В 2023 году Росреестр отмечает 15-летний юбилей. 25.12.2008 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». Также исполнилось 25 лет закону, с которого началось построение современной системы государственной регистрации прав на недвижимость. Что нового появилось в учетно-регистрационной системе недвижимого имущества, как правильно подать документы и получить консультацию? На эти вопросы ответила заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Тыва Елена Белявская.
- За двадцать пять лет, вероятно, вся недвижимость в республике поставлена на учет? Сколько всего объектов недвижимости в республике?
На начало 2023 года на учете стоит 257934 объекта недвижимости. Среди них 125058 земельных участков, 132876 объектов капитального строительства. На учете пока не вся недвижимость, но мы стремимся к этому. Для решения этой задачи Управление тесно работает с органами местного самоуправления.
- А насколько активно проводится регистрация прав на недвижимость?
Сейчас в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) почти 500 тысяч зарегистрированных прав на объекты недвижимости, которые расположены на территории Республики Тыва.
В 2022 году регистраторами Управления было принято 41442 решения об осуществлении учетно-регистрационных действий, что на 11% больше, чем в прошлом году.
В Республике Тыва в 2022 году зарегистрировано 7,5 тысяч прав на жилые помещения - жилые дома, квартиры и более 19 тысяч прав на земельные участки.
- Сейчас на территории города Кызыла активно строятся многоквартирные дома, расскажите, как работает Росреестр с такими объектами.
Впервые за последние десять лет Управлением в 2022 году осуществлялась государственная регистрация новых договоров долевого участия в строящихся многоквартирных домах в г. Кызыле. Всего в 2022 году было зарегистрировано 266 таких договоров. При этом хочу отметить, что почти все документы на регистрацию ДДУ были представлены в электронном виде.
- Расскажите, как обстоят дела в вашем ведомстве с предоставлением госуслуг в электронном формате? Какие услуги можно получить электронно?
Цифровизация - одно из приоритетных направлений деятельности Росреестра. Управление Росреестра по Республике Тыва идет в ногу со временем и активно внедряет электронные услуги по получению государственных услуг в учетно-регистрационной сфере.
В личном кабинете можно подать в электронном виде заявление на получение всех наиболее востребованных услуг Росреестра: это регистрация прав, кадастровый учет, единая процедура (одновременное проведение этих процедур), получение сведений из ЕГРН.
В личном кабинете пользователь (как физическое, так и юридическое лицо) может просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. В разделе "Мои объекты" владелец может увидеть кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов, а также сведения о правах, ограничениях и обременениях прав на свою недвижимость. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться, то есть иметь логин и пароль на портале «Госуслуг».
В разделе "Мои заявки" пользователь может отслеживать статус исполнения своих заявок, получать уведомления о ходе их исполнения.
- В какие сроки проводится регистрация и учет?
В мае 2022 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым сокращены сроки кадастрового учёта и регистрации прав отдельных объектов недвижимости. В сокращенные сроки теперь можно оформить индивидуальный жилой дом, садовый дом, хозяйственные постройки, гараж, а также земельные участки, на которых они расположены.
Вместе с тем, в 2022 году Управление сократило срок кадастрового учета и регистрации прав до трех дней, а по электронным ипотекам более 87% документов регистрируется менее чем за 24 часа.
- Можно ли оформить куплю - продажу недвижимости в другом городе, не по месту нахождения недвижимости?
Документы на получение всех услуг Росреестра можно подать в любом офисе приема документов «Мои документы», вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости. Такая возможность была реализована с 1 января 2017 года.
- Каким документом подтверждается государственная регистрация права?
По итогам регистрации прав на недвижимость выдается выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Ее можно получить:
в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на ваш электронный адрес, если вы подавали заявление онлайн;
в виде документа на бумажном носителе, если вы подавали заявление лично в офисе приема документов «Мои документы».
- В каких случаях не уплачивается госпошлина за государственную регистрацию?
Не оплачивают пошлину: малоимущие (за исключением госрегистрации ограничений / обременений прав на недвижимость); ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, узники фашистских концлагерей, военнопленные во время Великой Отечественной войны.
Также в настоящее время граждане освобождены от оплаты госпошлины за регистрацию ранее возникших прав.
- А какие права считаются «ранее возникшими»?
Ранее возникшие права на объекты недвижимости - это права на ранее учтенные объекты недвижимости, которые возникли и правоустанавливающие документы на них оформлены до 31.01.1998, до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Стоит отметить, что государственная регистрация ранее возникших прав в ЕГРН проводится по желанию собственников недвижимости. Для этого необходимо обратиться в офисы МФЦ с заявлением о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) государственной регистрации прав, приложив к нему правоустанавливающий документ на объект недвижимости.
- Зачем регистрировать такие права?
Отсутствие в ЕГРН сведений о собственнике недвижимости может осложнить жизнь её владельцу, а также станет препятствием вовлечения таких объектов в гражданско-правовой оборот.
