Феликс Кон — исследователь Тувы (к 155-летию со дня рождения)

    0
    33

    С И. ВАЙНШТЕЙН, доктор исторических наук.

    Имя Феликса Яковлевича Кона — выдающегося деятеля Советского государства и международного рабочего движения хорошо знают во всем мире, но значительно менее известно, что он был ученым-этнографом, совершившим первую специальную этнографическую экспедицию почти во все основные районы Тувы. Перу Кона принадлежит и первая этнографическая монография о тувинцах.

    Ф.Я. Кон родился 30 мая 1864 года в Варшаве, и еще в юношеские голы включился в революционное движение, в 1885 году он был арестован и сослан на каторжные работы в Сибирь. После отбытия каторги в 1891 году Кон жил в Якутии, где начал заниматься этнографическими исследованиями, потом некоторое время находился в Иркутске и Валаганске, а в 1897 г. получил разрешение переехать в г. Минусинск, считавшийся одним на культурных центров Сибири того времени. Находясь в Минусинске, Кон познакомился здесь со многими видными революционными деятелями, находившимися в ссылке. В сентябре 1897 года, когда В.И. Ленин ненадолго посетил Минусинск, состоялось первое знакомство Кона с Владимиром Ильичем, оказавшее огромное влияние на всю дальнейшую жизнь Феликса Яковлевича.

    Во время пребывания в Минусинске Кон пользовался любой возможностью, чтобы в очень трудных условиях продолжать заниматься научной деятельностью. Ему удалось провести большую научную работу по изучению материалов Минусинского музея, руководимого в те годы Н.М. Мартьяновым, широко образованным человеком передовых взглядов. В Минусинске Кон опубликовал ряд интересных научных работ, в которых важное место уделялось этнографическому изучению южносибирских народов.

    Наибольшее значение в этнографических исследованиях Кона имела его экспедиция в Туву, совершенная в 1902-1903 гг. по поручению Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. До экспедиции Кона Тува была очень слабо изучена в этнографическом отношении, хотя первые сведения о тувинцах были собраны русскими людьми еще е XVII в. Накануне поездки Кона значительная часть Тувы оставалась «белым пятном» на этнографической карте Азии.

    С большим трудом удалось Кону получить у местных чиновников разрешение на поездку в Туву, так как он был политическим ссыльным и находился под надзором полиции. Только вмешательство крупных ученых Петербурга позволило предотвратить срыв этой важной научной экспедиции.

    Экспедиция Кона, в которой участвовал также Г.П. Сафьянов, продолжалась с весны 1902 до осени 1903 года. Нужно сказать, что Кон не только изучал этнографию тувинского народа и собрал здесь ценнейшие музейные коллекции (они поныне хранятся в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург. — Ред.), в Минусинском музее, в музеях других городов.

    Всюду, где он находился, он делал тувинцам прививки против оспы, выполняя этим очень важную миссию, так как в Туве в то время не было ни одного врача, а эпидемии оспы уносили очень много человеческих жизней. И если вначале тувинцы относились к незнакомому приезжему человеку несколько подозрительно, то уже вскоре он завоевал их полное доверие.

    Начав работы в Туве в конце февраля 1902 года, он затем вынужден был ненадолго отложить свои исследования и выехать в Минусинск, однако уже в начале июня он возобновил прерванную работу. Из местности Саддам он со своим спутником отправился на плоту до Чаа-Холя, а затем на лошадях вдоль Хемчика. Здесь он провел тщательное стационарное изучение культуры и быта местного населения.

    Кон писал, что здесь им были собраны сведения о промыслах тувинцев, об их жилище, о происхождении некоторых тувинских родов, предания о памятниках старины, о шаманстве.

    Здесь же была собрана большая коллекция      предметов,             характеризующих быт и культуру тувинцев. Кон писал; «О жилище и его принадлежностях собраны очень подробные сведения. Для музея уже изготовлена модель юрты в 1/3 натуральной величины, и все предметы, находящиеся в юрте, начиная со шкафчиков для бурханов… и кончая седлом, сделаны в таком же масштабе.

