Наука и культура в годы Великой Отечественной войны

    0
    43
       Наука и культура в годы Великой Отечественной войны

    Пономарёва Евгения Александровна ГАНООРТ «Государственный лицей Республики Тыва»

    Классный час для учащихся 9-11 классов

    Задачи:

    1. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

    1. Формирование чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, неприятие попыток исказить и очернить историю войны.

    3. Создание положительной нравственной оценки деятельности во имя науки, прогресса, воспитание уважительного отношения к людям умственного труда, гордости за русскую науку и культуру.

    (Классный час сопровождается презентацией)

    Ведущий 1:

    Мирная жизнь и труд советских граждан был прерван 22 июня 1941 г.

    Ведущий 2:

    — Что может быть страшнее, чем война?

    Лишь слёзы, да страдания несёт она.

    И счастье разбивает у людей

    Любимых разлучая и друзей.

    Ведущий 1:      

    Как смерч, врываясь в мирные дома,

    Их рушит яростно, не ведая сама,

    Что веру в разум убивает

    И души пламенем отчаянья сжигает

    Ведущий 2:

    А сколько в том огне жестоком,

    Не избежав безжалостного рока,

    Сердец сгорело молодых,

    Мечтавших заглянуть в глаза родных!

    Ведущий 1:

    Прошло уже почти 75 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.

    Ведущий 2:

    Наш классный час  «Наука и культура в годы Великой Отечественной войны» посвящается не только знаменательной дате, но и всем ученым, конструкторам и многим другим, имена которых история не сохранила.

    Ведущий 1:

    Это первое мероприятие из цикла классных часов, приуроченных к знаменательной дате – 75 лет великой Победе!

    Ведущий 2:

    Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать дань уважения нашему народу, который не только не удалось поработить немецко-фашистским захватчикам, но не удалось сломить и волю, и дух народа. И во время тяжёлых испытаний, выпавших на их долю, они  совершали открытия, пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки.

    Ведущий 1:

    Графическим символом войны стал плакат «Родина-мать зовет!»

    Ведущий 2:

    Плакат был создан в самом начале войны, через несколько дней после вторжения немецких войск, в июне 1941 г.

    Ведущий 1:

    Лицо женщины, изображенной на агитационном плакате времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», знакомо всем. Главной задачей художника Ираклия Тоидзе было создание обобщенного образа женщины-матери, в которой каждый солдат мог бы увидеть свою маму.

    Чтец 1:

    Самый светлый, самый летний день в году,
    самый длинный  день Земли — двадцать второго.
    Спали дети, зрели яблоки в саду.
    Вспоминаем, вспоминаем это снова.

    Вспоминаем эту ночь и в этот час взрыв,
    что солнце погасил в кромешном гуле,

    сквозь повязки неумелые сочась,

    кровь народа заалела в том июне.

    Шаг за шагом вспоминаем,
    день за днем, взрыв за взрывом,
    смерть за смертью,
    боль за болью. год за годом, опаленные огнем,

    год за годом, истекающие кровью.

    Ведущий 2:

    Подлинным гимном народной войны стала песня на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача и музыку Александра Васильевича Александрова «Священная война».

    (Звучит песня «Священная война»)

    Ведущий 1:

    28 июня 1941 года Академия наук СССР обратилась к ученым   всех стран с призывом сплотить силы для защиты всей культуры от фашизма. Выдающийся физик Сергей Иванович Вавилов писал: «Научная громада – от академика до лаборанта и механика направила …все усилия, свои знания, на помощь фронту». Ученые всего Советского Союза встали на защиту Родины.

    Чтец 2:

    Во время Великой Отечественной войны академик Вавилов, не

    отличавшийся здоровьем, руководил одновременно 2 большими научными коллективами – оптическим и физическим институтами, которые работали над решением проблем, важных для фронта. Он совершал частые поездки из Казани, где находился физический институт, в Йошкар – Олу, где был оптический. Его ничто не могло остановить: ни вагоны, где приходилось стоять, ни томительное ожидание поезда, редко ходившего по расписанию и опаздывавшего на несколько суток.

    Удивительно было видеть в этом человеке, таком хрупком на вид, такую волю, роднившую его с воинами, насмерть стоявшими на фронте перед врагом, защищая свою страну.

    Ведущий 2:

    Советская наука боролась за победу в тылу. Вот строки из доклада «Физика и война», сделанного академиком А. Ф. Иоффе в 1942 году на общем собрании АН СССР:

    Чтец 3:

    «Я не могу подробно рассказать о той поистине героической работе, которую ведут многие из научных работников в условиях войны, но я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение трех недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же на столах, но за три недели закончили громадную работу так, что она могла быть направлена на испытания. Я видел, как работали у нас в Казани при 40-45°С мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но тем не менее ни один из сотрудников не отставал».

