В пансионате «Башкы» на озере Дус-Холь 25 и 26 июня проходил межрегиональный семинар о современных подходах к повышению качества образования, в котором приняли участие педагоги школ-побратимов: московской школы № 2065 и школ № 2 города Кызыла и села Тээли Бай-Тайгинского района. С участниками семинара встретился корреспондент TMG.
Третий год в Туву приезжают представители школы №2065 города Москвы согласно проекту «Мост дружбы», созданному по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и при поддержке Министерства образования и науки Республики Тыва. В этот раз в Туву приехали трое мужчин, заместителей директора школы №2065. Это Константин Борисович Урсегов, Федор Александрович Князев и Владимир Викторович Макаров.О проекте «Мост дружбы» корреспонденту TMG рассказала Ирина Сарагашева, заместитель директора Института оценки качества образования Тувы. Поскольку первая задача проекта – расширение среды общения на русском языке, в качестве побратимов были взяты школы моноязычных районов: Барун-Хемчикского и Бай-Тайгинского. С помощью интернета ребята слышат правильную русскую речь, знакомятся с русскими ребятишками, принимают учебную информацию от учителей – носителей русского языка, что очень важно для развития детей, их социализации, говорит Ирина Сарагашева.
Современное образование предполагает, чтобы ребята из отдаленных мест попадали в центральные вузы. Задача проекта в этом направлении – социализация ребят, развитие коммуникативных навыков, общение с новыми друзьями.Команда школы №2065 – это люди с особой энергетикой, отмечает Ирина Васильевна. Они любят своё дело и своих учеников. Третий год приезжает в Туву Владимир Макаров, привозит всё новых коллег, что позволяет обмениваться опытом по разным направлениям работы в школе. Сам он побывал в сельских школах Тээли, Кызыл-Мажалыка, Эрзина, Самагалтая. Выезжал в Пий-Хем.
В разговоре с корреспондентом TMG Владимир Викторович отметил, что в Туве есть потрясающая база, связанная с резчиками по камню, которой нет в других регионах.
«Мы были в Бай-Тайге в ноябре 2017 года, и там меня порадовало, что дети с ранних лет начинают овладевать профессией», — пояснил он.На семинаре в пансионате «Башкы» Владимир Макаров рассказал о возможностях профобразования в школе, о той системе, которая позволяет овладеть профессией в рамках школьного обучения. Сегодняшние тенденции в образовании показывают, что подготовка к профессии должна начинаться с самого раннего возраста, с шести до девяти лет. Есть направление «кидскиллс», когда ребенок ещё в начальной школе пытается показать минимальные основы профессии. Например, выращивая растение.
Московская школа №2065 активно сотрудничает со средними профессиональными учебными заведениями. Теоретические занятия проходят на базе школы, на практические дети выезжают в колледжи и техникумы. По окончании годового курса обучения ребята получают соответствующие свидетельства.Федор Князев рассказал тувинским коллегам, как работают московские школы, по какому принципу строится рейтинг московских школ. Школа №2065 входит в топ-300 по Москве, это неплохой результат, говорит Князев. Качество образования – это не только ЕГЭ, олимпиады, но и воспитательная работа. Без неё качественного образования не получится. Если у ребёнка плохая дисциплина или он всё время находится в гаджетах – не будет получать знания.
Что поразило Федора Князева в Туве, так это то, что все тувинские коллеги приехали в национальных костюмах, что очень патриотично. Люди помнят своё прошлое, любят его, уважают и прививают это детям.
Современная молодёжь – разносторонняя. Самое сложное – понять интересы человека, в чем он может себя реализовать. Задача учителя – определить талант учащегося и направить его в нужное русло.Молодёжь сейчас целеустремленная, она может заниматься самообучением, и роль учителя тут, скорее, как сопровождающего, направляющего. Воспитательная работа занимает очень важное место в современной школе, без этого никуда. Основы профилактики правонарушений в социальной деятельности важны для становления здоровой, правильно мыслящей молодёжи. Ребёнок должен выйти из школы подготовленным к жизни, социально адаптированным, занимать активную гражданскую позицию. Должна быть такая правильная «химия» между социумом, родителями и школой. Адаптация ребёнка к взрослой жизни – основная воспитательная роль.
Елена ЧадамбаФото предоставлено Институтом оценки качества образования Тувы