    Все изготовлено лучшим мастером на Кемчике – Эрексином-Кешки. Столь
    же полны сведения о костюме, пище…». Кон уделял при этом большое внимание социальному положению владельцев собираемых им коллекций, так как уровень жизни различных групп населения Тузы имел очень существенные различия. Если феодалы, баи и крупные чиновники были пресыщены богатством, то бедные араты жили в ужасающе тяжелых условиях и нищете.

    Большое внимание уделял Кон духовной культуре тувинского народа, фольклору, различным верованиям и обрядам. Его интересовало ремесленное производство, народное искусство. Он писал: «Особенное внимание мною обращено на живопись и скульптуру, по моему заказу один художник написал красками 5 картин, иллюстрирующих быт тувинцев, а вырезанные предметы из агальматолита и дерева по тонкости и изяществу могут смело конкурировать с лучшими европейскими изделиями этого рода». В конце 1902 г. краткий отчет о работе, посланный Коном, был опубликован в «Русском антропологическом журнале».

    Маршруты экспедиции Кона в 1903 году охватили центральные и восточные районы Тувы, населенные «ойнарами, сальджаками, маады и тоджинцами». Кон изучал также быт русских старожилов. 8 августе 1903 г. Кон после завершения экспедиции сделал в Иркутске отчетный доклад о ней на заседании местного отдела Русского географического общества, но не на открытом, а на закрытом заседании, так как открыто выступать Кону как политическому ссыльному местные власти запретили. За проведенную экспедицию общество естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете наградило Кона золотой медалью.

    В экспедиции Кон вел ежедневно дневник. Сохранившаяся часть дневника включает более шестисот страниц убористого текста и охватывает почти все время работы. Записи в дневнике свидетельствуют об огромной трудоспособности Кона, о том, что, несмотря на большие трудности, он вел работу с предельным напряжением, просыпался и начинал рабочий день в четыре утра, не прекращал работу даже в те дни, когда чувствовал себя больным.

    Долгое время дневники Кона считались утерянными и мне лишь недавно, после долгих поисков, удалось обнаружить их в одном из архивов. Очень интересные, они содержат многие сведения об экспедиции и об этнографии тувинцев, которые нигде не публиковались.

    Долгие годы напряженной революционной работы не позволили Кону после его возвращения из ссылки (1904) обработать и издать материалы, собранные в экспедиции. Лишь в начале 30-х годов Кон подготовил и издал свои сочинения в трех томах, один из них посвящен экспедиции в Туву.

    Книга об экспедиции в Туву очень интересна, она насыщена большим фактическим материалом, написана ярким образным языком, проникнута глубоким уважением к тувинскому народу, сочувствием к его положению в дореволюционное время. В ней описаны почти все основные черты культуры и быта тувинского народа, отмечено его бедственное положение. Материалы книги Кона и его дневников являются теперь ценнейшим источником для изучения этнографии тувинцев начала XX века.

    В заключение хотелось бы отметить, что нельзя до конца понять деятельность Кона-этнографа в отрыве от всей его жизни революционера-борца, нашедшего силу в тяжелейших условиях политической ссылки заниматься научными исследованиями. Это был не только гражданский подвиг, но и высокий подвиг ученого. Стойкость пролетарского революционера Ф.Я. Кона, которого не смогли сломить двадцатипятилетняя каторга и ссылка, служит примером для многих революционеров во всем мире. В связи с этим нельзя не вспомнить слова Георгия Димитрова, который писал: «Пример необычайной стойкости, большевистской выдержки и беспредельной верности революционному делу, которое товарищ Феликс Кон – этот ветеран пролетарской революции, и множество других старых русских политкаторжан показали, вдохновляя и окрыляя меня в фашистской тюрьме и перед лейпцигским судилищем, вдохновляют тысячи и тысячи революционных борцов в капиталистических странах».

    Тувинский народ свято чтит память видного революционера и большевика, одного из первых исследователей этнографии.

    Реклама