Сегодня, 25 апреля, исполняется 130-лет со дня рождения Буяна-Бадыргы Монгуша, Гун нояна, тувинского общественного и государственного деятеля, основоположника тувинской государственности.
Буян-Бадыргы родился 25 апреля 1892 года в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского района в семье арата-табунщика Номчуга Монгуша.
Он был усыновлен нойоном Хайдыпом (Буурул Ноян) Хемчиксого Даа-кожуна (Даа — это западная часть Тувы, недалеко от кочетовского села Атамановка).
Именно от своего приемного отца Буян-Бадыргы унаследовал остроту ума, чувство собственного достоинства, прекрасные манеры и склонность к разумным компромиссам.
В 1908 году, после смерти приемного отца, он в 16 лет становится клановым вождем — Даа-нойоном. Несмотря на возраст, пользовался заслуженным авторитетом и у тувинцев, и у русских, и у монголов.
Современники отмечали его образованность. Буян-Бадыргы был учеником монгольского ламы Оскала Уржута. Он свободно владел, кроме родного, монгольским, тибетским, китайским и русским языками.
В 1912 году, после Синьхайской революции и последовавшего ослабления китайской власти, Буйян Бадыргы оказался среди «русофилов». Существует мнение, что как раз он сочинял обращение к русскому царю Николаю с просьбой о покровительстве, подписанное урянхайским амбын-нойоном, «имеющим от Дайцинского государя чин корпусного командира и павлинье перо, от Великого Российского государства белого государя — одну золотую медаль для ношения на шее и орден Св. Станислава второй степени».
Ещё до начала учредительного съезда Буян-Бадыргы собрал правителей Хемчикского района и разработал проект Конституции, где объявлялся суверенитет Танну-Тува (улус). Проект был предложен наряду с проектом И. Сафьянова (Эккендея) на рассмотрение съезда и получил одобрение. Буян-Бадыргы председательствовал на тройственной конференции представителей Тувы, России и Монголии в 1924 году и в немалой степени содействовал её успешной работе.
По результатам конференции Советский Союз в 1924 и Монголия в 1926 признали независимость Тувинского государства. Силой авторитета Буян Бадыргы поддерживал буддизм, активно участвовал в созыве Всетувинского съезда лам. Одно время являлся председателем законодательной комиссии, писал закон о браке и семье.
Проживал вместе с семьей в Чоон-Хемчикском хошуне в местечке Кадыр-Эл (до 1929 года, пока его не арестовали). У Буяна-Бадыргы не было собственных детей, но в 1910—1920 годах, точно неизвестно, он удочерил годовалую дочку знакомых, назвав её Дембикей.
Буян-Бадыргы был арестован в 1929 году, содержался в тюрьме. В марте 1932 года на заседании Политбюро ЦК ТНРП Монгуш Буян-Бадыргы вместе с другими был обвинен в «контрреволюционных бандитско-грабительских» действиях, участии в Хемчикском восстании «черно-желтых» феодалов. В 1924 году был расстрелян.
Вместе с ним были расстреляны секретарь ЦК ТНРП Иргит Шагдыржап и бывший премьер-министр Куулар Дондук.
Впоследствии Монгуш Буян-Бадыргы был реабилитирован в 1994 году и окончательно только в 2007.
Фото из открытых источников