А.С.Пушкин. Лицейские годы. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

    0
    267

    Людмила Ивановна СОКОЛОВА, преподаватель русского языка и литературы КПКУ

    Данный урок предлагается учащимся 5-6 классов (10-12 лет), соответствующим возрасту А.С. Пушкина, когда он поступал в Царско-Сельский лицей.

    Ребятам будет интересно окунуться в атмосферу 19 столетия, узнать малоизвестные факты биографии поэта, рассказывающие о любимых занятиях, развлечениях, отношениях со сверстниками и учителями.

    Кроме того, на уроке затрагиваются духовно-нравственные вопросы дружбы, товарищества, патриотизма.

    По ходу урока прозвучат стихотворения, соответствующие лицейскому периоду жизни и творчества поэта, в исполнении кадет.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Форма урока: урок с применением элементов технологии развития критического мышления

    Цели урока:

    Обучающая — формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием «дружба».

    Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.

    Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С.Пушкина.

    Задачи урока:

    Образовательные: развивать речевые умения, систематизировать знания, полученные при изучении повести «Дубровский».

    Развивающие: развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, ассоциативное образное мышление.

    Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик, желание познавать и выражать себя.

    Формировать УУД:

    Личностные УУД: способность к самооценке, мотивация учебной деятельности.

    Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, проводить коррекцию результатов своей деятельности в соответствии с новой информацией.

    Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

    Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию в ходе ауди-визуального восприятия художественного текста.

    Применяемые технологии: ИКТ, технология развития критического мышления.

    Основные понятия: жанр посвящения, дружба, друзья, лицей.

    Оборудование: интернет, мультимедийная доска, презентация Microsoft PowerPoint.

    Формы работы: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная.

    Структура урока:

    1. Организационный этап (мотивационный).
    2. Приветствие учащихся.

    2.Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач.

    Технологии: индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения, ознакомительная.

    1. Этап целеполагания.

    1.Цели: познакомить с понятием «дружба»;

    -познакомить с друзьями Пушкина; историей создания стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный»;

    -познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

    2.Развивать внимание к поэтическому образу, рассматривать в тексте каждое слово, каждую запятую.

    3.Воспитывать лучшие человеческие качества: дружелюбие, способность прийти на помощь близкому человеку, сострадание, сочувствие.

    Технологии: готовность к самообразованию, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.

    III. Этап актуализации знаний, умений, навыков.

    Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действии и реализации их.

    Ход урока.

    1. Эмоциональный настрой. Определение темы, целей, задач урока.

    Учитель: Здравствуйте! Садитесь

    В это время в кабинет входят 3-е, разговаривая между собой:

    — Господа! Сегодня на уроке словесности Пушкин опять поразил профессора.

    — Кошанский был в восторге!!!

    Учитель: Вы кто ?!

    Вошедшие встают по стойке «Смирно»

    — Разрешите представиться, Антон Дельвиг.

    — Вильгельм Кюхельбекер.

    -Иван Пущин

    Учитель: Ваше присутствие очень лестно для нас. Прошу садиться, господа! Надеюсь, ваше присутствие поможет нам еще ближе познакомиться с личностью великого поэта. С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С. Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни этого замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени. Сегодня мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Обратите внимание на портрет Пушкина-лицеиста. Эпиграф урока- строки из стихотворения А.Пушкина : «На время улети в лицейский уголок, где подружились мы душою»

    — О чем и о ком мы сегодня будем говорить на уроке? ( О лицейских годах и его друзьях)

    1. Беседа:

    — Ребята, скажите, пожалуйста, что такое в вашем понимании дружба?

    — Что значит настоящий друг?

    -Обратимся к словарю Ожегова и прочитаем в нем, что такое дружба. (Работа со словарем).

    Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном

    доверии, привязанности, общности интересов. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка».)

    -Не так давно у нас прошли уроки УНТ. Какие вы помните пословицы о дружбе?

    (Без друга на сердце вьюга.

    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

    Друг познается в беде. И др.)

    — Как вы думаете, у великого поэта были настоящие друзья?

    Сегодня мы поговорим о них и узнаем, а умел ли он сам дружить.

    — Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? (Лицейские друзья А.Пушкина; Мой первый друг, мой друг бесценный и т. д)

    Запись даты, темы урока в тетрадь

    — О чем на уроке мы будем говорить?

    — Важна ли эта тема для вас и почему?

    — Что мы сегодня должны выяснить?

    1. Изучение нового материала

    – На самоподготовке вы познакомились со статьей учебника (стр.45-50) и многое узнали о лицейском периоде жизни Пушкина. У каждого из вас сложилось свое впечатление. Предлагаю дополнить его. Внимание на экран. — Что узнали нового о лицее и о жизни лицеиста А.Пушкина?

