Использование оборудования сенсорной комнаты в условиях Кызылского президентского кадетского училища: взгляд кадет

    0
    17
    Использование оборудования сенсорной комнаты в условиях Кызылского президентского кадетского училища: взгляд кадет

     

        Ондар Лилия Монгуновна, педагог-психолог ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», кандидат психологических наук; Редькин Ярослав Дмитриевич, кадет  ФГКОУ ««Кызылское президентское кадетское училище».

    Статья основана на материалах исследования, представленного на IV научно-практической конференции обучающихся Кызылского президентского кадетского училища «Гранит науки юным по плечу-2019». Речь идет о дополнительных возможностях использования оборудования сенсорной комнаты (комнаты психологической разгрузки) в Кызылском ПКУ. Изучены предложения и пожелания воспитанников и педагогов-психологов училища по оптимизации работы комнаты психологической разгрузки, предложены авторские упражнения с использованием имеющегося оборудования комнаты.

     Сенсорной называют комнату, где с помощью различных стимуляторов можно воздействовать на нервную систему человека, органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы, добиваясь определенного результата. В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Не зря ее называют «комната-доктор». Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют: улучшению эмоционального состояния, снижению тревожности и агрессивности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Сенсорная комната оказывает на ее посетителей два воздействия: релаксационное (снимает напряжение) и стимулирующее (активизирует работу нервной системы).

    В настоящее время сенсорные комнаты имеются в большинстве образовательных учреждений. Имеются такие комнаты и в Кызылском кадетском училище. Повышенные физические и интеллектуальные нагрузки нередко становятся причиной переутомления, ухудшения работоспособности кадет. В связи с этим требуется нормализация их психоэмоционального состояния.

    Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у воспитанников улучшается настроение, появляется позитивный взгляд на мир, ощущается прилив сил и энергии. У них ускоряется умственная и двигательная активность, активизируются когнитивные процессы. Кадеты там получают заряд положительной энергии и психологическую помощь. По мнению педагогов-психологов училища, за полчаса можно снять эмоциональное перенапряжение кадет, восстановить их работоспособность.

    Сенсорная комната позволяет проводить сеансы светотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, ароматерапии, и используется для проведения часов психолога в классах, групповых и индивидуальных занятий с кадетами, психологических консультаций. Проводимые в такой обстановке психологические консультации дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в рабочем кабинете психолога.

    Психопрофилактика проводится методом музыкотерапии, при котором используют музыку в качестве лечебного средства. При помощи музыкотерапии человек получает эмоциональную разрядку, облегчение осознания собственных переживаний. Музыкотерапия регулирует эмоциональное состояние, повышает социальную активность.

    В комнате имеется ионизатор «Горный воздух». Он используется для повышения устойчивости к стрессовому фактору в начале обучения, для нормализации показателей вегетативной системы у кадет.

    Также проводятся сеансы ароматерапии. Для этого кабинет оснащён ультразвуковым распылителем эфирных масел «ЭФА». Эфирные масла создают комфортную психологическую обстановку при сеансах релаксации. Аромалампа используется для профилактики стресса, депрессии, тревожных состояний, бессонницы, умственного переутомления, снижения памяти.

    Особенно комнату психологической разгрузки любят посещать кадеты 5-6 классов. Занятия с данной возрастной группой направлены на решение следующих психологических проблем: адаптация к обучению в училище, утомляемость, агрессивность, колебания настроения, усталость, застенчивость, ранимость, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

    Опрос кадет показал, что сенсорная комната пользуется довольно большой популярностью среди них. В ней они имеют возможность расслабиться, поспать, поиграть в интеллектуальные игры, поговорить с психологом и друг с другом. Особенно кадеты любят расслабляться в креслах-пуфах, так как они позволяют занять удобное положение для расслабления и принимают форму тела, что приводит к состоянию комфорта и расслабленности. По признанию кадетов, занятия в сенсорной комнате позволяют ощутить идеальную атмосферу для раскрепощённости и свободы, что очень важно в условиях повышенных нагрузок в военизированном учебном заведении.

