Методическая работа в Кызылском ПКУ как одно из условий повышения качества образования кадет

    0
    10
    Методическая работа в Кызылском ПКУ как одно из условий повышения качества образования кадет

    Вебер Елена Николаевна, заведующий методическим кабинетом ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»

        В 2019 году Кызылскому президентскому училищу исполнилось 5 лет. Для истории это всего лишь миг, но для каждого из нас это незабываемое событие, которое подарит прекрасные воспоминания о ярких буднях и откроет новые страницы творческой деятельности кадет и сотрудников.

       В настоящее время образовательный процесс в Кызылском президентском кадетском училище находится на этапе активного развития. Первостепенной задачей педагогического коллектива является поиск и внедрение в практику оптимальных подходов для формирования учреждения инновационного типа, в котором:

    — реализуется модель устройства жизни воспитанника образовательного учреждения закрытого типа, включающая интеграцию основного и дополнительного образования;

    — разрабатывается отличное от традиционного содержание образования, которое заключается в реализации вариативности обучения; интегративном освоении и использовании информационно-коммуникационных технологий в различных дисциплинах; повышении объема учебного времени, отводимого на освоение иностранных языков, изучение второго иностранного языка; ранней предпрофильной подготовки к обучению в старших классах, профориентационной работе с кадетами; расширении возможностей для реализации программ по физической подготовке, занятий военно-прикладными видами спорта и техническим творчеством; освоении умений и средств самопознания, саморегуляции, самообразования, самоопределения;

    — апробируются инновационные средства и способы работы педагогов, направленные на развитие субъектов образовательного процесса, личной ответственности за содержание и результаты педагогического труда.

      В связи с этим возникает потребность в педагогических кадрах с развитым профессиональным сознанием, владеющих современными образовательными технологиями, способных определять пути и средства собственного развития и развития воспитанников училища.

       Ведущую роль в решении поставленных задач играет научно-методическая деятельность училища, которая направлена на повышение качества образования кадет через развитие и совершенствование профессиональных компетенций, личностных качеств педагогических работников в условиях модернизации образования.

      В течение пяти лет педагогический коллектив училища работает над методической темой: «Обеспечение качественного образования воспитанников Кызылского президентского кадетского училища на основе реализации компетентностного подхода». Особое внимание уделяется развитию компетентностей специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и частной методической подготовки. Система научно-методической работы педагогического коллектива направлена на непрерывный рост профессионализма и квалификации педагогов; развитие творческого потенциала, эрудиции и компетентности; создание условий для самореализации, направленные на активизацию инновационного потенциала преподавателей и воспитателей, а через это – творческий потенциал всех других субъектов педагогического взаимодействия.

    В качестве составляющих элементов научно-методической деятельности выделены следующие:

    — оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов инновационных и методических приемов обучения и воспитания в рамках Программы развития училища;

    — включение педагогов в творческий поиск по развитию инновационного образовательного пространства училища;

    — внедрение в практику работы училища результатов научных исследований и достижений, повышение теоретической компетентности педагогов;

    — разработка методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в условиях развития училища;

    — организация системы повышения квалификации педагогов;

    — руководство работой предметно-методических кафедр преподавателей и методического объединения воспитателей;

    — обобщение и внедрение опыта по методической проблеме училища на региональном, федеральном уровнях.

    Организация научно — методической работы в училище основывается на коллективном и индивидуальном планировании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования.

    Для реализации поставленных задач в училище разработана необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения.

      Диагностика особенностей педагогического коллектива, проводимая в течение последних трех лет, позволила сделать вывод о том, что в целом педагогический коллектив обладает необходимыми теоретическими, практическими знаниями и умениями, позволяющими на достаточном уровне реализовать требования программ как общеобразовательного, так и профильного учреждения, учитывая запросы, предпочтения, способности кадет и их родителей.

    Данные диагностики учитываются при планировании и организации научно-методической деятельности.