    Ответы учащихся

    — А сейчас предлагаю вам поработать в группах. Работа поисковая. Итак, берите в руки карандаши и выбирайте тему.

    1. Работа в группах.

    Каждая группа готовится к выступлению по определенной теме.

    1-я группа – тема «Что такое Лицей?».

    Рассказ учащегося, дополнения других членов группы.

    2-я группа – тема «19 октября – день открытия Лицея».

    Рассказ учащегося, дополнения других членов группы.

    3-я группа – тема «Правила поведения и распорядок дня в Лицее».

    Рассказ учащегося, дополнения других членов группы.

    4-я группа – тема «Обучение в Лицее. Лицеисты и их наставники».

    Рассказ учащегося, дополнения других членов групп.

    2.Беседа

    — Интересно ли вам было узнать, где учился и жил А.С.Пушкин 6 лет? Почему?

    — Чем похожи условия в лицее и КПКУ?

    III. Физминутка

    1. Дружба в жизни А.С. Пушкина.
    2. Слово учителя.

    -У А.С.Пушкина было много друзей. В лицее процветал культ дружбы.

    Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.

    1. Представление друзей А.Пушкина

    Ученик 1: -Знакомьтесь. Антон Дельвиг 13 лет. Прозвище – Тося. Он признавался в воспоминаниях:

    «Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

    Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

    Проснись, ленивец сонный!

    Ты не под кафедрой сидишь,

    Латынью усыплённый.

    Слово учителя: Дельвиг был близким другом Пушкина. Поэт писал в стихотворении «19 октября».

    И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

    О Дельвиг мой: твой голос пробудил

    Сердечный жар, так долго усыплённый,

    И бодро я судьбу благословил.

    Ученик 2: Кюхельбекер Вильгельм 14 лет. Прозвище – Кюхля. «Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

    За ужином объелся я.

    А Яков запер дверь оплошно –

    И стало мне, друзья мои,

    И кюхельбекерно, и тошно.

    Слово учителя: Кюхельбекер -член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке. Пушкин писал в стихотворении «19 октября» 1825

    …Опомнимся — но поздно! и уныло

    Глядим назад, следов не видя там.

    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

    Мой брат родной по музе, по судьбам?

    Кадет 3: Пущин Иван, 13 лет. Прозвища — Большой Жано, Иван Великий. Запомнил только одного мальчика — живого, курчавого, быстроглазого — Александра Пушкина. По сходству фамилий (он Пушкин, я — Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

    Слово учителя: Это самый близкий друг поэта в лицее и после его окончания. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен.14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. Перед отправкой навестил А.С. Пушкина, который был выслан в имение Михайловское под домашний арест за свои вольнолюбивые стихи. Это была их последняя встреча…

    1. Последняя встреча друзей.

    Ученик (выразительно читает):

    11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще… Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано!

    На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Александр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.

    В три часа ночи двенадцатого января друзья расстались. Как оказалось потом, навечно. Пущину предстояла Сенатская площадь и тридцать лет сибирской каторги. Стариком он помнил: «Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!»»

    Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь

    1. Включается фонозапись к учебнику литературы за 6-й класс.

    Мой первый друг, мой друг бесценный!

    И я судьбу благословил.

    Когда мой двор уединённый,

    Печальным снегом занесённый

    Твой колокольчик огласил.

    Молю святое провиденье;

    Да голос мой душе твоей

    Дарует то же утешенье,

    Да озарит он заточенье

    Лучом лицейских ясных дней!

    БЕСЕДА – анализ.

    – Какие факты биографии А.С. Пушкина и И.И. Пущина помогают понять стихотворение?

    — Каким настроением оно проникнуто? (тоски, печали)

    -Как вы думаете, почему стихотворение начинается с обращения, почему поэт называет друга бесценным? Что в нашей жизни не имеет цены?

    Давайте прочитаем вторую строку.

    -Какое слово во второй строке обращает на себя внимание (благословил). Почему Пушкин благодарен судьбе? (Жизнь свела его с удивительным человеком, который в трудные для поэта годы ссылки и уединения приехал к нему в Михайловское).

    — Какие чувства испытывает Пушкин, находясь в изгнании? (Одиночество, печаль)

    -В следующих строках поэт описывает встречу с Пущиным.

    Какие слова отражают чувства Пушкина, обращая на себя внимание? (Уединенный, печальным, занесенным).

    -Почему двор уединенный?

    -Интересен эпитет Пушкина к слову снег, найдите его (печальный снег). — -Как вы думаете почему снег печальный и может ли быть печальным снег.

    -Обращаемся к 6 строке.

    Какое слово необщеупотребительной лексики обращает на себя внимание? (провиденье – судьба).

    -О чем мечтает Пушкин? (Его голос должен так же утешить Пущина, как приезд друга обрадовал его.

