TMG news

Третий день Международного фестиваля «Хоомей в Центре Азии» завершился концертом гостей

19 августа 2019
74

Ещё во время конкурсных прослушиваний зрителей удивил ансамбль «Жангаа» из автономного района Китайской Народной Республики Внутренняя Монголия. Коллектив создан в 2017 году, когда ансамбль впервые стал участником Международного фестиваля «Хоомей в Центре Азии». Девять студентов университета искусства Внутренней Монголии в городе Хух-Хото исполнили песню «Чугурук аът», являющуюся одной из символов тувинского горлового пения.

По словам музыкантов, в их университет приезжал Народный хоомейжи Тувы Бады-Доржу Ондар. Он и научил исполнять эту песню так, что почти и не отличишь от тувинских хоомейжи.

Кульминацией праздничного концерта участников-гостей фестиваля стало выступление приглашённой звезды Аррингтона де Дионисио. Его немного даже психоделическое выступление поразило каждого зрителя. В качестве инструмента он использует соединённые между собой пластиковые трубы, а пение на индонезийском сопровождает танцем.

— Как называется музыкальный стиль, в котором Вы живёте?

— Я использую термин транс-панк.

— Сегодня ведущий концерта Шон Куирк, рассказал, что Аррингтон был первым человеком, который совместил хоомей с рок-н-роллом. А когда и где Вы услышали горловое пение впервые?

— Это было в 1991 году. Тогда вышел в свет альбом Теда Левина ( Прим. TMG. – продюсер, этномузыковед, исследователь и пропагандист музыкальной культуры Азии). Когда услышал его музыку по радио, меня как будто током ударило. Эта музыка напомнила мне ту, которую я пел в детстве. Я имитировал различные звуки природы, голоса животных.
— Считает ли Вы корни своего творчества тувинскими?— Для меня корни – это то, что объединяет духовное и физическое. Я слышал музыку из Тувы, но я не хотел что-либо имитировать. Я хотел создать своё.

— Действительно, Ваш стиль невозможно сравнить ни с чем. Отличный инструмент из труб! Как он называется?

— Он сделан из пластиковых трубок, но мундштук – это часть кларнета. Это очень простой инструмент, любой человек может его сделать. Назвал я его бромиофон. В древнегреческой мифологии Бромиос – бог грозы. Когда я играю, я думаю о грозе.

— На сцене просто так ничего не делается. Танец во время пения как-то помогает Вам? Что он выражает?

— Моя мама очень любит танцевать. Это передалось и мне. Неважно, смотрят ли на тебя, смеются, другим может показаться, что это непонятно и смешно. Главное наслаждаться танцем. Коргда я танцую, музыка проникает в меня. И я выражаю телом эту музыку. Я чувствую эту музыку, как что-то физическое, осязаемое.

— Горловое пение, по сути, узкое направление. Но на сегодняшнем концерте мы увидели целый калейдоскоп жанров. Как вы считаете, хоомею в целом и фестивалю нужно оставаться в рамках традиционного стилей горлового пения или нужно меняться и вбирать в себя элементы других жанров?

— Всем давно известно, что Тува – это центр Азии. Самое лучшее решение – если сюда будут стекаться люди со всего мира и показывать свою музыку. Хоомей можно использовать в самых разных жанрах. Посмотрим даже на ваш коллектив «Хоомей бит», они используют хоомей в фанковом танцевальном стиле. Я думаю, что если фестиваль продолжит работать в таком широком режиме, когда принимаются все стили и жанры, то это поможет сохранить и традиционную музыку. Новые жанры только помогут развитию традиционного искусства.

— Какие впечатления увезёте с собой в США?

— Все были настолько дружелюбны со мной, настолько открыты! Гулять здесь, видеть реку, этих парящих орлов, чувствовать эту природу просто незабываемо.

Выступление Аррингтона де Дионисио и других гостей III Международного фестиваля можно увидеть на завершающем концерте сегодня на площади Арата. Там же организаторы объявят обладателей Гран-При фестиваля.

Фото Даяна Дансюрюна

Редакция TMG