    Оборудование сенсорной комнаты в КПКУ включает в себя бескаркасную мебель (маты, мягкие кресла, подушки), фиброоптическое оформление, настенные интерактивные картины, световое оборудование, тактильные напольные дорожки, воздушно-пузырьковые колонны, набор массажных мячей, стол для рисования песком с подсветкой и т.д.

    На наш взгляд, диапазон использования возможностей комнаты психологической разгрузки достаточно широк. Можно расширить возможности каждого элемента сенсорной комнаты, придумав свои игры и упражнения. В литературе имеются программы коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате, конспекты занятий, описание упражнений. Но при этом мало описаны способы использования того или иного прибора, не систематизированы инструкции по их применению.

    Кстати, дети могут сами придумывать игры и упражнения, предлагать свои названия приборов, что способствует развитию их воображения, гибкости мышления.

    Предлагаем следующие упражнения с использованием приборов, имеющихся в сенсорной комнате. Упражнения сопровождаются легкой музыкой, звуками природы, шумом водопада и т.д.

    После упражнений проводится обсуждение: Каковы впечатления? Какие ощущения и образы возникли в ходе выполнения упражнения? Какие чувства и эмоции испытали? Что видели? Как изменилось самочувствие и настроение?

    1. «Ночной город» (выполняется с использованием панно «Шанхай», где изображена мерцающая картина ночного города).

    Цель: развитие воображения, внимания, зрительного анализатора, диагностика эмоционального состояния, желаний и потребностей, развитие способности осознавать свои желания.

    Ход упражнения. Предлагается ответить на вопросы.

    1. Что ты видишь на этой картине?
    2. Как ты думаешь, где находится этот город? Как его можно назвать?
    3. Кто там живёт? Какими ты представляешь жителей этого города?
    4. Ты бы хотел там оказаться? В качестве кого?
    5. Кого ты бы с собой взял?
    6. Сочини сказку про этот город.

    Для развития внимательности предлагается посчитать количество зданий и башен, назвать цвета.

    1. «Рыбки» (используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками).

    Цель: развитие внимания, развитие тактильных ощущений, снятие напряжения с рук после занятий спортом, расслабление мышечного тонуса.

    Ход упражнения.

    Предлагается устроиться рядом с колонной на пуфе-кресле, расслабиться, выбрать рыбку по цвету и наблюдать за ее подъемом и спусканием под воздействием воздуха. Можно ловить взглядом рыбку не только в колонне, но и в отражении. Затем предлагается проследить движение одного пузырька. Прижавшись к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Не концентрируя внимания на отдельном предмете, можно дать возможность глазам отдохнуть.

    Примерная инструкция: Посмотрите, какие красивые рыбки плавают. Каких цветов рыбок вы видите? А вода тоже меняет свой волшебный цвет. Кому какой цвет воды больше нравится? Прикоснитесь аккуратно к ручейку, проследите пальчиком за двигающейся рыбкой. Представь себя маленькой рыбкой, которая плавает и отдыхает.

    Если бы рыбки ожили и могли бы исполнить три твоих желания, то какие желание ты бы загадал?

    1. «Моя звезда» (используется панно «Звёздное небо»).

    Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, стимуляция визуальных ощущений, развитие восприятия, фантазии, речи, концентрация внимания, освобождение от усталости и негатива.

    Ход упражнения: предлагается представить себя в космическом полете, в окружении звезд и планет. Можно полюбоваться звездами и дотронуться до них рукой. Звучит «космическая» музыка. Предлагается загадать желание при виде падающей звезды. Желание обязательно исполнится. Глядя на звёзды, можно делиться своими мыслями и секретами или просто мечтать.

    Вариант: Каждый находит и выбирает свою звезду. Она наполнена энергией, силой и светом. Закрыв глаза, предлагается ее «проглотить». Теперь эта звезда в тебе, она придаст тебе силы и уверенность в течение всего дня.