    Ведущий 1:

    Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов.

    Чтец 4:

    К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У нее были совершенные танки, самолеты… Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники.

    Чтец 5:

    Командование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создать новые, превосходящие аналоги противника.

    Чтец 6:

    Наша промышленность выпустила за годы войны 137 тысяч самолетов, 104 тысяч танков, 488 тысяч орудий. В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков, чем гитлеровцы, в 7,4 раза больше самолетов! В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, но и ее полное перевооружение; таких фактов история до этого не знала!

    Ведущий 2:

    Пожалуй, самый общепризнанный символ победы – это легендарная «тридцатьчетверка», самый массовый танк в мире. Огромные масштабы производства стали возможны благодаря высочайшей технологичности конструкции танка, процесс изготовления которого оттачивался в течение всей войны.

    Ведущий 1:

    Михаил Ильич Кошкин — советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего знаменитый танк Т-34.

    Ведущий 2:

    Сергей Владимирович Ильюшин — выдающийся советский авиаконструктор. Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР.

    Чтец 7:

    Штурмовик Ил-2 разработан в ЦКБ-57 под руководством Сергея Ильюшина. Это была машина, специализированная для атаки наземных целей с малой высоты. Существует мнение о том, что успех в Курской битве был достигнут во многом благодаря действиям штурмовиков: немцы стали избегать скапливания своих войск, а координировать работу рассредоточенных частей было гораздо сложнее. Немцы называли Ил-2 «бетонным бомбардировщиком».

    Ведущий 1:

    Важные проблемы решали ученые-медики. Им удалось разработать принципы и технологию массового внедрения переливания крови и получения сухой плазмы, сделать разработки препаратов, способных ускорять заживление ран.

    Чтец 8:

    Сергей Сергеевич Юдин разработал оригинальный способ пластики пищевода, который стал общепризнанным во всем мире. Кроме того, он впервые в мире предложил спинно-мозговую анестезию при резекции язвы желудка  и 12-перстной кишки.

    Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий на протяжении четверти века разрабатывал вопросы гнойной хирургии.

    Чтец 9:

    Особая роль в организации хирургической работы принадлежала Николаю Ниловичу Бурденко – главному хирургу Красной армии, генерал-полковнику медицинской службы, выдающемуся ученому-клиницисту, основоположнику и главе научной школы нейрохирургии, первому президенту Академии медицинских наук СССР. Обладая богатым опытом организационной работы, Николай Нилович часто выезжал на фронт, помогал решать назревшие проблемы, проводил операции в полевых условиях. Его научные работы легли в основу разработки учения о лечении ран, профилактики и лечения шока, раневых инфекций.

    Чтец 10:

    Говоря сегодня о жертвенном труде многих тысяч известных и безвестных хирургов, нельзя не сказать о ведущем хирурге ряда полевых госпиталей Западного, Брянского, 2-го Прибалтийского фронтов Борисе Васильевиче Петровском. Он лично произвел более 500 операций у солдат, получивших тяжелейшие повреждения крупных кровеносных сосудов.

    Чтец 11:

    Главный хирург Карельского, Волховского фронтов Александр Александрович Вишневский разработал и выполнял сложнейшие операции при ранениях сердца, проникающих ранениях грудной полости, суставов, по извлечению инородных тел из средостения и многие другие. С его именем связано широчайшее внедрение в практику новокаиновых блокад, масляно-бальзамических антисептиков.

    Ведущий 2:

    Неоценим вклад советских медиков в дело Победы. Небывалый по своим масштабам повседневный массовый героизм, беззаветная преданность Родине, лучшие человеческие и профессиональные качества были проявлены ими в дни суровых испытаний. Самоотверженный, благородный труд их возвращал жизнь и здоровье раненым и больным, помогал вновь занять свое место в боевом строю, восполнял потери, помогал сохранять на должном уровне численность Советских Вооруженных Сил.

    Ведущий 1:

    В осажденном Ленинграде — городе, где долгое время жил и работал академик Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим — по 250 граммов пополам с отрубями, остальным — 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, десятки тысяч умирали от истощения.

