TMG news

Цифровая экономика: Как юридическое сообщество работает в пандемию?

26 августа 2021
87

Два года назад, в 2018 году, заместитель министра юстиции РФ Денис Новак в ходе конференции "Новые технологии и правоприменение" отметил, что адвокаты должны широко использовать сервисы по составлению проектов договоров и исковых заявлений вместо того, чтобы формировать такие документы вручную.  Он связал редкое использование подобных технологий с отсутствием доверия к ним и указал, что нужно объяснить преимущества цифровизации адвокатам и научить их пользоваться электронными сервисами. Новак даже допустил, что демонстрирование навыков пользования подобными программами может стать частью обязательной квалификации. В марте 2020 года ВОЗ объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. И использование современных программ стало более актуальным и необходимым. В период самоизоляции юридическое сообщество, судебное и исполнительное производство не останавливали свою деятельность.

Судебные заседания проводились с применением видео-конференц-связи и веб-конференций. Всего за время нерабочих дней, установленных президентом, рассмотрено почти 3,5 миллиона дел и материалов. Наибольшее количество онлайн-заседаний проведено в арбитражных судах.

После постепенного снятия ограничений председатели судей перевели часть сотрудников на дистанционную работу или ввели гибкий график. Как и в другие российские учреждения, в суд можно попасть только в масках и перчатках, на входе измеряют температуру. Но, к сожалению, канцелярской работы не удалось избежать, так же, как и взаимодействия с почтой России. Полностью исключить бумажный документооборот суды не готовы. Как известно из исследований ученых, ковид хранится на документах до 4-5 дней. Поэтому риск заражения даже при дистанционной работе остается.

Кроме того, не все юристы, адвокаты и граждане были готовы к онлайн-работе с судами. Ведь до пандемии не было судебных разбирательств на дистанционном уровне. Например, Московский районный суд не стал принимать апелляционную жалобу из рук адвоката. Во время карантина можно было отправлять документы только по почте. Пока жалоба шла по почте, подзащитного увезли в колонию.

Можно добавить, что большинство районных судов не было готово к рассмотрению дел дистанционно. Предлагались варианты рассмотрения дел через What'sApp или Skype, но нет гарантии идентификации личности, безопасности данных и хорошей интернет-связи.

В конце сентября началась вторая волна пандемии, и в октябре суды снова ввели ограничительные меры. В регионах России меры действуют по-разному. Московские суды ограничили допуск посетителей, но зарегистрированные дела рассматриваются.

До пандемии многие судьи говорили о переработке. Сейчас из-за нехватки персонала, ограничительных мер и дополнительной работе по делам о нарушениях в связи с эпидемией, у судей огромная нагрузка. Из-за перегруженности судей страдает качество работы. И решение для более оперативной работы просто необходимо.

На XVI ежегодной конференции ФПА РФ «Адвокатура. Государство. Общество» президент ПА Самарской области Татьяна Бутовченко отметила, что во время пандемии ускорила темпы цифровизация адвокатуры, что для многих это открыло новые возможности в работе.

Адвокатура, судебная система и исполнительное производство должны использовать лучшие современные решения для повышения качества своей работы и защиты от ковида.

По мнению Андрея Пашкевича, основателя и генерального директора компании «ЮРРОБОТ», одно из таких решений – это облачная платформа для автоматизации взыскания задолженности. Данную платформу разработала компания «ЮРРОБОТ» в 2017 году для юристов, судей и судебных приставов. Она предназначена для взыскания задолженности в сфере ЖКХ.

На сегодняшний день у юридических компаний есть удачный опыт автоматизации работы сотрудников. Например, у Центра правового аутсорсинга «Ваше право». Они внедрили программу, которая позволила автоматизировать 70% работы юристов. Со слов президента компании Татьяны Ветошкиной, юристы перестали думать о том, как бы чего не забыть, и стали больше думать о сути дела. В итоге, компания улучшила свои услуги.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ ДЛЯ ЮРИСТОВ И СУДЕЙ

На сегодняшний день электронный документооборот не налажен в судебных участках мировых судей. А это довольно внушительный сектор судебной системы. Также у судей отсутствует автоматизация формирования документов. Мировые судьи работают с программой «ПИ АМИРС», которая зависит от локальной сети, обновлений ПО и ограничена по своему функционалу. Например, для отправки документа через эту программу можно прикрепить только готовый файл. Судьи сами заполняют и формируют документы, что не нужно делать при использовании облачной платформы.

