История библиотечного образования в Туве

    0
    77
    История библиотечного образования в Туве

    Трифонова М.Л.

    В каждом сообществе есть знаковые даты для понимания и осознания процессов, начавшихся много лет назад, но происходящих и сегодня в определенных сферах общественной и культурной жизни. В библиотечной отрасли Тувы такой датой можно считать 1976 г., который стал началом систематического профессионального библиотечного образования в Туве. Именно среднее профессиональное библиотечное образование оказалось наиболее стабильной, выдержавшей большой период времени образовательной структурой и основным поставщиком библиотечных кадров Тувы.

    До 1976 г. возрастающие потребности республики в квалифицированных библиотечных кадрах решались по-разному: за счет направления абитуриентов из Тувы в библиотечные техникумы и институты других регионов; организацией долгосрочных курсов по подготовке библиотечных работников для районных библиотек; в 1974 г. в Кызыле организовался Учебно-консультационный пункт Канского библиотечного техникума, проработавший два года и подготовивший один выпуск. Все эти мероприятия не могли решить кадрового голода, образовавшегося в данной сфере культуры, поэтому открытие в 1976 г. библиотечного отделения в Кызылском училище искусств не было случайностью. Это событие подготовили культурные процессы – интенсивное строительство учреждений культуры, централизация библиотек, происходящие не только в Туве, но и в стране в целом.

    Открытие библиотечного отделения в училище искусств поддержали министр культуры М. С. Хомушку и директор Тувинской республиканской библиотеки им. А.С. Пушкина А. А. Давыдова. Она же в качестве преподавателей привлекла лучших библиотекарей-практиков в первые годы работы отделения, сама была председателем Государственной комиссии, заложив, таким образом, крепкую профессиональную основу и уровень педагогического мастерства.

    За прошедшие десятилетия менялся состав преподавателей, образовательные стандарты и программы, приходили и уходили многие поколения студентов, менялось название и статус учебного заведения, но неизменным оставалась роль библиотечного отделения в подготовке специалистов средней квалификации для библиотек Тувы.

    Основываясь на государственном образовательном стандарте того времени, учебный план подготовки библиотечных специалистов среднего звена 1976 года включал 19 учебных дисциплин (в современном УП – их примерно 50, включая МДК), но особое место по объему часов и по значимости отводилось изучению двух дисциплин: История КПСС и Основы научного атеизма. Среди перечня специальных дисциплин – всего три: библиотековедение, библиография, организация библиотечных фондов и каталогов. Широко была представлена гуманитарная часть учебного плана, включающая четыре литературы, иностранный язык, основы эстетики, культуру речи и др. Общепрофессиональные дисциплины вели опытные штатные педагоги училища, которым пришлось адаптировать имеющиеся учебные программы к условиям библиотечной специальности. Это заслуженные учителя школ РТ Г. М. Фирсова и А. А. Платонычева, Заслуженный работник культуры РТ Т. Н. Намай, а также И. М. Афанаскин, Е.А. Салчак, М.Д. Удумбара, Л. С. Седип и другие.

    Профессиональный цикл обеспечивали ведущие специалисты библиотеки им. А.С. Пушкина: Л.В.Сидорова, В.М. Кужелева, В.Г. Кирюшкина, К.В. Кяго. На ходу осваивая методику преподавания специальных дисциплин, они давали хорошие практикоориентированные знания студентам. Положительным моментом было также то, что практические занятия проходили непосредственно в библиотеках, что компенсировало отсутствие учебных материалов на отделении. На базе библиотек проводились семинары, лекции и практические занятия, массовые мероприятия.

    Базы практики, организованные в первые годы существования отделения, функционируют до сих пор. Их первыми руководителями были Т.Е.Аликина, Н.Д. Евтифьева, Г.А.Буторовкина, В.К.Нечаева, Н.А. Латкина, М.Ф. Домарева, Е.М. Нарожных, А.И. Степаненко и др.

    Выпуски первых лет были большие. Все выпускники получали обязательное распределение, а на учебу в вузы направлялись только по рекомендациям училища.