      В соответствии с поставленными целями и задачами научно-методическая работа в училище в течение пяти лет осуществляется по следующим направлениям деятельности:

    · тематические заседания педагогического совета;

    · заседания методического совета;

    · организация обучающих семинаров, практикумов, тренингов, «круглых столов», педагогических чтений для педагогического состава;

    · деятельность предметно-методических кафедр преподавателей и методического объединения воспитателей;

    · работа педагогов над темами самообразования;

    · проведение открытых мероприятий и их анализ;

    · индивидуальные консультации педагогов;

    · участие в училищных конкурсах профессионального мастерства: «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ», конкурсе интегрированных уроков «Урок+», конкурсах методических разработок;

    · обобщение и распространение положительного опыта работы на областном, региональном, федеральном уровнях;

    · организация корпоративного и индивидуального обучения педагогов;

    · аттестация членов педагогического коллектива.

     Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет, работа которого направлена на координацию управления образовательным процессом, развитие содержания образования, реализацию образовательных программ, повышение качества образования кадет, совершенствование методической работы, а также содействие повышению квалификации педагогических работников училища.

    При планировании тем педагогического совета в училище выбираются проблемы, разрешение которых способствует повышению квалификации педагогических кадров, уровня учебно-воспитательной работы, внедрению в практику лучшего педагогического опыта, включению педагогов в научно-исследовательскую работу. На заседаниях педагогического совета в обязательном порядке рассматриваются вопросы методического характера: перспективные направления развития училища; инспекционно-контрольная деятельность (самоаудит); эффективность функционирования системы управления обучением LMS «Школа»; реализация программ дополнительного образования; организация летней практики в довузовских учебных заведениях МО РФ; итоги экспертизы качества образования в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

      Активно работают в училище предметно-методические кафедры преподавателей (ПМК), которые созданы в целях обеспечения условий для целостного развития личности кадет, совершенствования учебной, методической и исследовательской деятельности преподавателей, научно-методического сопровождения развития универсальных учебных действий кадет.

      На сегодняшний день осуществляют свою деятельность восемь предметно-методических кафедр. Основными направлениями их деятельности являются учебная и методическая работа.

     В течение учебного года предметно-методическими кафедрами проводятся заседания, практикумы, семинары, на которых рассматриваются вопросы по:

    — разработке учебно-методического программного обеспечения дисциплин в соответствии с ФГОС и основными документами, регламентирующими образовательный процесс в училище (рабочие программы, календарно-тематические планы, учебно-методические комплексы, научно-исследовательская и проектная работа);

    — обеспечению материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации кадет;

    — проведению мониторинговых исследований развития кадет;

    — подготовке, проведению, обсуждению открытых учебных занятий, а так же организации взаимопосещения занятий преподавателями;

    -подготовке материалов к предметным олимпиадам кадет, научно-практическим конференциям педагогов и кадет;

    — выбору эффективных форм и методов формирования универсальных учебных действий кадет.

     Методическое объединение воспитателей и классных руководителей объединяет педагогов по основным направлениям воспитательной и методической деятельности. В настоящее время в училище функционирует одно методическое объединение воспитателей и классных руководителей. Содержание деятельности методического объединения отбирается с учетом вопросов методического сопровождения воспитательного процесса; разработки единых подходов к процессу воспитания; реализации инновационных методик и технологий, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса.

      В рамках корпоративного научно-методического сотрудничества в училище регулярно проводятся методические мероприятия (научно-методические семинары, круглые столы, методические школы), направленные на непрерывный рост профессионализма и квалификации специалистов, развитие эрудиции и компетентности, создание условий для самореализации, направленные на активизацию инновационного потенциала преподавателей и воспитателей, изучаются необходимые условия реализации ФГОС ООО, представляется эффективный опыт работы педагогического коллектива училища по формированию универсальных учебных действий кадет. На данных методических мероприятиях педагоги училища имеют возможность ознакомиться с различными образовательными технологиями и обсудить их потенциал, а также потенциал современных технических средств обучения в организации учебной деятельности кадет, проанализировать преимущества и недостатки методов и форм контроля с использованием технологий. Такая форма работы ориентирована на обеспечение единства теоретической и практической подготовки педагогов, стимулирование самообразовательной деятельности.

      К участию в методических мероприятиях училища привлекаются представители довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ, профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного педагогического университета, Сибирского Федерального университета, Тувинского государственного университета, Общественной организации «Союз ученых Республики Тыва «Эртем», педагоги образовательных учреждений г. Кызыла и республики.

