КАБИНЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ

    0
    13
    КАБИНЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ

     Донгак Екатерина Витальевна, преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык) ФГКОУ «Кызылское ПКУ» МО РФ; Монгуш Ромина Романовна, педагог-психолог учебного отдела ФГКОУ «Кызылское ПКУ» МО РФ.

    Развитие индивидуальных особенностей обучающихся является одним из основных направлений работы в Кызылском президентском кадетском училище (далее – Кызылское ПКУ), которое выражается в поиске эффективных методов для раскрытия врожденного потенциала личности и ее самоактуализации.

    В связи с высокими требованиями к образовательному процессу в Кызылском президентском кадетском училище созданы необходимые условия для успешной образовательной деятельности. В соответствии с требованиями на базе училища функционируют кабинеты психологической разгрузки (далее – КПР). Кабинет психологической разгрузки рассматривается как своеобразное поле взаимодействия педагога с каждым кадетом.

    В Кызылском ПКУ большое внимание уделяется развитию лингвистического направления. Формирование лексических навыков является важнейшим компонентом речевой деятельности в аудировании, говорении, чтении и письме. Чтобы достичь эффективного усвоения обучающимися лексического материала, без чего невозможно ни выражение, ни понимание содержания речи, необходима систематическая, напряженная работа над такими лексическими единицами, требующая большое количество времени и высокую мотивацию обучающихся.

    Применение психотерапевтического подхода на уроках английского языка в кабинете психологической разгрузки поможет в эффективном усвоении необходимого материала. В целях повышения эффективности в формировании лексических навыков у кадет был применен метод релаксации. В этом случае приемы релаксации в КПР позволяют достичь расслабления и снижения психоэмоционального и мышечного напряжения во время умственной деятельности на уроке. Кабинет психологической разгрузки (сенсорная комната) представляет собой пространство, где созданы условия для быстрого и эффективного снятия напряженности психоэмоциональной сферы, восстановления и повышения работоспособности и саморегуляции. Расширение междисциплинарного использования кабинета психологической разгрузки с уроком английского языка позволит сформировать лексические навыки по английскому языку у кадет.

    Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, если она эксплуатируется правильно, в соответствии с инструкцией (особенно это относится к аромамаслам). Сенсорная комната ускоряет процесс обучения и развития на основе активного сенсорного воздействия.

    Материально-техническое обеспечение кабинета психологической разгрузки включает в себя:

    1. Сенсорный уголок с мерцающими фибероптическими нитями.

    Занятия с этим элементом сенсорной комнаты:

    — воздействуют на зрительный и кинестетический анализатор;

    — отражение трубки в зеркале способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации;

    — создают возможность находиться под воздействием сложного сенсорного потока светового раздражителя;

    — способствуют развитию зрительного сосредоточения;

    — способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации;

    — способствуют обогащению кинестетических знаний;

    — способствуют эмоциональному расслаблению;

    — вибрация трубки, стимулирует тактильные ощущения. [3]

    2. Настенное интерактивное панно «Бесконечность 70».

    Настенное интерактивное панно «Бесконечность» — имитация светящегося тоннеля уходящего в бесконечность.

    3. Напольный фибероптический ковер «Звездочет».

    Ковер применяется для снятия эмоционального напряжения, на релаксационных занятиях, используется в игровой деятельности, на занятиях по сюжетам мультфильмов и сказок, для развития творческого воображения, образного мышления, созданию новых тактильных ощущений.

    4. Световой стол для рисования песком.

    Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

    5. Панно с фибероптическими нитями.

    — способствуют эмоциональному расслаблению;

    — психологическому комфорту и мотивируют на дальнейшую работу;

    — способствуют активизации кинестетических ощущений;

    — развивают воображение, познавательные процессы;

    — формирую представление о цвете;

    — отражение трубки в зеркале способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации;

    6. Настенное панно «Магические нити».

    Завораживающая панель с ультрафиолетовыми нитями является мощным зрительным стимулятором и благотворно влияет на организм человека.

    7. Настенное панно «Звездное небо».

    Занятия с использованием «Звездного неба», закрепленного на стене, способствуют развитию тактильных и зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения.

    8. Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением.

    Блестящие, сверкающие волокна позволяют концентрировать внимание, формируют представления о цвете, развивают воображение, творческие способности. Занятия с использованием фибероптических волокон способствуют развитию внимания, успокаивают.

    9. Настенная «Мерцающая занавесь».

    Настенная мерцающая занавесь из фибероптических волокон, привлекает внимание, успокаивает, хорошо концентрирует внимание. [3]

    10. Пуфик-мяч.

    11. Распылители эфирных масел.

    12. Музыкальный центр.

    Комната психологической разгрузки функционирует в следующих направлениях:

    1. Цветотерапия;

    2. Песочная терапия;

    3. Музыкотерапия;

    4. Ароматерапия;

    5. Арт-терапия.

    Обучение иностранным языкам с использованием интенсивных методов с помощью психологии изучена в работах Г. Лозанова, Г.А. Китайгородской, И.Ю. Шехтера, А.А. Леонтьева, И.А. Зимняя, Л.Ш. Гечечкори, А.Н. Щукина и других авторов. При внедрении данных технологий, а именно метод релаксации, на уроках английского языка при формировании лексических навыков достигаются следующие результаты:

    — расширение словарного запаса по английскому языку;

    — совершенствование и закрепление лексических навыков на уроках английского языка;

    — повышение мотивации у обучающихся.

    Авторами статьи был апробирован и успешно применен метод релаксации, который способствует развитию лексических навыков, развитию их зрительной и аудиальной памяти и расширению словарного запаса на уроках английского языка в КПР. Цветотерапия, музыкотерапия и ароматерапия в кабинете психологической разгрузки при применении данного метода сыграли важную роль в достижении цели.

    Таким образом, общая атмосфера, эмоциональный настрой педагогов играют большую роль в снятии напряжения на уроке, в организации всего учебного процесса. Метод релаксации на уроке иностранного языка позволяет обучающимся без труда переключиться с одного вида деятельности на другой, снимает усталость, торможение, способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала.

    Литература

    1. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – М.: Дрофа, 2008. – 86 с.

    2. Гришина Е.А. Психотерапевтический подход в обучении иностранным языкам. Вестник МГЛУ. Выпуск 16 (676), 2013. – 119 с.

    3. Кабинет психологической разгрузки (сенсорная комната). Современное образование. – Режим доступа: http://sov-obrazovanie.ru/solution/кабинет-психологической-разгрузки-с/

    Реклама