    Специалисты со средним библиотечным образованием были необходимы библиотекам всех видов. В 80-е гг. был сформирован системный подход к профессиональной подготовке библиотечных кадров. На отделении стали работать штатные преподаватели: А.Я. Чихачева, Г.И. Байкара, М.Л. Трифонова (выпускница отделения), Н.Д. Евтифьева.

    В 80-е годы в училище была произведена перестройка работы учебных кабинетов. Вместо одного кабинета библиотечных дисциплин организованы три: библиотековедения, библиографии и информатики, библиотечных фондов и каталогов. Подготовка библиотечных специалистов получила новое содержание и качество, образовательная деятельность в училище осуществлялась в условиях, приближенных к профессиональным.

    Конкурс среди абитуриентов составлял 2 — 3 человека на место. Кроме обязательных экзаменов проводилось собеседование на определение склонности к профессии, общего кругозора, психологических качеств. Но проблема отсева студентов все равно стояла очень остро. Слабая школьная подготовка и плохое владение русским языком не позволяли им овладеть знаниями в полном объеме.

    В 1984 году, кроме дневной, появляется заочная форма обучения для профессиональной подготовки стажистов. Было сделано 3 выпуска – 32 человека. Это были люди в основном с большим практическим опытом работы в библиотеке. Из-за большого количества желающих учиться брали только с направлениями отделов культуры кожуунов республики.

    Преподавателей отделения всегда беспокоил вопрос возможности получения выпускниками высшего образования. С 1989 года по договору с Восточно — Сибирским институтом культуры начала функционировать двухмодульная система библиотечного образования «училище – вуз», позволившая выпускникам реализовать потребности в получении высшего профессионального образования. В 1993 году в рамках двухмодульной системы в Кызыле на базе Регионального факультета ВСГАКиИ началась подготовка библиотекарей высшей квалификации (как наиболее приемлемая, была выбрана заочная форма обучения). В 1996 году был сделан первый выпуск студентов в количестве 22 человек. Данная форма обучения пользовалась популярностью, более сотни человек, имеющих среднее профессиональное образование, имели возможность получить высшее профессиональное образование, что позволило проводить перспективную кадровую политику в республике.

    В 90-е гг. коренные изменения во всех сферах общественной жизни нашей страны оказали существенное влияние на характер деятельности и функции библиотек, что потребовало значительной перестройки сложившейся системы подготовки библиотечных работников.

    В 1997 году был осуществлен переход на государственный образовательный стандарт по специальности 0517 «Библиотечное дело». Это способствовало активизации учебно-методической деятельности и творческой инициативы педагогов библиотечного отделения. По дисциплинам специального и общепрофессионального циклов были разработаны авторские программы. Следуя государственному стандарту образования, педагоги осваивали совершенно новые для себя предметы, связанные с появлением информационных технологий. Особое внимание было отдано разработке регионального компонента преподаваемых дисциплин в соответствии с социокультурной ситуацией в республике.

    ПЦК библиотечных дисциплин стала осуществлять подготовку специалистов повышенного уровня. Введение дисциплин специализаций и курсов по выбору сделало систему обучения более гибкой, позволяющей своевременно учитывать потребности практики, углублять специальные знания студентов в избранной ими области.

    Педагоги ПЦК библиотечных дисциплин обратили особое внимание на вопросы профессиональной подготовки библиотекарей, работающих с детьми в школьных библиотеках. Были проведены совещания, круглые столы, что позволило исследовать библиотечный рынок специалистов Тувы и выявить необходимость выпуска библиотекарей по направлению «Работа школьной библиотеки». Так, в рамках единой специальности 0517 «Библиотечное дело», была начата подготовка специалистов по дополнительной специализации «Библиотекарь школьной библиотеки».

    С введением дисциплин регионального цикла коренным образом изменилось содержание и качество подготовки специалистов. При самостоятельном формировании содержания регионального компонента появилась возможность включения дополнительных предметов, отражающих национальное своеобразие культуры Тувы, традиций народов, проживающих на ее территории. Библиотеки республики в этот период взяли на себя основную нагрузку по изучению, сохранению и пропаганде информации о крае, его истории, сегодняшнем дне и перспективах будущего. Открывались отделы краеведческой литературы в структуре Центральной библиотечной системы. Для подготовки таких специалистов в учебный план по специальности 0517 «Библиотековедение» были введены дисциплины «Библиографическое краеведение», «Обычаи и обряды русского народа», «Обычаи и обряды тувинского народа», «Тувинская литература». Известная поэтесса Тувы С.С.Комбу разработала авторский учебно-методический комплекс по предмету «Тувинская литература», который использовался также для библиографической работы библиотек. Позже на основе данной программы был создан энциклопедический словарь «Тувинская литература». Более 200 персональных рубрик тувинских писателей, начиная с зачинателей тувинской литературы – Сарыг-оола, Кок-оола, Тока, Пюрбю и современных писателей – вошли в данный справочник.