Правильно оформленные имущественные права позволяют собственнику свободно распоряжаться имуществом и защитить его от мошенников.
Любые действия с недвижимым имуществом вправе совершать только правообладатель или лицо, действующее в его интересах по доверенности. Граждане, у которых право собственности на имущество возникло до 31 января 1998 года и в ЕГРН отсутствуют данные о зарегистрированном праве, распорядиться объектом недвижимости (продать, подарить, завещать, сдать в аренду и т.д.) не смогут. Не смогут они и установить запрет на совершение сделок с недвижимостью без их личного участия.
- Как узнать, есть ли в ЕГРН сведения об объекте недвижимости?
Проверить наличие сведений об объекте недвижимости в ЕГРН собственники могут
самостоятельно. В этом им может помочь портал Росреестра. Самый простой и бесплатный вариант - сделать онлайн-запрос. Для этого достаточно обратиться к электронному сервису «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра.
-Выписки из ЕГРН чаще запрашивают бумажные или электронные?
Конечно, преобладает электронный формат выписок. Запросить сведения ЕГРН в электронной форме можно в любом месте и в любое время. Для этого нужно авторизоваться на портале «Госуслуг».
- А что делать, если в выписке из Росреестра или в личном кабинете правообладателя на сайте Росреестра была обнаружена ошибка или расхождение с имеющимися «на руках» документами на недвижимость?
Если ошибку в документах, допущенную Росреестром, обнаружил собственник или другое заинтересованное лицо, ему необходимо обратиться в МФЦ, подать заявление и предоставить документы, подтверждающие ошибку, например, технический паспорт с верными сведениями. Подать заявление можно и онлайн - на сайте Росреестра или через портал «Госуслуг».
Если исправление ошибки может повлиять на право собственности, тогда необходимо судебное решение.
- Прозрачность базы имеет оборотную сторону: риски нарушения приватности сделок и утечки данных об активах граждан. Как обеспечивается защита информации?
С 01.03.2023 года вступит в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», сведения с данными о фамилии, имени, отчестве и дате рождения собственника не будут включаться в общедоступную выписку из ЕГРН. Данные правообладателей в выписке из ЕГРН будут доступны только при условии, если владелец недвижимости открыл эти сведения специальным заявлением. Для этого в любой удобной форме, в том числе в электронном виде, собственник может обратиться в Росреестр и внести соответствующую запись в ЕГРН. Заявления о раскрытии сведений о персональных данных владельцев недвижимости могут быть поданы через информационные каналы взаимодействия банков и Росреестра, а также всеми уже доступными на сегодняшний день способами: в МФЦ, на сайте Росреестра, едином портале государственных услуг.
При отсутствии такой записи сведения из ЕГРН могут быть представлены по запросу нотариуса на основании письменного заявления и исключительно в целях защиты прав и законных интересов граждан. Основания для этого жестко регламентируются законом и предполагают полную ответственность нотариуса.
Этот закон будет способствовать предотвращению негативных проявлений, которые сейчас встречаются.
- Как можно обезопасить себя от мошеннических действий в отношении принадлежащего собственнику недвижимого имущества?
Можно подать заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без личного участия. В ЕГРН будет внесена запись о таком заявлении. Документы, поданные без личного участия собственника (например, по доверенности), рассматриваться не будут. Документы будут возвращены без рассмотрения. Тут необходимо отметить, что законом установлено исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего в законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.
Такое заявление можно подать в офисах «Мои документы», в личном кабинете на сайте Росреестра.
Также в 2022 году у собственников появилась возможность оформить заявление о запрете проведения сделок без их участия на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Используя мобильное приложение «Госключ», можно бесплатно получить сертификат УКЭП для оформления документов на смартфоне.
Кроме того, в 2019 году вступили в силу поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которые регламентировали порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при сделках с недвижимостью. Теперь оформление сделок с помощью УКЭП возможно только с письменного согласия собственника недвижимости, которое он предварительно направил в Росреестр. То есть без разрешения правообладателя зарегистрировать переход права собственности на основании электронных документов (например, на основании электронного договора купли-продажи) невозможно.
Исключением являются случаи, когда документы на регистрацию в электронном виде направляет орган государственной власти, орган местного самоуправления или нотариус. Также исключение составляют случаи, когда документы в Росреестр направляет кредитная организация.
В случае поступления на регистрацию электронных документов собственник получит об этом уведомление по электронной почте. Если вдруг правообладатель получит такое сообщение и окажется, что ни он, ни его представители никаких документов не подавали, он сможет оперативно уведомить об этом, сделка не состоится. Для защиты от аферистов гражданам необходимо обратиться в МФЦ и направить заявление о внесении в ЕГРН актуального адреса своей электронной почты. Это позволит оперативно направлять собственникам важные уведомления и предотвратит возможные случаи мошенничества.
По данным пресс-службы Управления Росреестра по РТ
Фото из открытых источников
ИНСТА ссылкой