    Чтец 12:

    А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства, которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. При крайне низкой температуре, они стойко держались все блокадные зимы, без воды, электричества, под непрерывным артобстрелом. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

    Чтец 13:

    Они берегли от сорокаградусной стужи и стай остервеневших крыс бесценное достояние государства — уникальную коллекцию культурных растений и их дикорастущих сородичей. Не имевшая себе равных в мире, собранная гигантскими усилиями коллекция насчитывала более 200 000 драгоценных образцов (часть уже успели эвакуировать). Еле державшийся на ногах, истощенный, обмерзший ближайший соратник Вавилова Вадим Степанович Лехнович, рискуя жизнью, под обстрелом добывал для спасения коллекции дрова. Он был душой крошечного мужественного коллектива. О тех трагических днях Лехнович и годы спустя вспоминал, волнуясь:

    Чтец 14:

    — Ходить было трудно… Да, невыносимо трудно было вставать, руками-ногами двигать… А не съесть коллекцию — трудно не было. Нисколько! Потому что съесть ее было невозможно. Дело всей жизни, дело жизни моих товарищей…

    Чтец 15:

    Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, во время блокады не было тронуто ни одного зерна, ни единого зерна риса или картофельного клубня. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства. Когда о подвиге советских ученых появились первые публикации, на Западе долго не могли поверить, что такое возможно. Но поверили. И спустя полвека на Исаакиевской площади в здании Института растениеводства появилась необычная мемориальная доска. На ней золотыми буквами выбито: “Ученым Института, героически сохранившим мировую коллекцию семян в годы блокады Ленинграда”.

    Ведущий 2:

    «Все для фронта, все для победы!»
    Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.  Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Наравне с учеными советские деятели культуры также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. .

    Ведущий 1:

    На митинге писателей в Москве была принята резолюция «Каждый советский писатель готов отдать все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей родины».

    Ведущий 2:

    Более тысячи  писателей и поэтов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов, более 150 кинооператоров находились на передовой линии фронта, и в партизанских отрядах.

    Ведущий 1:

    С самого начала войны работал военным корреспондентом «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар. В боях под Киевом Гайдар, оставшийся в партизанском отряде, погиб, но остались его бессмертные произведения.

    Ведущий 2:

    В период тяжёлых боёв под Москвой на фронте находились писатели Алексей Сурков, Евгений Петров, Александр Бек. Участвовал в боях под Москвой, на Севере, под Сталинградом и на Курской дуге, в штурме Берлина и Праги писатель Константин Симонов. Известны всем Стихи этого писателя «Жди меня», его роман «Живые и мертвые».

    Ведущий 1:

    10 писателей стали героями Советского Союза, один из них Мусса Джалиль.  26 июня 1942 он был тяжело ранен в грудь и попал в плен,  вступил в созданную среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных. В плену родилось стихотворение «Варварство».

    (чтение стихотворения «Варварство»)

    Ведущий 2:

    В одном из военных фильмов есть такой эпизод: Выступает фронтовая бригада артистов, играет оркестр. Невзирая на мороз, усталость, артисты работают. Один из них, кажется, заснул, товарищ толкает его: «до моего выступления ещё три такта», — отвечает спящий. Фронтовая бригада на фронте – ещё одна героическая страница нашего военного искусства.

    Чтец 16:

    Первым фронтовым театром был театр «Искра», сформированный из актёров театра им. Ленинского комсомола – добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Евгения Вахтангова, Комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали 40000 работников искусства

    Ведущий 1:

    В концертах фронтовых бригад выступала и любимая певица Клавдия Шульженко. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, и на передовой. Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

    Ведущий 2:

    Голос Шульженко звучал на всех фронтах, а воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек». Салонный романс, написанный изначально на польское стихотворение, получил совершенно иное звучание. Автором нового текста был лейтенант Михаил Максимов, и песня стала неизменной спутницей Клавдии Шульженко на всех концертах и военного, а потом и мирного времени.

    (видео – выступление Клавдии Шульженко с песней «Синий платочек»)

    Ведущий 1:

    Музыка звучала в сердцах, звала к победе., В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века — седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде.

    Ведущий 2:

    Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» — таков был эпиграф к этому произведению.

    Звучит седьмая симфония.

    Ведущий 1:

    Патриотическое гуманистическое начало являлось главным во всех жанрах изобразительного искусства. Скульптурные и живописные портреты героев войны, полотна, повествующие о подвигах солдат и партизан, отражали дух этого тяжёлого и великого времени.

    Ведущий 2:

    Память… что дает она нам? Право на жизнь? На счастье? Да, наверно. Пока живы мы, жива и память. Память о тех, кто отдал свою жизнь защищая родные просторы, нас с вами, борясь за светлое и счастливое будущее.

    Ведущий 1:

    Ради завоевания Победы и сохранения независимости наш народ шел  на большие лишения, стойко переносил все тяготы войны, проявил высокое сознание своего долга перед Родиной. Советский союз победил в этой войне, потому что источником его силы был народ огромной страны, потому что фронт и тыл были едины..

    (Звучит песня «День Победы»)

    Реклама