Поликультурная образовательная среда школы как условие сохранения и развития культурного многообразия народов России (из опыта работы)

    0
    24

     

    Эренчинова Татьяна Александровна, ведущий научный сотрудник Института развития национальной школы, к.п.н.

    В условиях глобализации и создания пространства этнической культуры с учетом тенденций развития российского общества человек оказывается на рубеже культур, и перед ним возникают важнейшие личностно-значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде. В Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации отмечается, что оно «отвечает современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, — это образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания…» [4].

    Поликультурное образование рассматривается как «важная часть современного общего образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, в образе жизни, культурных ценностях разных народов [2, с.5].

    Цель поликультурного образования состоит в формировании современного человека, способного к активной жизненной позиции в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и восприятия других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

    Вопросы поликультурного образования являются более актуальными для системы образования нашей республики. Для моделирования поликультурной образовательной среды институтом был запущен проект, участниками которого стали образовательные организации республики, представители общественных объединений и организаций, центров национальных культур республики.

    Инновационный сетевой проект «Модель поликультурной школы» в условиях сельской местности и города реализован в СОШ с. Бай-Хаак (полиэтническая среда в условиях сельской местности), Кызыл-Чыраанской СОШ с. Ак-Эрик (моноэтническая среда в условиях сельской местности), Хандагайтинской СОШ (моноэтническая среда в условиях зоны приграничного взаимодействия), СОШ №8 г. Кызыла (полиэтническая среда в условиях пригородного района города), Лицей №15 имени Героя Советского Союза Н.Н.Макаренко г. Кызыла (полиэтническая среда в условиях города). Реализация проекта в экспериментальном режиме была завершена в 2016 году. Несмотря на это, школы до сих пор продолжают свою инновационную деятельность по поликультурному образованию. На примере вышеперечисленных школ, определенные идеи данного направления воплощены в СОШ №2 г. Турана, гимназии №9 г. Кызыла, ЦДО «Эврика» Кызылского кожууна. На основании заявления законных представителей обучающихся в школе №2 г. Турана и гимназии №9 г. Кызыла были открыты классы с русским (родным) языком обучения, где предусмотрены часы для изучения тувинского языка школьниками, которые не знают свой родной язык. Фестиваль педагогического мастерства «Диалог культур» как ежегодное итоговое открытое мероприятие участников проекта стал все более популярным среди педагогических работников нашей республики.

    Модель поликультурной школы представляет собой образовательный, художественно-эстетический, научно-исследовательский, социально-культурный комплексы.

    Образовательный комплекс модели реализуется через образовательные программы начального, основного, среднего общего образования с учетом этнокультурного содержания образования. Образовательная сфера модели осуществляется через интеграцию предметных знаний из разных областей, а также при активной деятельности педагогов, учащихся, их родителей по формированию и развитию поликультурной среды. В образовательных организациях идет поиск путей, методов и приемов обучения отдельным темам, которые входят в региональную часть программы учебных предметов, с использованием принципов диалога культур и сопоставительного анализа. Например, на уроках родной (тувинской) литературы: в 8 классе при изучении произведения С.А.Сарыг-оола «Улуг-Хемим» в сравнительном анализе рассматриваются из русской литературы — А.С.Пушкина «Унылая пора очей очарованье», алтайской литературы – А.О.Адарова «Осень»; в 10 классе — образ матери в произведениях А.Даржая «Авамга» и С.Есенина «Письмо матери»; образ борца за свободу своего народа в произведениях С.Сарыг-оола «Алдан-дургун», якутского драматурга Айсена Сивцева «Сын вечного неба Василий Манчаара»; в 7 классе — образ учителя в произведениях К-Э. Кудажи «Кызыл-Борттуг» и киргизского писателя Ч.Айтматова «Первый учитель»; в 8 классе – о становлении личности героя в произведении Ч.Куулара «Шораан» и повести В.Короленко «Слепой музыкант». Изучение темы «Ожук дажы – национальный жанр тувинской поэзии» в 10 классе рассматривается в сравнении с поэзией малых форм на примере тувинского фольклора, памятников орхоно-енисейской письменности, японских хокку.