      Технологические методы и приемы работы по формированию универсальных учебных действий кадет демонстрируются педагогами на открытых занятиях и внеклассных мероприятиях, которые являются одной из форм методической деятельности преподавателей и воспитателей. За пять лет деятельности училища все преподаватели и воспитатели училища провели открытые уроки и внеклассные занятия. Наиболее широко и успешно применяемые ими на уроках образовательные технологии – это технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, технология игрового обучения, интегрированные методы обучения, технология коллективного творческого дела. Все открытые занятия анализируются на заседаниях ПМК преподавателей и МО воспитателей, выделяются положительные моменты и недостатки в организации образовательного процесса.

      Современная образовательная парадигма, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к обучающемуся как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма.

      Одним из средств развития профессионализма педагога являются конкурсы профессионального мастерства, которые направлены на выявление и поддержку талантливых педагогов, поиск педагогических идей; повышение профессионального мастерства, престижа труда педагогов, содействие повышению их квалификации; формирование позитивного социального и профессионального имиджа педагога и руководителя в системе образования; распространение успешного опыта в системе образования.

      С целью привлечения внимания к проблемам развития педагогического потенциала в ФГКОУ «Кызылское ПКУ», поднятия престижа, авторитета профессии педагога в училище традиционно проводится конкурс «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ», который помогает отразить лидерские способности участников, заставляет их глубоко понять смысл своей деятельности, отразить личную позицию, показать широту кругозора и собственные профессиональные находки. В 2019 году впервые в номинации «Дебют года» преподаватель отдельной дисциплины (физика) Ховалыг Б.В. стал победителем 2 заочного этапа и призером очного этапа конкурса на уровне Министерства обороны РФ.

      Развитие инновационного образовательного пространства училища требует разработки адаптированных методических материалов по направлениям учебной, внеучебной и методической деятельности. Разработка методического материала является обобщением опыта работы педагога. Постоянно увеличивается количество педагогов, подготовивших методические разработки и рекомендации, что говорит о более активном включении их в работу по обобщению передового педагогического опыта. Методические разработки составляются на основе эффективного опыта работы, который демонстрируется преподавателями и воспитателями на открытых уроках/ занятиях, курсовых и общеучилищных мероприятиях. Качество и целесообразность методических разработок анализируется на заседаниях ПМК преподавателей и МО воспитателей.

      Одно из направлений методической деятельности преподавателей и воспитателей училища – обобщение положительного педагогического опыта. Обобщение опыта работы педагогов училища осуществляется через систематическое участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней. Педагоги выступают с докладами на конференциях, активно публикуют свои материалы в различных сборниках, в профильных изданиях регионального и всероссийского уровней, участвуют в конкурсах. Это говорит об их активном включении в работу по обобщению передового педагогического опыта.

      Как мощная инновационная образовательная технология рассматривается сегодня в училище организация исследовательской деятельности. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы ставим перед кадетами задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

      Научно-исследовательская и проектная деятельность в училище построена на принципах сохранения лучших педагогических традиций – организацию разнообразных видов деятельности кадет по интересам в урочное и внеурочное время, создание и развитие их творческого потенциала. Работа над проектом или учебное исследование при сопровождении педагога-научного руководителя – синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.

      Для развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса, в КПКУ создано научное сообщество кадет «Эрудит», главная цель которого – дать возможность кадету развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, удовлетворить познавательный интерес, любознательность, дать возможность принять участие в научных экспериментах и исследованиях. Важно, что все члены общества имеют право свободного доступа к научной информации, могут сообщать о результатах своих исследований и получать качественное научное руководство.

      Деятельность педагогов направлена на формирование у кадет теоретического мышления и практических навыков, подготовку их к научно-исследовательской деятельности. С целью выявления и поддержки талантливых обучающихся ежегодно проводится научно-практическая конференция «Гранит науки юным по плечу». Ее основные задачи – создание благоприятных условий для самоопределения, профессиональной ориентации, творческой самореализации личности кадет; развитие интеллектуального творчества;

    привлечение общественного внимания к поддержке талантливых детей. В 2018-2019 учебном году научно-практическая конференция «Гранит науки юным по плечу» прошла уже в четвертый раз.

      Огромное внимание уделяется организации научно — исследовательской и проектной деятельности кадет. Ежегодно проводятся методические совещания с педагогами, планирующими вести исследовательскую работу с кадетами, для обновления знаний об организации исследовательской работы с ними. Результатом данной работы является то, что кадеты нашего училища достойно представляют свои работы на училищных, муниципальных, республиканских и всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах. Ежегодно есть победители и призеры.