Преимущества электронного документооборота с использованием программы заключаются в следующем:

  • экономит время и трудозатраты на распечатку и подписание больших объемов документов;
  • использование ЭЦП, все документы имеют юридическую силу;
  • исключает контакт с человеком, а, значит, способствует предотвращению заражения вирусными заболеваниями;
  • не допускает возможности потери документов в пути;
  • исключает ручной ввод данных;
  • способствует конфиденциальности информации за счет шифровки документов;
  • онлайн – передача документов сэкономит средства бюджета РФ и регионов;
  • наличие электронного архива.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОТПРАВКИ ДОКУМЕНТОВ

Средняя производительность одного юриста - 1000 исков в год или 84 иска в месяц. При этом процесс работы с задолженностью является очень трудоемким. На сильную загруженность жалуются и судьи с судебными приставами. Современные технологии на основе машинного обучения и искусственного интеллекта могут автоматически формировать документы (иски, судебные решения, исполнительные листы, ответы на апелляции, заявления на банкротство) и отправлять их. Для сравнения, облачная платформа «ЮРРОБОТ» формирует и отправляет 10 000 исковых заявлений в минуту, что в 10 раз больше, чем за год у юриста. Назовем еще один пример. У судебного аппарата обработка судебного решения, занесение данных в журнал, формирование судебного журнала, отправка судебного решения занимает от 25 минут; платформа выполняет эту работу за 40 секунд. А адресат получает документы мгновенно.

Преимущества автоматизации:

  • адвокаты, юристы, судьи и судебные приставы освобождены от рутинной работы, у них больше времени для более сложных дел;
  • работа более оперативна;
  • контакт с людьми исключен, что способствует предотвращению распространения эпидемии;
  • облачная платформа работает на любом устройстве, с любым техническим оснащением, главное – выход в интернет;
  • не привязана к конкретному рабочему месту;
  • обновляется в онлайн режиме;
  • не нужен программист, для большинства облачных платформ есть бесплатная техническая поддержка;
  • формирование и прогнозирование рейтинга загруженности судебных участков;
  • сервис работает круглосуточно.

Автоматизация взыскания задолженности – это возможность избежать роста заболеваемости, повысить оперативность работы юристов и суда, сэкономить средства бюджета.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУДЕЙ, СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И ЮРИСТОВ

Благодаря программам по автоматизированному взысканию юрист сможет оперативно сформировать, подписать ЭЦП и отправить исковое заявление со всеми приложениями. Программа отслеживает историю искового заявления и отправляет сообщения на электронную почту истца. В случае подачи апелляции со стороны ответчика, программа подготовит для истца ответ на нее.

У судьи программа будет обрабатывать исковое заявление, выполнять все регистрационные действия самостоятельно без вмешательства человека, автоматически формировать судебный приказ, который отправляется истцу. Кроме того, имеется возможность отправлять копию судебного приказа на электронную почту ответчика. Например, платформа «ЮРРОБОТ» уже обработала более 500 тысяч приказов.

С помощью программы судья может отправить судебный приказ в Службу судебных приставов мгновенно. Судебный приказ подписывается ЭЦП и имеет юридическую силу. «Почтой России» отправка занимает 7 – 10 календарных дней. Сокращение сроков доставки приказа судебным приставам поспособствует оперативности процесса взыскания. Для судебных приставов на специальных платформах есть отдельная функция – отправка запросов в банки, ФНС, Росреестр. Через электронный документооборот судебный пристав сможет получать ответы на запросы в 3 раза быстрее.

Программы для взыскания задолженности сокращают и оптимизируют обработку документов для судебного пристава. На каждого специалиста в Службы судебных приставов (далее, ССП) приходится в среднем около 1300 производств. Юристам при взыскании задолженности приходится оказывать посильную помощь ССП. При снижении нагрузки у судебного пристава появится больше времени анализировать полученную информацию.

Это приведет к значительному снижению ошибок и незаконных действий.

Автоматизация процессов снизит нагрузку на судей. Автоматизированная система программного обеспечения реализует бесперебойную удаленную работу юристов и адвокатов, судей и судебных приставов в период пандемии и после нее. Использование современного ПО сократит расходы бюджета страны. Также использование программ способствует повышению качества правосудия и исполнительного производства.

На сегодняшний день, несмотря на упрощенную процедуру приказного производства, процесс взыскания долгов занимает много времени. За это время задолженность только растет, а должники принимают меры по уходу от долгов; приходится инициировать банкротство. На примере платформы «ЮРРОБОТ» мы можем увидеть, что за полгода использования программы у управляющих организаций сокращается задолженность на 34 % - 50 %. Поэтому в стране так важно юристам, судьям и судебным приставам автоматизировать взыскание задолженности, в частности, долгов ЖКХ.


ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru по данным портала «Юридический бизнес»
Фото из открытых источников

Редакция TMG