TMG news

РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)

17 февраля 2020
72

Жердинская И.Н , учитель географии ГАНООРТ ГЛРТ

Свой вклад в развитие языковой культуры, а через нее и в общекультурный багаж школьника может внести не только учитель-словесник, но и преподаватель любого школьного предмета. Каждая учебная дисциплина содержит обилие языкового материала в форме терминологического аппарата, а также общеупотребительной лексики, владение которой способствует выработке научного мировоззрения.

Формы включения в контекст урока географии новых слов и закрепления уже известных разнообразны. Они учитывают общий уровень подготовленности учащихся, особенности восприятия детьми и подростками абстрактных понятий, сложных терминов иноязычного происхождения.

Назовем некоторые дидактические приемы объяснения новых слов, научных понятий:

  • Разбор слова по составу;
  • Объяснение с помощью учебника или словаря;
  • Демонстрация иллюстративного материала;
  • Включение нужного термина в текст географического диктанта;
  • Использование элементов игры;
  • Обращение к художественному слову.

Например, в теме «Рельеф», может быть проведена словарная работа предполагающая выбор точного по смыслу термина из представленного синонимического ряда: ландшафт, пейзаж, рельеф. В случае затруднения используется толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Выясняется, что ландшафт – общий вид местности, пейзаж, а рельеф – неровности земной поверхности. Точное понимание значения слова позволяет правильно использовать его в научном обороте.

Такие слова как землетрясение, оледенение, осыпи, оползни посредством разбора по составу обретают конкретный и понятный смысл. А термины дюны, морены могут быть объяснены с помощью демонстрации фотографий, кадров видеофильмов, компьютерной презентации.

Дидактический материал, показывающий разнообразие рельефа, можно найти в книге Кужугета Шойгу «Перо черного грифа», «Танну Тыва. Страна голубых рек». Цветные, художественно выполненные фотографии родных мест вызывают живой эмоциональный отклик учащихся, и учебный материал усваивается глубже, полнее. Элементы краеведения, выраженные как наглядным, так и вербальным способами, помогают «оживить» сложные географические термины.

Для закрепления и проверки знаний используются географические диктанты, в которых оценивается не только верная трактовка термина, но и учитывается правильное написание слов собственных имен (за грамотность присваивается дополнительный балл).

Накопление терминологического словаря при усвоении новой темы проводится и в игровой форме, позволяющей активизировать внимание, а значит и память. При закреплении темы «Климат» класс делится на команды с соответствующими названиям («циклон», «тайфун», «Ураган» и др.). каждой команде вручается по «ромашке» с 10-ю лепестками, на которых написаны не только факторы, определяющие климат:

  1. Уровень солнечной радиации
  2. Географическая широта местности
  3. Выветривание
  4. Рельеф
  5. Состав горных пород
  6. Близость океанов
  7. Течения
  8. Высота местности над уровнем моря
  9. Эрозия
  10. Антропогенное воздействие.

Задача команды за 1 минуту собрать ромашку, на которой указаны только климатообразующие факторы. Дополнительные баллы можно получить, объяснив значение некоторых научных терминов, например, эрозия, антропогенная деятельность, выветривание, аномальные погодные явления, амплитуда температур.

В качестве опережающего индивидуального задания (ОИЗ) можно предложить составить краткий толковый словарь по заданной теме. Подобные виды заданий помогают не только более прочному усвоению изучаемого раздела, но и вырабатывают вкус к точному слову и суждению.

Активный интерес учащихся вызывает интегративный подход к изучению тем, в которых в качестве индивидуальных или групповых заданий предлагается подобрать художественные описания географических объектов, стихи. В рамках внеклассной работы можно составить целые литературно-географические композиции.

Выше говорилось об использовании элементов краеведения в учебном процессе. В практике школы при изучении темы «Реки» наряду с сугубо научными знаниями используются и художественные тексты. Например, подготовленные чтецы прочитают наизусть фрагменты стихов разных авторов о Енисее.

Вы бывали когда-нибудь на Енисее?

Если не были – я не завидую вам!

Много рек я видал, но тоски не рассеял

По его белопенным, студеным волнам.

Начиная стремительный бег исполинский,

Он упрямо несет караваны судов,

Синий в Тодже,

зеленый у скал бирюсинских,

светло-серый у самых арктических льдов.

(К. Лисовский)

Ты прохладными ветрами с дальних предгорий

Тихо веешь, моя голубая река,

С непокорными, грозными скалами споря,

пробиваешься к северу издалека.

Сквозь Саяны спешишь ты к Сибири могучей,

От Саянских вершин до полярного льда,

Где спускаясь к реке, где взбираясь на кручи, -

От истоков до устья растут города.

(М. Скуратов)

Обращение к поэтическим текстам, подкрепленное видеоматериалами, рождает зрительный образ реки, вызывает эстетически облагораживающие эмоции, углубляет патриотические чувства школьников.

Ценным источником научного материала для знакомства с водными объектами Тувы является книга Б.К. Ондар «Краткий словарь гидронимов Тувы» (Кызыл, 1995), в котором содержатся тувинские гидронимы и их переводы на русский язык, красочные и выразительные: «Маннайлыг – река в Танды; «маннай» - «радость», «счастье», то есть река, приносящая радость (избавление от болезней). Названа по минеральным целебным источникам.

Много других художественных описаний водоемов, поэтических и прозаических, встречается в литературных произведениях, принадлежащих перу русских и тувинских писателей. Их систематическое использование, в объединении с научной информацией, способствует гармонизации мира в сознании школьника.

Таким образом, поскольку вербальная информация составляет основу каждого учебного предмета, то внимательное отношение к слову должно быть обязательным требованием к содержанию учебного урока предметов естественно-научного цикла и непременным условием успешности обучения.

Редакция TMG