    Массовая компьютеризация библиотек, начавшаяся в начале 90-х гг. повлекла за собой преобразование всей библиотечной сферы. С 1996 г. на отделении появились первые в училище компьютеры (в количестве 3-х ЭВМ). Учебные аудитории стали отвечать требованиям, предъявляемым государственным стандартам. В эти годы большой упор был сделан на укрепление материально-технической базы отделения, которая позволила ввести новые информационные технологии в структуру преподавания традиционных предметов специального цикла.

    ХХ1 век поставил новые задачи в деле подготовки специалистов среднего звена для библиотек. С сентября 2002 года работа предметно-цикловой комиссии специальности «Библиотековедение» была регламентирована ГОС СПО второго поколения. Был утвержден новый учебный план и вся учебно-программная документация по специальности 0517; проводилась модернизация проблематики и содержания курсов, их адаптация к новой социокультурной обстановке. Были сформированы учебные курсы по выбору, дисциплины специализаций; усилена подготовка студентов в области компьютерных технологий. Базовый уровень подготовки, выбранный в начале, оказался недостаточным – 2-летний период обучения не давал возможности подготовить специалиста качественно, учитывая крайне слабую школьную подготовку, плохое владение русским языком и слабое общее развитие абитуриентов. Поэтому, сделав в 2004 г. один выпуск, ПЦК перешла на повышенный уровень подготовки, введя специализацию «Информационное обеспечение библиотечной деятельности».

    Начало ХХ1 века стало знаковым не только с изменением вектора развития библиотек, уровня подготовки специалистов, объема учебного материала. Произошла смена поколений преподавателе — на библиотечное отделение были приглашены лучшие в своей области специалисты библиотечного дела республики – А.А. Легостаева сменила преподавателя библиотечных каталогов Н. Д. Евтифьеву, И. В. Подик стала преподавать библиотековедение вместо Г. И. Байкара. Нужно отметить и выразить благодарность педагогам старшего поколения, но время неумолимо шло вперед и требовало других, более мобильных и знающих специалистов.

    С позиций сегодняшнего времени можно однозначно сказать, что для отделения это были самые интересные и плодотворные годы: с помощью администрации училища удалось создать современную, наверное, лучшую в училище материальную базу; собрать на отделении в качестве преподавателей специалистов- профессионалов библиотечного дела Тувы, единомышленников, людей ответственных, творческих, обладающих колоссальным практическим опытом и современным взглядом на профессию.

    Все это позволило реализовать многие творческие образовательные проекты, в том числе возобновить в 2004 году заочную форму обучения для практических работников, которая продолжается до сих пор. Большой заслугой предметно цикловой комиссии является реализация социального образовательного проекта в самом отдаленном районе Тувы – Тодже, где на начало ХХ1 века было всего 3 работника библиотек со специальным образованием на всю ЦБС. Несмотря на трудности, 100 % библиотечных работников кожууна, во главе с директором ЦБС В.Г.Тупышевой, сегодня имеют специальное образование, многие без перерыва успешно закончили ВУЗ. Такой же целевой набор был сделан для Барун-Хемчикского района, Монгун-Тайги и Сут-Холя.

    Состав студентов-заочников претерпел значительные изменения. Если раньше большинство из них получали профессиональное образование впервые (причем, иногда в довольно зрелом возрасте), то сегодня для многих это не первое профессиональное образование. Раньше в числе студентов, уже имевших опыт профессионального обучения, преобладали выпускники технических училищ и техникумов (преимущественно сельскохозяйственного и педагогического профиля). Сегодня все чаще среднее библиотечное образование приходят получать выпускники вузов, причем к традиционным педагогам добавились юристы, инженеры, экономисты. Для всех, несмотря на полученные первоначально дипломы, рабочим местом стала библиотека, а нехватки профессиональных знаний привели в колледж.