    Отражение общечеловеческих ценностей в «Повести о Горе-Злосчастии» и культуре разных народов рассматривается на уроке русской литературы в 9 классе.

    Общность представлений об общечеловеческих ценностях как семья, любовь, Родина рассматривается на уроках через сопоставление сказок, пословиц тувинского, русского, хакасского и других народов. На проведение сопоставлений особое место отводится продуманной системе вопросов и заданий, в попытке сравнить одно с другим, что в них общего и чем они отличаются, т.е., увидеть их сходства и различия, общее и особенное, специфическое. Это нацеливает на поиск дальнейших путей оптимизации содержания, новых направлений координации и синхронизации изучения произведений родной, русской и зарубежной литератур в соответствии со спецификой образования на современном этапе развития общества. Следует отметить, что именно содержание новой программы нацеливает на сопоставительное изучение, поскольку отбор материала по ним соответствует принципу типологической общности и национального своеобразия литератур разных народов.

    В учебно-воспитательный процесс каждой школы внесены изменения: в календарно-тематическое планирование учебных предметов; осуществлен новый подход к содержанию дисциплин, к методике их преподавания; разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников с учетом принципа диалога культур. Педагогическими коллективами школ разработаны новые программы дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся начальных классов. За счет часов, отведенных для внеурочной деятельности, в школах реализуются программы по народоведению (1-7 классы), шахматам (1-4 классы), национальной борьбе «Хуреш» (1-4 классы), национальным играм (1-4 классы), краеведению и др. Особая роль отведена преподаванию учебного предмета «Мировая художественная культура» в 10-11 гуманитарных классах, элективных курсов в 9-х классах и факультативов в 5-8 классах культурологического направления, нового курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классах. В начальных классах с родным (русским) языком обучения преподается тувинский язык как язык межкультурного общения и как язык малой Родины.

    Реализация программы дополнительного образования «Национальная борьба» (Тыва хуреш) в школах предусмотрена с точки зрения интегративного подхода к его преподаванию. На занятиях учащиеся знакомятся техникой ведения борьбы тувинской, монгольской и бурятской в сравнительном анализе.

    В школах проводятся уроки по тувинскому языку в начальных классах с родным (русским) языком обучения. Занятия ведутся за счет часов внеурочной деятельности и части, формируемой участниками образовательных отношений, предусмотренных в учебном плане школы. Учебный процесс организован по учебным пособиям Р.Р.Бегзи «Мы учим тувинский язык» для начальных классов.

    По дополнительному образованию в школах реализуется комплексная программа художественно-эстетического направления «Диалог культур». Каждая школа вносит в содержание программы свои направления и подпрограммы с учетом конкретных условий образовательной и социальной среды. Особая значимость программы состоит в том, что, будучи наполненной вариативными подпрограммами, она дает возможность учащимся осваивать многовековой культурно-социальный опыт как родной, так и общечеловеческой культуры, осознавая при этом себя гражданами России и мира. Учитывая этническую однородность среды проживания детей, во всех подпрограммах поставлена цель воспитания интереса не только к тувинскому народному творчеству, но и к русской, монгольской, бурятской и другим культурам народов, проживающих на территории республики через изучение песен, танцев, литературных произведений, формирования толерантного отношения к другим народам.

    Общими для всех подпрограмм являются следующие задачи: создание условий для интеграции в культуры разных народов; развитие творческих способностей школьников; расширение их жизненного кругозора в условиях моноэтнической и полиэтнической среды в школе; приобщение к общечеловеческим ценностям; обеспечение педагогической поддержки; формирование нравственных и культурных ценностных ориентиров.

