В октябре 2019 года глава Тувы Шолбан Кара-оол для снижения числа повторных преступлений предложил выдавать освободившимся осужденным овец для создания собственного хозяйства. Помимо 200 голов мелкого рогатого скота, участник программы получает землю и древесину для строительства кыштага. Участнику проекта необходимо увеличить поголовье скота вдвое за два года, после чего необходимо передать 200 овец следующему претенденту. Корреспондент информационного агентства «ТуваМедиаГрупп» встретился с арестантами в колонии-поселении №3 УФСИН России по РТ, где за колючей проволокой отбывают наказание люди, совершившие преступления небольшой тяжести или преступившие закон по неосторожности.
На встречу пригласили пятерых осужденных: троих мужчин и двух женщин. В стенах колонии о готовящемся нововведении пока не знают. Мы рассказали о проекте и обсудили вопросы, которые волновали заключенных.
Как была воспринята новость о проекте «Кыштаг для бывших осужденных»?
О проекте они слышат впервые, но уверены, что осужденные эту новость воспримут с энтузиазмом и воодушевлением. Для них это реальная возможность найти себя в дальнейшей жизни, самореализоваться в профессии.
Кто из присутствующих не понаслышке знаком с нелегким трудом чабана и понимает, какая работа предстоит с таким количеством поголовья?
Все присутствующие – жители разных районов Тувы: Овюра, Дзун-Хемчика, Танды и других. Трое ответили, что хорошо представляют себе фронт предстоящей работы. Осужденная Аяна рассказала, что 12 лет помогала своим родственникам, у которых было около 800 голов мелкорогатого скота. Сама она всегда мечтала иметь собственную отару овец. Осужденный Чаргал с шести лет помогал родителям на чабанской стоянке. У них было около 500 овец, но в наследство ему достался кыштаг без скота. Если он будет участвовать в программе, то потребуется только стадо, так как земля и зимник уже есть. Урана, молодая осужденная, отметила, что никогда не сталкивалась с работой чабана, но и ей также хотелось бы принять участие в проекте.
Смогут ли участники будущего проекта в короткий срок вдвое увеличить поголовье овец и передать их следующим претендентам?
Имеющие опыт в животноводстве ответили, что двух лет для увеличения скота до 400 голов вполне хватит, при условии хорошего содержания и удачной окотной кампании, а также, если основу стада будут составлять овцы и только 1 или 2 барана-осеменителя. Кроме того, в хозяйстве должны работать как минимум трое опытных людей.
Какие вопросы по проекту возникли?
Вопросов оказалось много. В частности, будет ли оказана помощь в постройке кыштага? Сумма уплачиваемых налогов? Каков допустимый возраст участников проекта? Как решат вопрос с земельным участком: будут выдавать в аренду или в пожизненное пользование? Сможет ли бывший осужденный самостоятельно принимать решение в каком районе строить чабанскую стоянку?
Осужденную Аяну интересует, можно ли ей принять участие в проекте как члену неполной семьи с двумя детьми и без мужа? Можно ли бывшим осужденным без опыта в животноводстве вступить в программу на условиях кооперации с другими участниками и объединить стада? Кроме проекта «Кыштаг для бывших осужденных» спрашивали и о других программах. Люди особо заинтересованы такими губернаторскими проектами социальной направленности, как: «Корова-кормилица», «Социальный уголь» и «Социальный картофель».
Мнение осужденных о проекте, а также интересующие их вопросы мы довели до ВРИО начальника ФКУ КП-3 УФСИН России по РТ Саяна Базаана. Он сообщил, что для арестантов регулярно проводятся беседы с представителями различных министерств и ведомств, приезжают юристы, проходят «Дни кожуунов» с председателями администраций и многие другие мероприятия:
-
Если наши осужденные интересуются проектами Главы и новой программой, мы можем пригласить представителей Минсельхоза республики для дополнительных разъяснений. Также у нас действует программа адаптации осужденных к выходу на свободу. Она предполагает подготовку человека за полгода до выхода, где специалисты, в частности, помогают подыскать жилье и работу. С помощью этой программы мы могли бы отдельно помогать и тем, кого выберут участником «Кыштага для бывших осужденных».
Отметим, что не все бывшие арестанты смогут принять участие в проекте. Как в аналогичной программе «Кыштаг для молодой семьи», здесь будет действовать этап отбора и если судьбу молодых семей решает сход граждан, где выбирают самых достойных, то здесь одну из главных ролей сыграет характеристика осужденного. Саян Базаан особо отметил, что есть люди, которые оказались в стенах лишения свободы случайно, например, совершив ДТП по неосторожности, в их действиях не было злого умысла и в заключении они вели себя примерно, не получая замечаний. Именно таких осужденных он предлагает рассматривать в первую очередь.
-
Тем, кто отбывает наказание по таким статьям, как кража или особенно скотокрадство, думаю, не стоит участвовать. Тем же, кто попал к нам по неосторожности, например, за драку, вполне стоит попробовать свои силы. Есть ведь и такие, кто работал в офисе и документ неверно заполнил, есть алиментщики, которых колония исправила.
Сейчас колония находится почти на полном самообеспечении, со стороны используется разве что электричество. Овощи и зерновые выращивают сами, имеется оборудованный засолочный цех. Есть и свое хозяйство. Всего 79 голов КРС, 412 МРС, восемь лошадей, в этом году держали и 103 курицы.
-
За работой арестантов мы пристально наблюдаем. Смотрим, как они ухаживают за скотом и растениями, видим опыт и сноровку. Также мы знаем, как они ведут себя, на что особо реагируют, какой у них характер, к чему имеется стремление. Они постоянно у нас на виду, поэтому у нас есть реальная возможность оценить осужденного и сказать сможет он «потянуть» этот проект или нет.
Обе стороны - и осужденные и их надзиратели - считают, что проект необходим. Первым он поможет начать новую жизнь, вторые ожидают снижение числа рецидивов. По статистике около 30% бывших осужденных в течение первых трех лет, не найдя себе применения в жизни, совершают преступления повторно.
Ольга Возовикова корреспондент информационного агентства «ТуваМедиаГрупп»
Фото Ада Тюлюш