Великолепная мастерица по шитью и вязанию, она ни минуты не может сидеть без дела. И у супруга руки золотые: может и машину починить, и дом, и юрту. Умеет строить, агрегаты разные собирает своими руками.
Новое дело сразу же пошло на лад, посыпались заказы. Мебель, изготовленную Алексеем Алдын-ооловичем, можно увидеть в городских кафе и даже в администрации Кызылского района. Через четыре года у супругов появилась новая задумка – делать ортопедические матрасы, причем не с синтетической набивкой, а из самого что ни на есть натурпродукта – войлока. Разработали проект на 2,5 млн. рублей. Планировали организовать весь процесс целиком - начиная от изготовления основания (пружин) и заканчивая чехлами. Подали на господдержку, но получили только 400 тысяч рублей. Из-за нехватки средств, пружинные блоки пришлось закупать за Саянами, сами же делали только шерстяные накидки на матрасы. Параллельно изготавливали войлок, который шел на юрты, ширтеки (ковры) и многие другие вещи, необходимые в чабанском быту.
В 2015 году Сарыглары стали одним из четырех участников губернаторского проекта «Одно село – один продукт» из Кызылского района. Были у них и другие достижения. Юрта, сделанная Алексеем Алдын-ооловичем «от и до» для Сут-Хольского района, была признана самой лучшей на Наадыме 2017 года.
Крепко встали на ноги, надо расширяться – закон бизнеса. И расширяться семья Сарыглар решила в сторону перспективной отрасли - переработки шерсти.Деятельные супруги с азартом взялись за дело. Тем более, что условия для создания мини-производства уже имелись: на приобретенном участке в пгт. Каа-Хем в 2019 году они отстроили производственное помещение. Первым делом Алексей Алдын-оолович собственноручно изготовил станок для валяния шерсти. Понадобилось и другое оборудование. И тут без поддержки государства было не обойтись. Обратившись прошлой осенью в Минсельхоз Тувы за советом и помощью, узнали о проекте «Дук» («Шерсть»), название которого говорит само за себя.
Сырье для производства можно приобрести по бросовой цене, а, зачастую, и вовсе даром, ведь в Туве отсутствует рынок сбыта. И это главная проблема сельчан, которые держат скот. Тонны шерсти приходится сдавать за бесценок, а порой и выбрасывать. «Мне обидно наблюдать, как шерсть просто-напросто выкидывается. Ее нигде не принимают. Почему мы не можем, как монголы, превратить переработку в прибыльный бизнес?» - сетует Аржаана Сергеевна. Натуральная овечья шерсть – это удивительный материал, свойства которого известны человеку уже много веков. Вещи из натуральной шерсти овец теплые, прочные и уютные. Такие изделия создают комфортную для человека температуру тела, гигроскопичны, прекрасно впитывают влагу, гипоаллергенны, в общем, наделены исключительно положительными качествами. В эпоху процветания синтетических однотипных материалов в производстве одежды и обуви, натуральные материалы, становятся все более востребованными среди населения.
«Кроме того, если бы шерсть принимали на переработку, то животноводы задумались бы над ее качеством. И кошары хорошие будут строить для овец, создавать определенные условия, вовремя стричь, прочесывать. Шерсть тувинских овец сильно загрязнена растительными остатками, например, из тех же 14 тонн шерсти 7-8 пойдет в отходы» - говорит Аржаана Сергеевна.
В советские годы заготовительные конторы действовали во всех районах: практически ни одна шкура после забоя не проходила мимо заготовителей. Бывалые животноводы вспоминают, что в те годы продавать шерсть было выгодней, чем резать овец на мясо. С развалом заготовки шкур и переработки шерсти натурпродукты стали никому не нужны. Попытки организовать заготовку к успеху не приводили. Но республиканские власти не оставляют проблему без внимания, принимая меры по поддержке предпринимателей именно в этой сфере. Из последних это проект «Дук», согласно которому в республике предполагается создать условия для производства по первичной обработке шерсти.