Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Раиса Тюлюш - королева театрального закулисья

27 ноября 2019
43

Этой профессии не учат, её можно постичь лишь в недрах театра. Десятки баночек-скляночек-бутылочек, тряпочек, коробочек, цветочков, зонтиков, тросточек - голова идет кругом! И всё это – целый мир театрального реквизита, фантазийная страна мечты барахольщика. Но у каждой страны должна быть своя управительница, своя Королева. В национальном театре это её Величество - главный реквизитор Раиса Тюлюш. Только в голове Раисы Санаажиковны уместились тысячи, а может и десятки тысяч важных и нужных деталей. И каждая бусинка, каждая кружевная скатерка на своем месте. Хранительница театрального «добра» точно знает, где что лежит, в каком спектакле «играет» и к какому моменту должно быть на сцене.

Раиса Санаажиковна служит в театре уже 41 год, с далекого 1977 года. Начинала кассиром, театр тогда еще в старом здании находился (сейчас там Тувгосфилармония). В том же году тувинский храм Мельпомены обрел свое нынешнее месторасположение. Через год она перешла под крыло Лидии Петровны Поповой – заведующей реквизиторским цехом театра. В тот год театр пополнился выпускниками Московского театрального училища им. Б.В.Щукина. С приходом «щукинцев» репертуар театра пополнился и новыми постановками: «Маугли» по Р.Киплингу, «730 дней и ночей», «Бодарал» Ч. Ондара и многими другими. Новые спектакли - новый реквизит.

Реквизиторский цех, которым с 1991 года заведует Раиса Санаажиковна, находится недалеко от сцены и похож на иллюстрацию комнаты гоголевского Плюшкина. Здесь в шкафах от пола и до потолка хранятся всевозможные детали быта, которые необходимы актерам во время действа: телефоны, авторучка, сумки, подушки, трости, шляпы, очки, еда из папье-маше, куклы, шаманские бубны… И это еще не все, в театре есть еще пара-тройка комнат, которые под завязку набиты реквизитом. Некоторые вещи хранятся десятилетиями и все равно оказываются нужны. Девиз Раисы Санаажиковны: «Ничего не выбрасывать, все может когда-то пригодиться».

Любимый спектакль Раисы Санаажиковны - «Хайыраан бот». Весь быт и уклад тувинской жизни знаком ей с пеленок. Поэтому оформление убранства тувинской юрты, где происходят события драмы, на ее плечах. Ей ли, выросшей на чабанской стоянке близ села Чаа-Суур Овюрского района, не знать, что и где расположено в жилище кочевников? Эта красивая, с задорным блеском в глазах женщина участвовала в реквизиторском оформлении более 250 спектаклей, во многих из которых играли такие легенды тувинского театра, как Кара-Кыс и Максим Мунзуки, Хургулек Конгар, Николай Олзей-оол, Борис Бады-Сагаан, Екатерина Кенденбиль и многие другие. А для них она была просто Раей, Раечкой, Райкоо.

Ей и самой однажды удалось сыграть в спектакле. В 1987 году на гастролях в Овюрском районе нужно было срочно подменить заболевшую актрису. После долгих уговоров Раиса Санаажиковна вышла на сцену и с успехом исполнила роль Хорлуу - жены шамана Хам-оола в спектакле «Хайыраан бот», даже текст не пришлось подсказывать, его реквизитор знала наизусть.

«Ханныг истер», «Культегин», «Дуруяалар» - спектакли интересные по реквизитам, многие из которых тяжелые по весу, шутка ли, настоящие автоматы, пистолеты, сабли. И за каждый реквизит она болеет душой, не дай бог, что-то испортится, сломается, разобьется. Каждый реквизит дорог, с каждым связаны воспоминания: вот над этой тростью трудились ночами, а вот эта бутылочка из тех еще советских времен, сейчас такие не делают. А теперь представьте себе ситуацию - театр едет на гастроли. Искусство упаковывать реквизит – особенное умение. Грамотно погрузить его в машину, чтобы доехал целым – тоже надо уметь. С труппой театра Раиса Санаажиковна объехала десятки российских городов, побывала и в Турции: «Упаковка вещей занимает много времени, нужно все собрать, уложить и проверить на несколько раз».

Реквизиторы не могут смотреть спектакли из зала, их рабочее место за кулисами. Они следят за тем, чтобы ложки, стаканы, книги, бутафорные пирожки, фрукты, корзинки или винтовки были в наличии и лежали на своем месте. Иногда приходится работать в кромешной тьме – необходимо за несколько секунд как можно быстрее и тихо положить или, наоборот, убрать тот или иной реквизит. Под началом главного реквизитора трудятся двое: Долаана Севекпит и Арат Хулер-оол. Все вместе они вступают в работу над спектаклем самыми первыми, а заканчивают самыми последними. Иногда нужно сбегать в магазин – купить фрукты, конфеты и другие продукты. Так, в дни показа спектакля «Кок дээрнин оглу» (в переводе «Сын синего неба»), герои исторической драмы лакомились на сцене настоящим бараньим мясом.
Апартаменты реквизиторской Нарнии давно облюбовали актеры театра, они часто устраивают здесь посиделки за чашкой чая. Были времена, вспоминает она, когда в этой комнате актеры, занятые в спектакле 1999 года «Без вины виноватые», по очереди готовили обед и ужин. Да и до сих пор посиделки за сладким столом после каждой премьеры проходят именно здесь, в реквизиторской.Благо чайник и чашки всегда под рукой.
Для большинства людей театр - это актеры, которые раз за разом воплощают на сцене десятки самых разных образов. Но ведь грим, костюмы, декорации, свет, звук - все это результат работы большой команды профессионалов. У этих людей разные профессии и разная специфика работы, но объединяет их одно – и это не громкие слова, а любовь к театру - Раиса Санаажиковна, если бы была возможность начать жизнь заново, Вы бы выбрали другую профессию? - Ни за что!

Юлия Сат корреспондент ИА «ТуваМедиаГупп» Фото из личного архива

Аналитика и мнения