    — Здесь он использует слово ДАРУЕТ? Почему? (Выражение «ДАР небес» Для Пушкина приезд друга воспринимается как дар небес)

    -Наиболее оптимистично звучит последняя строка. Ясные дни лицея озаряют двух друзей Пущина и Пушкина.

    — Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении? (дружеская теплота, любовь к лицею)

    — Стихотворение написано в жанре дружеского послания.

    — Что такое послание? Подберите синоним к этому слову. (письмо)

    Запись в тетради:

    Послание- стихотворное письмо. (Литературный энциклопедический словарь)

    — Каковы жанровые признаки? (Обращение к конкретному адресату, содержит просьбу, увещевание, пожелание)

    1. Этап закрепления знаний (этап фиксации).

    -При помощи каких приемов удалось Пушкину в столь небольшом стихотворении передать свои дружеские чувства, теплоту, любовь к лицею? (Помимо своей душевной теплоты поэт использовал множество приемов, например: обращение, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитеты, повествование от первого лица. Таким образом, поэту удалось создать картину его душевных переживаний

    VII.Итог урока:

    Слово учителя: Пушкин в одном из своих писем Плетневу писал: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей».

    Лицеисты сохранили свою дружбу и пронесли ее через всю жизнь. Пушкин напишет:

    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он, как душа, неразделим и вечен —

    Неколебим, свободен и беспечен,

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила судьбина

    И счастие, куда б ни повело,

    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

    Отечество нам Царское Село.

    — «Эстафетная палочка ДРУЖБЫ» передана вам, ребята, и хочется, чтобы вы через много лет, пройдя через жизненные испытания, встретившись, могли бы сказать: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

    VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Учитель раздает листочки, на которых каждому ученику задается вопрос, на подготовку дается одна минута.

    Вопросы (примерные):

    – Я думаю, что другом Пушкина мог быть (какой человек)?

    – Лицей – это…

    – Лицей стал для них…

    – Наставники лицеистов помогли им…

    Выставление и комментирование оценок за урок

    1. Домашнее задание

    — Ребята, запишите домашнее задание:

    1)стихотворение «И.И. Пущину» — наизусть;

    2)задание на «5»: написать письмо, послание лицейскому другу (можно в стихах).

    Литература 1. Интернет-ресурс: http://lit.1september.ru/article.php?id=200901108 2. Интернет-ресурс: http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/pushkin/51-zhanr-poslaniya-v-lirike-pushkina.html 3.Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/01/litseyskaya-druzhba-aspushkinaurok-literatury-v-6-klasse

    1. Интернет-ресурс: http://pedsovet.su/load/28-1-0-2909
    2. Басина М., Жизнь Пушкина. В садах лицея. СПб: Азбука, 1999
    3. Грот Я.К. Пушкин. Его лицейские товарищи и наставники. Издательство «Терра»
    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык» 1987, с.155

    Приложение

    Дополнительный материал к уроку:

    Сценка на начало урока.

    Неожиданно появляются в дверях после приветствия трое.

    1-ый: Господа, сегодня на уроке словесности Пушкин опять поразил профессора

    2-ой: Кошинский был в восторге!

    Учитель:Вы кто?

    1-ый: Разрешите представиться, Антон Дельвиг.

    2-ой: Вильгельм Кюхельбекер

    3-ий: Иван Пущин

    Подготовить сообщения

    1-я группа – тема «Что такое Лицей?»

    2-я группа – тема «19 октября – день открытия Лицея»

    3-я группа – тема «Правила поведения и распорядок дня в Лицее»

    4-я группа – тема «Обучение в Лицее. Лицеисты и их наставники»

    5-я группа – тема «Круг друзей Пушкина»

    К презентации

    Кадет 1: Антон Дельвиг 13 лет. Прозвище – Тося.

    «Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

    Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

    Проснись, ленивец сонный!

    Ты не под кафедрой сидишь,

    Латынью усыплённый.»

    Кадет 2: Кюхельбекер Вильгельм 14 лет. Прозвище – Кюхля. «Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

    За ужином объелся я.

    А Яков запер дверь оплошно –

    И стало мне, друзья мои,

    И кюхельбекерно, и тошно.

    Кадет 3: Пущин Иван, 13 лет. Прозвища — Большой Жано, Иван Великий. Запомнил только одного мальчика — живого, курчавого, быстроглазого — Александра Пушкина. По сходству фамилий (он Пушкин, я — Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

    11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще… Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано!

    На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Александр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.

    В три часа ночи двенадцатого января друзья расстались. Как оказалось потом, навечно. Пущину предстояла Сенатская площадь и тридцать лет сибирской каторги. Стариком он помнил: «Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!»»

    Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь.

    Реклама