    Преподавателем отделения М. Л. Трифоновой был разработан авторский образовательный проект «Информационная культура личности», который охватил все учебное заведение. Прошли многочисленные методические семинары для педагогов, в учебные планы творческих специальностей введен факультатив «Основы информационной культуры».

    Эта работа ведется с 2008 года и имеет продолжение в рамках «Университетов третьего возраста» по обучению лиц пожилого возраста основам компьютерной грамотности в отдаленных районах Тувы и г. Кызыла.

    В 2009 году Кызылское училище искусств имени А. Б. Чыргал-оола было преобразовано в Кызылский колледж искусств. Для педагогов отделения это событие не стало простой сменой высеки учебного заведения, все основные тенденции развития специального образования нашли отражение в подготовке специалистов «повышенного типа». Не случайно, после ухода на пенсию А. А. Легостаевой, была приглашена одна из лучших выпускниц отделения М. Э. Бегзи. Это уже был специалист нового типа: имея библиотечное образования и закончив факультет «Информационные системы в социально-культурной среде» с квалификацией «Информатик-технолог», она «закрыла» блок информационных компьютерных дисциплин.

    Подготовка специалиста обеспечивается не только дисциплинами специального цикла. Много лет работали на отделении педагоги общегуманитарных и социально-экономических дисциплин: А. А. Платонычева, Л. П. Тугер, Н.В. Василовская, Т.Д. Монгуш, Е.Т.Бянкина и другие.

    Среди различных форм библиотечного образования среднее библиотечное остается основой непрерывной профессиональной подготовки библиотечных работников. Сегодня выпускники колледжа работают по всей стране, многие из них получили впоследствии высшее библиотечное образование, что помогло им в карьерном росте.

    Мир стремительно меняется, и то, что вчера в образовании казалось необычным, сегодня становится повседневной практикой. За 40 лет изменилось содержание специальности. Библиотекарь сегодня – это специалист, обладающий высоким уровнем информационной культуры, способный найти в огромном потоке информации самое необходимое, нужное, полезное. Его деятельность не ограничивается работой с традиционными носителями информации (книги, газеты, журналы). Это человек, идущий в ногу со временем, использует весь спектр новых информационных технологий: легко работая с электронной почтой, технологией электронной доставки документов, электронным каталогом библиотеки, информационно-поисковыми системами Интернет. Продуктами его деятельности являются электронные презентации, Web-страницы, базы данных. Для обеспечения преемственности в преподавании традиционных дисциплин регионального компонента в учебный план введен дополнительный модуль «Краеведческая деятельность библиотеки».

    Творческие образовательные проекты отделения являются продолжением учебного процесса. Студенты практически обучаются вести благотворительную работу, организовывать и проводить различные акции. 27 мая в Общероссийский день библиотек и в честь 40-летия открытия специальности «Библиотековедение» на территории Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола открылась первая уличная библиотека свободного чтения «Ном-дептер» в рамках акции «Читающий город». Цель акции – популяризация чтения среди широких социальных слоев, детей, молодежи и взрослой аудитории, повышение интеллектуального уровня и развитие читательского вкуса горожан, поддержание высокого престижа книги и чтения в общественном сознании, повышение значимости библиотеки как центра информации. В 2016 году библиотечное отделение в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012 – 2018 гг.» защитило проект «Колледж – организатор информационной среды: создание информационного продукта».

    Библиотекарь сегодня – это конкурентно способный специалист на рынке труда. Он может работать в коммерческих и государственных информационных службах, библиотеках, архивах и других организациях, где существует документально зафиксированная информация.

    Но должна сохраняться гуманитарная наполненность профессии, основанная на знании литературы, истории, культуры полиэтнического общества Тувы.

    За 40 лет развития специальности «Библиотековедение» пройден путь поисков эффективных и оптимальных форм работы. Очень много за это время сделано, пережито, достигнуто.

    Коллектив преподавателей специальности в союзе со студентами не только сохраняет свои традиции, преумножает материально-техническую базу, укрепляя свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, но и целеустремленно двигается вперед и достигает поставленных целей.

    Реклама