Обращение Камбы-Ламы Республики Тыва Лобсанг Чамзы к депутатам ВХ РТ
14 октября 2019
119
Во время круглого стола «Реализация стратегии государственной национальной политики в Республике Тыва», организованного Комитетом Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по социальной политике и Агентства по делам национальностей Республики Тыва, к присутствующим обратился Камбы-Ламы Республики Тыва Лобсанг Чамзы:- «Как главный лидер буддистов на территории Тувы, Глава Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва», созданного еще в начале ХХ в. благодаря Пандите Тува-Урянхая Лобсанг Чамзы, мы возобновили Управление Камбы-Ламы Тувы в 1997 г. В 2014 г., встав на высокий пост Камбы-Ламы Тувы, за 4 года нам удалось добиться высоких результатов по укреплению толерантности тувинских верующих. Верующих-буддистов в Туве насчитывают более 80% от общей численности населения, т.е. каждый тувинец относит себя к буддисту. Высокое верование тувинского народа основано на традициях, обычаях и культуре кочевого народа, буддийская традиция которого, продолжалась более полтора тысячелетий, а значит в уме кочевого народа не стереть границы буддийского мировоззрения.Буддизм – это одна из первых мировых и миролюбивых религий, чья линия преемственности продолжает существовать более 2600 лет с момента рождения Будды на Земле. Первая волна распространения буддизма началась с Пакистана, Афганистана, Средней Азии и Согдианы, а затем проникла в Центральную Азию через наши земли в Монголию. Свидетельством древней буддийской культуры в Туве, является сохранившееся изваяние Будды в скалах Чаа-Хольского района. Тувинцы называют это священное место «Бурган Даа». В каждом районе имеются подобные священные места и древние археологические памятники, поэтому 70 % территории Тувы является священной и благословлённой. В Бай-Тайгинском районе есть священная гора «Бай-Тайга»; в Барун-Хемчикском – это горы «Бижиктиг-Хая», «Уттуг-Хая», «Мажаалык-Даа»; в Сут-Хольском районе – «Хор-Тайга»; в Монгун-Тайгинском – величественная гора «Монгун-Тайга», гора «Ак-Баштыг»; в Овюре – «Дус-Даг», «Тээли-Арты»; Дзун-Хемчикском районе – «Гегээн Булак», в Улуг-Хемском – это «Буура-Даа», гора «Хайыракан», «Сыын-Чурээ»; в Чеди-Хольском и Тандинском – «Танды-Сыны»; в Тес-Хемском – «Калдак-Хамар», в Пий-Хемском районе – «Саян-сыны», в Эрзинском – «Ак-Хайыракан», «Чырыл-Хаан», в Тере-Хольском – «Хаан-Тайга», «13 баштыг Оваа», а Тоджинском – «Одуген-Тайга».В каждом районе есть священные озёра, реки и источники. Депутатам Верховного Хурала (парламента) нужно издать соответствующие законы, защищающие и гарантирующие безопасность и сохранность наших священных мест. Издать законы, оберегающие территории буддийских комплексов, где исторически действовали буддийские храмы, ступы и дуганы. И чем более сплочённой будет работа в этом направлении, тем больше мы сможем оставить будущему поколению – это чистые земли, вода и воздух. В национальной политике республики, в первую очередь, нужно внести корректировки в плане экологической безопасности и сохранности лесов, аржаанов (источников), природных ресурсов, которые являются достоянием всего человечества».