    Научно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается как путь вхождения личности в пространство через осмысление ценностно-нормативной системы мира и присвоения самой культуры. Учащиеся школ активно включаются в краеведческую и поисковую деятельность, осуществляют сбор материала о традициях и обычаях разных народов. Аспектами создания поликультурного пространства в школе, охватывающими сферы научно-поисковой работы и фольклорно-этнографических экспедиций являются изучение жизни и творчества деятелей искусства и литературы; соотечественников, представляющих гордость семьи, рода, села, кожууна, республики; прикладное искусство, народные игры, национальная кухня и одежда. Краеведческая деятельность помогает школьникам проследить изменения, которые произошли и происходят на их малой родине, ценить то, что их окружает. Результаты исследовательских и поисковых работ учащихся школ раскрываются в работе школьных научно-практических конференций «Моя малая Родина» и «Отечество».

    Социально-культурный комплекс модели предусматривает реализацию программ по сохранению здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, спортивно-оздоровительного направления, общественного управления и социального партнерства.

    Неоценимый вклад в реализации проекта вносит совместная деятельность школ с общественными объединениями и организациями: родителей, диаспор разных национальностей, проживающих на территории республики, обществ разных культур. Знакомство с культурой и традициями народов, проживающих на территории нашей республики в школе №8 г. Кызыла идет при активном участии диаспор хакасской, бурятской и народов Кавказа.

    Комплексная программа дополнительного образования «Диалог культур» Кызыл-Чыраанской СОШ включает в себя четыре подпрограммы: «Класс-музей им. Аяса Данзырына»; «Школа танца»; «Радость» (школа вокала); «Одагжыгашта» (школа литературно-драматического творчества).

    Цель подпрограммы «Класс-музей им. Аяса Данзырына» является привитие учащимся навыков научно-поисковой и исследовательской работы и приобретение навыков исполнительского мастерства на примере творчества Ф. Тау и А. Данзырына. Основными задачами являются: изучение этнокультурного наследия рода соян; создание банка данных по биографии и творчеству исполнителей горлового пения; расширение и пополнение экспонатов музея на основе собранных материалов во время полевых экспедиций. Традицией стало проведение ежегодного музыкального фестиваля «Полет золотой стрелы» (по названию альбома Аяса Данзырына «Алдын согун»).

    Подпрограмма «Радость» (школа вокала) призвана формировать у детей основы музыкальной культуры как части духовной культуры и ориентирована на развитие и социализацию личности как представителя этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации.

    Подпрограмма «Школа танца» предусматривает овладение техникой исполнения классических и народных танцев, совершенствование двигательных навыков. Творческие объединения школы принимают активное участие в фестивале «Салют победы», конкурсах «Минута славы», «Жаворонок» и др.

    Подпрограмма «Одагжыгашта» (школа литературно-драматического творчества) реализуется творческими коллективами совместно с родителями. Каждый год выбирается определенная тема для постановок мини-спектаклей. Ежегодно творческим коллективом школы ставятся литературно-музыкальные композиции ко Дню учителя, Дню защитников Отечества, Дню Победы, проводится «Поэтическая гостиная». Творческие работы учащихся печатаются в республиканских газетах «Шын», «Сылдысчыгаш», журнале «Алдын-кушкаш».

    Жители села издавна славились отличными знатоками лошадей и наездниками. Для сохранения преемственности традиций предков в школе организована работа клуба для мальчиков «Молодой табунщик». В селе проводится Праздник аркана (Сыдым байырлалы), активными участниками которого являются участники школьного кружка, они показывают свое мастерство в изготовлении конского снаряжения и знакомятся мастерством народных умельцев на практике, принимают участие на параде всадников.

    Важнейшим качеством коллективных творческих групп (хоровых, танцевальных, фольклорных, и др.) является концентрация внимания на достижении творческого результата совместной работы при сохранении осознания своей принадлежности к той или иной этнической группе населения и доброжелательного, позитивного отношения к представителям других социальных групп и национальностей.

    В школе с. Бай-Хаак особое место отводится преподаванию предмета «Мировая художественная культура» в 10-11 классах и курса ОРКСЭ в 4 классах. Ими разработаны отдельные темы уроков с учетом принципов диалога культур и сопоставительного анализа. С 5 по 8 классы введен курс «Легенды и сказания народов России», который готовит детей к изучению МХК на старшей ступени обучения. Изучение курса ОРКСЭ предусмотрено с приглашением представителей религиозных организаций (православие и буддизм), действующих на территории Тандинского кожууна с учетом светского характера образования.