      Приобщение кадет к научным исследованиям и проектной деятельности становится особенно актуальным, когда у них формируется теоретическое мышление. Участие кадет в научно-практических конференциях – это активное включение их в процесс самообразования и повышения уровня знаний. Основная задача в данном направлении — направить научно-исследовательскую деятельность на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач: на углубленное изучение предметов, пропаганду достижений современной науки, удовлетворение потребностей кадет в самообразовании, развитие творческих способностей, развитие целеустремленности в деятельности кадет, формирование ценностной ориентации на познание, престиж знаний, содействие в профориентационной ориентации кадет, обогащение социального опыта обучающихся; выявить и поддержать как можно больше кадет, склонных к занятиям исследовательской и проектной деятельностью.

      Педагогический состав училища систематически повышает квалификацию через очные, заочные, дистанционные формы курсовой подготовки, которые дают возможность не только узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, прежде всего, встретиться с единомышленниками. Курсы ПК позволяют педагогам поднять уровень своих знаний на новую высоту, поднять собственную востребованность, обеспечить себе более быстрое продвижение по карьерной лестнице, пополнить объем знаний в конкретной профессиональной отрасли. Непрерывное повышение квалификации педагогов училища осуществляется по проблемам современного образования. Ежегодно приглашаются специалисты из Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Новосибирского государственного педагогического университета, Сибирского Федерального университета для корпоративного обучения педагогов училища. За последние три года педагогический коллектив училища прошел обучение по таким темам, как «Гендерный подход в образовании», «Воспитательные технологии в системе кадетского и женского гимназического образования в контексте ФГОС», «Реализация программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО», «Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций в условиях реализации ФГОС».

      Одной из значимых форм повышения квалификации педагогов училища является самообразовательная деятельность, предполагающая самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, способов и приемов организации познавательной работы воспитанников, формирования личности обучающихся. Самообразование педагогов училища охватывает широкий круг вопросов, однако можно выделить направленность изучаемых проблем: использование ИКТ в образовательном процессе, индивидуализация и дифференциация образования кадет, развивающее обучение, модульное обучение, проектная деятельность кадет, формирование гражданской культуры кадета, развитие личностных качеств, особенности педагогического общения, развитие познавательной мотивации.

      Методическая самообразовательная работа педагога рассматривается как целостная система, направленная на достижение промежуточных и конечных результатов. В ходе работы над темой каждый педагог определяет круг вопросов для исследования, планирует изучение соответствующей литературы, передового педагогического опыта, осуществляет творческое сотрудничество по теме, прогнозирует конечные результаты. Средствами самообразования является систематическое изучение новинок педагогической литературы. В методическом кабинете училища в помощь самообразованию имеются материалы из опыта работы коллег: различные варианты планов, программ, образцы конспектов уроков, презентации к урокам.

      Уровень владения разными компетенциями является критерием результативности научно- методической деятельности. Уровень владения разными компетенциями подтверждается результатами успеваемости и качества знаний обучающихся училища. Показатели обучения в 2018-2019 уч.г.: успеваемость – 100% %, качество – 67,8 %, что на 13,8 % выше по сравнению с 2017-18 учебным годом (качество было 54%). По итогам 2018 -2019 учебного года 205 хорошистов и 34 отличника. 7 кадет закончили 2018-2019 учебный год с одной «4», 35 кадет закончили с одной «3». В сравнении с 2014-15 учебным годом на конец 5 года обучения качество знаний кадет повысилось на 39,4 % (с 28,4 % до 67,8 %). Средний уровень обученности кадет составил 81.

      Следовательно, можно сделать вывод о том, что владение педагогическими компетенциями способствует интеллектуальному развитию обучающихся, повышению мотивации к обучению. Наличие системы деятельности по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик позволяет получать высокие результаты.

      Целенаправленная научно-методическая деятельность обеспечивает формирование Кызылского президентского кадетского училища как современного образовательного учреждения, обладающего развитой материально-технической базой, открытой образовательной системой, способной гибко реагировать на изменяющиеся запросы общественного развития, обеспечивающего высокое качество подготовки воспитанников. Содержание инноваций в училище не самоцель, а средство пробуждения творческих сил, инновационного потенциала всех участников образовательного процесса.

    Реклама