Уголь и разрез. Как формируется цена на «черное золото» Тувы

0
126

Для Тувы уголь является неотъемлемой частью жизни, так как большая часть населения с наступлением холодов начинает отапливать свои дома углем предпочтительно из каа-хемского угольного разреза. Но многие жители республики с каждым годом негодуют по поводуцен на это «черное золото», считая их «заоблачными».

Чтобы узнать, как формируется цена на один из важных компонентов жизни, корреспондент TMG отправился на территорию Тувинской горнорудной компании.

Во-первых, следует отметить, что добыча угля как на Каа-хемском, так и на Чаданском угольных разрезах ведется открытым способом и работы не нем планируются на пять или десять лет вперед.

Далее, чтобы добраться до самого угля, специальной техникой убирают так называемые наносы, которым десятки тысяч лет. Затем начинается самое трудное – это бурение и подрыв скальных пород. После этого первые 52 метра взорванной породы убирают специальным экскаватором ЭШ 10/70, и только потом оставшиеся 18 метров сверхпрочной породы также взрывают и вывозят на грузовиках. Добравшись до угля его также забуривают и взрывают и только после этого начинается отгрузка угля для потребителей.

Во всем этом процессе задействовано уйма ресурсов – метал, дизель, взрывчатка и электричество, которые на фоне пандемии коронавируса сейчас значительно выросли в цене и стоят гораздо дороже, чем даже год назад.  

К зиме компания подготовилась основательно – на складе ТГРК постоянно пополняются запасы угля, которые привозят на БЕЛАЗах прямо из забоя, но, как отметил генеральный директор ООО «Компания «Востсибуголь» Евгений Мастернак, в Туве есть одна особенность – потребители не хотят покупать уголь на складе компании, аргументируя это тем, что он может быть недостаточно хорош, так как покупатели не видели, откуда его доставляют, не смотря на то что его доставляют напрямую из забоя и он точно такого же качества.  

Все эти факторы создают на разрезе определенные трудности, так как большая часть потребителей желает получить уголь непосредственно в забое. Там создается многометровая очередь, в которой, наравне с большегрузными КАМАЗами и ЗИЛами, стоят небольшие японские «воровайки» и советские бортовые УАЗы, в которые затруднительно отгружать уголь большим экскаватором с пятикубовым ковшом, который предназначен для загрузки большегрузов.  

Дополнительного масла в огонь подлила и ситуация со снижением цены угля для населения. Так, по словам сотрудников ТГРК это привело к нетепичному для осеннего периода ажиотажному спросу. Кроме того, наблюдаются массовые спекуляции недобросовестных покупателей: юридические лица приобретают уголь за наличный расчет под видом физических и блокируют приобретение угля непосредственно на разрезе, из-за чего затрудняется работа весовых и ТГРК в целом. Например, в пиковые дни за сутки приходилось отгружать более 400 машин.

Кроме того, чтобы увеличить объем отгрузок угля населению и уменьшить время ожидания в очереди, на территории ТГРК продлен график работы весовых, включая выходные дни, приобретен дополнительный погрузчик, для удобства загрузки небольших грузовиков, а также разделены точки погрузки и складов.

ТГРК является одним из крупнейших плательщиков налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Например, за 2020 год и 6 месяцев 2021 года компанией перечислено налогов и сборов на сумму 686 миллионов рублей, в том числе в федеральный бюджет 370 миллионов рублей, 154 миллиона в региональный и 162 миллиона рублей во внебюджетные фонды.

Стоит отметить, что в компании на сегодняшний день трудятся 454 человека, из них 98% процентов – местное население. Также ТГРК согласно отраслевого соглашения с профильным профсоюзом  ежегодно выделяет порядка 26 тысяч рублей на одного человека для оказания материальной помощи, оплаты путевок, пособие в связи с уходом на пенсию и льготный уголь пенсионерам.

Николай Иванов ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru

Фото Буян Ооржак

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста напишите Ваш комментарий
Пожалуйста введите Ваше имя