали обладателями 200 овец, переданных им по губернаторскому проекту «Кыштаг для молодой семьи». Потомственные животноводы умело взялись за дело. Помогают дети – пятеро мальчишек и лапочка-дочка.
- Мы с мужем с детства помогали своим родителям. Решили, что нужно продолжить дело предков. Всё лето с детьми провели на стоянке, ухаживали за своей отарой. Дети уже самостоятельно пасут овец. Очень любят их. Мы стали участниками проекта с целью стать чабанами-тысячниками, - рассказала Айдынмаа Чыдым-оол.
Немудрено, у семьи и до проекта было 22 козочки. Стоянку в местечке Мозага построили, потому что здесь большое пастбище и речка рядом. Работу начали ещё в прошлом году, не дожидаясь результатов народного голосования. Семья твёрдо решила разводить скот, даже независимо от проекта.
Стремление к успешной и сытой жизни – хорошая черта семьи Чыдым-оол. Домик и кошару построили сами. Пусть и из местного материала – коротких брёвен. Другого леса здесь не найдёшь. «Отсутствие своих стройматериалов - главная проблема при реализации губернаторских проектов», - рассказывает заместитель председателя администрации Монгун-Тайгинского района по сельскому хозяйству Чойган Иргит.
- Участники из трёх сумонов нашего района начали строиться ещё весной. На поставку стройматериалов заключили договор с Барун-Хемчикским лесничеством. Семья Чыдым-оол построилась самостоятельно. Прибыл лес на строительство стоянки для второго участника из сумона Моген-Бурен, ждём материалы для третьего кыштаговца из Тоолайлыга.
Действительно, отсутствие строительных материалов стало главной проблемой и для проектов «Кыштаг для молодой семьи» и «Чаа сорук» в Монгун-Тайгинском районе.
- Леса здесь нет, везти приходится из Дзун-Хемчика, Барун-Хемчика и даже Тандинского района. Любое строительство упирается в этот вопрос. Заказываем лес из других районов, но стоимость доставки выше, чем цена самого материала. Один КАМАЗ – 70 тысяч рублей. Привезти он может только половину того, что требуется на один домик. Для того, чтобы построить один кыштаг, нужно сделать два рейса. Это два раза туда и обратно из Чадана. 140 тысяч рублей уходит только на транспортировку. И это касается не только двух губернаторских проектов, но и строительства домов по социальному найму, домов сиротам и частного строительства.
- Как-то пробовали решить вопрос?
- В прошлом году, когда к нам приезжали зампред Валентин Иванович Ендан и министр сельского хозяйства Айдын Чечен-оолович Дун, мы просили повысить финансирование статьи расходов на транспортировку.
- Может ли сегодняшнее поколение монгун-тайгинцев помочь потомкам, высадив здесь деревья?
- У нас растёт лиственница. Это дерево, которое растёт в самых высоких местах, от 1800 метров над уровнем моря. Мы можем посадить деревья, но из-за высоты этот лес будет низкорослым и с гнутыми стволами, так как здесь постоянно дует ветер. Таким образом эту проблему не решить.
Пока в администрации размышляют над решением проблемы, у первых «кыштаговцев» района уже родилось второе поколение полученных по проекту овец. Участниками губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи» в Монгун-Тайгинском районе с 2016 года стали 15 семей.
- Есть у нас передовики, у которых даже после передачи 200 овец следующим участникам остаётся по 400 голов. Всё зависит от сохранности приплода. Но есть и те, кому приходится сложно. В основном это участники из сумона Тоолайлыг. Это труднодоступные места, куда иногда невозможно добраться на машине. Наши специалисты и ветеринары добираются к чабанам пешком. Нет сплочённости у родственников. Чаще всего за скотом ухаживает один чабан и старики. Поэтому не всегда удаётся стопроцентно сохранить приплод. Со 100 овцематок всего 60 ягнят остаётся. В каждом сумоне есть закреплённый ветеринар. Но в Тоолайлыге специалисту просто негде жить и работать. Поэтому ветеринар находится в Мугур-Аксы, а в Тоолайлыг выезжает только на вызовы, - сетует Чойган Иргит.
Не дают покоя монгун-тайгинским животноводам и волки. Район находится на пересечении звериных троп, идущих с Монголии, Алтая и внутренней части Тувы. Только в прошлом году охотники истребили 36 хищников.
- В этом году тоже ведём охоту на волка, но этого недостаточно. Щенки появляются каждый год, меньше волков не становится. То и дело хищники подходят к стадам и кошарам. Ежегодно даже коров они задирают по 80-90 голов. Мелкого рогатого скота – больше 100 голов. Если перевести в деньги, то это миллионы рублей убытка.
Сейчас в Монгун-Тайгинском районе насчитывается более 70 тысяч голов овец и коз, более 8 тысяч голов крупного рогатого скота (из них больше 6 тысяч яков), больше 1000 лошадей. На зиму этому поголовью нужно 1300 тонн корма. Как сообщил Чойган Иргит, половина от плана кормозаготовки уже выполнена.
Алдынай Тюлюш «ТуваМедиаГрупп»
Фото Даяна Дансюрюна
Монгун-тайгинцам не хватает строительного леса
31 августа 2020
115