    1. «Необитаемая планета» (используется панно «Звёздное небо»).

    Цель: развитие коммуникации группы, мышечное расслабление, развитие воображения, развитие исследовательского интереса.

    Ход упражнения: Предлагается разделиться на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т.д.

    1. «Солнечные зайчики» (используется вращающийся зеркальный шар).

    Цель: мышечное расслабление, снижение напряжения, создание положительного эмоционального фона, стимуляция зрительного восприятия, развитие воображения, концентрация внимания.

    Ход упражнения: зеркальный шар рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Предлагается понаблюдать за бликами, ловить отражения и следить за ними и за шаром. Включается бодрая музыка, тонизирующая центральную нервную систему, активизирующая иммунную систему организма.

    1. «Бесконечный коридор» (с использованием настенного панно «Бесконечность»).

    Цель: концентрация внимания, развитие визуальных ощущений, воображения, пространственного восприятия, расширение представления о трехмерности окружающего пространства, успокоение.

    Ход упражнения: Предлагается помечтать.

    1. Представь, что ты идешь по коридору навстречу своей мечте. Преодолевая препятствия, ты достигаешь своей мечты. Поздравляю.
    2. Посчитать пузырьки (для гиперактивных детей).
    3. Посчитать количество линий.
    4. Игра «Попади в ячейку» (с использованием «Ящика с отверстиями»).

    Цель: повышение терпения, координации движений.

    Ход игры: нужно одновременно натягивать верёвки, чтобы мячик поднимался и попадал в ячейки.

    1. Зеркала (используется зеркальное панно).

    Цель: развитие визуального восприятия собственного тела, мимики при различном освещении, повышение самооценки.

    Ход упражнения:

    1. Посмотри в зеркало, скажи отражению хорошие слова и пожелания.
    2. Каким ты себя видишь в будущем и в прошлом?
    3. «Водопад» (используются безопасные оптико-волоконные пучки).

    Цель: сенсорно-перцептивное развитие, стимуляция зрительных и тактильных ощущений, стимуляция внимания, снятие напряжения.

    1. Представь, что это струи воды. Понаблюдай за свечением. Закрой глаза, подержи их, обними, погладь медленно. Что ты чувствуешь? Что представляешь?
    2. Посчитай их медленно; заплети разными способами косички разной толщины, завяжи узелки;
    3. На каждое волокно придумай ласковое имя для себя и называй свои положительные качества;
    4. Перебирая волокна в пучке, постарайся придумать альтернативные способы решения той или иной проблемы;
    5. Закрой глаза и представь себе водопад. В него можно войти, поплескаться. Услышь, как он шумит.

    Можно провести релаксацию, используя известное упражнение «Водопад».

    «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

    На следующем этапе мы опросили кадет и педагогов-психологов училища высказать пожелания по улучшению работы сенсорной комнаты.

    По мнению кадет 6 класса, в сенсорную комнату нужно добавить: «развивающие конструкторы», «настольный футбол», «3D изображения», «сухой бассейн», «аэрохоккей», «подзорную трубу, лаунчпад, и даже «модель корабля.

    Полякова В.В., педагог-психолог: Комната психологической разгрузки позволяет проводить групповые и индивидуальные мероприятия по психологической поддержке не только кадет, но и педагогов, поддержанию здоровья и оптимальной работоспособности, ускорению реабилитации после чрезмерных нагрузок, стрессов и переутомления, освоению навыков саморегуляции. Учитывая это, необходимо ввести в режим посещение педагогов. Кроме этого, необходимо приобрести массажные кресла.

    Ондар Л.М., педагог-психолог: комната психологической разгрузки должна быть оборудована техническими средствами управления состоянием человека. Например, программно-аппаратными комплексами для саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения. Кроме того, оборудование комнаты необходимо дополнить развивающими обучающими играми для воспитанников.

    Ондар Ч.О., педагог-психолог: В комнате должны быть автоматическая система затемнения окон, плотные шторы, пледы, а также необходимо пополнить запас дисков.

     

    Реклама