Саяна Лакпаева, заведующая отделом культурно-образовательных работ Национального музея Тувы, рассказала о богатой истории тувинских женских украшений, которые имеются в их музее.
По её словам, к украшениям женщин относили гребни, накосные украшения, кольца, сережки, а также подвески, огниво и игольницы.
«Орнаменты тувинских украшений отражают образ жизни наших предков – это природа, цветы, растения, религиозные ритуалы. Многие путаются и думают, что чавага носят все женщины. На самом деле, накосные украшения незамужних женщин называются боошкун. Они отличаются свободно развевающимися бусами, серебряная часть небольшая, орнаментирована цветами и тувинскими узорами», - отмечает Саяна Лакпаева.
Накосные украшения замужних женщин называются чавага. Бусы у них пришиваются на кожу, они более стабильны, металлические части больше, подчеркивают респектабельность обладательницы.
Интересно, что в западных районах после замужества женщинам заплетали две косы, которые соединялись в одну, а в южных – три косы.
Сережки начинали надевать девочкам с 3 лет, с каждым годом к этим украшениям прибавлялись элементы, которые иногда в длину могли достигать пояса девушек.
В тувинских украшениях можно проследить буддийские мотивы – колокольчики, инкрустированные камнями. Поскольку таких камней, похожих на кораллы, в Туве не было, носить подобную красоту могли позволить себе только обеспеченные люди.
В западных районах различались также кольца. Большие перстни, которые закрывали фалангу, носили замужние женщины – чустук.
Незамужние носили билзек. Они тоньше, изящнее, но богато инкрустированы камнями.
Украшения носили и практический характер. К ним относятся подвески, игольницы и огниво. Ведь образ жизни тувинской женщины предполагал, что под рукой должны быть самые необходимые вещи.
В завершении Саяна Лакпаева отметила, что история тувинских украшений насчитывает тысячелетия. «В советское время образовался некий пробел, когда люди стали сами даже путаться в названиях украшений. В тот период отрицалось все национальное. С распадом СССР возродился интерес к национальному. Сейчас музей и научные организации ведут очень большую работу по восстановлению и пропаганде знаний о традиционной тувинской культуре для детей, населения. Отрадно, что современные дизайнеры, владельцы ателье приходят к нам консультироваться. Традиционные элементы они вносят в создание современной стилизованной одежды. Для каждого человека важно осознавать свои корни, историю своих предков, своей страны», - подытожила научный сотрудник.
Фото из открытых источников