    В начальной школе №8 г. Кызыла проводится ежегодно городской фестиваль среди школьников «Дружба народов», открыт школьный краеведческий музей «Истоки», реализуются образовательные программы по внеурочной деятельности с учетом принципа диалога культур, такие как «Увлекательный французский», «Народоведение», «Краеведение», «Домовёнок», «Народный танец», «Занимательный английский», «Домисолька», «Дружный класс» и др. На занятиях по внеурочной деятельности «Подвижные народные игры» школьники знакомятся детскими играми разных народов: «Кажык» (тувинская), «Тевек» (тувинская), «Горелки» (русская), «Городки» (русская), «Табун» (бурятская), «Клади платок» (киргизская).

    Традицией школьной жизни стало проведение Дней толерантности в школе (1 раз в месяц). В рамках этого мероприятия проводятся классные часы под рубрикой «Час толерантности», конкурс рисунков «Мой толерантный мир»; фольклорные группы представляют танцы: «Лезгинка» (народов Кавказа), «Наездники» (тувинский), «Валенки» (русский), а также танцы народов России и мира, песни в исполнении вокальных групп «Хамнаарак» и «Скворушка».

    Хандагайтинская средняя школа находится на приграничной зоне с Монголией, что позволяет развивать и международные связи. У учащихся школы налаживаются связи по культурному обмену с монгольскими сверстниками Сагильской школы Убсунурского аймака. Учащиеся школы отдыхают летом в оздоровительном лагере «Хархираа» г. Улангома, где происходит расширение межкультурной коммуникации, обучение монгольскому языку. Ежегодно проводятся совместные научно-практические конференции педагогических работников двух школ согласно договору о сотрудничестве.

    В лицее №15 г. Кызыла реализуется программа «Культура наших предков» в начальной школе, организуется работа летнего лингвистического лагеря (немецкий и английский языки), проводится фестиваль «В дружбе народов – единство России». В лицее действует Центр немецкой культуры и клуб английского языка, где идет погружение в языковую среду. Это не только обучение в аудиториях, но и постоянное общение с носителями языка, знакомство с немецкой и британской культурой.

    На базе СОШ №8 г. Кызыла с 2013 года проводится проблемный семинар «Поликультурное образование: опыт, проблемы и перспективы». В рамках семинара была организована работа круглого стола «Межкультурное взаимодействие и взаимовлияние как условие создания поликультурной образовательной среды», в котором приняли участие представители диаспор киргизской, армянской, азербайджанской народов, проживающих на территории республики и центров немецкой и тувинской культуры.

    С 2013 года ежегодно проводится республиканский фестиваль педагогического мастерства «Диалог культур» на базе СОШ №8 и гимназии №9 г. Кызыла. Впервые фестиваль был проведен школой с. Бай-Хаак в 2012 году. Мероприятия фестиваля направлены на укрепление дружбы народов России, межнациональное согласие, поддержку и развитие языков и культуры народов, проживающих на территории республики.

    Цели фестиваля:

    — выявление и поддержка талантливых педагогов, реализующих в своей деятельности принципы диалога культур и сопоставительного анализа в процессе преподавания учебных предметов, направленных на воспитание и развитие гражданина России, сохранение единства образовательного и культурного пространства России;

    — предоставление педагогам возможности демонстрации своего интеллектуального и творческого потенциала, возможностей в соревновательной деятельности на республиканском уровне.

    Предметом фестиваля являются разработанные и представленные участниками открытые уроки, занятия внеурочной деятельности и кружков, классные часы, мастер-классы, воспитательные мероприятия, построенные на основе принципа диалога культур и с учетом требований ФГОС.

    Победители и лауреаты фестивалей «Диалог культур» и «Дружба народов» принимают активное участие в работе межрегионального фестиваля «Ынархас чоллары» (Дорогами дружбы), который ежегодно проводится Хакасской национальной гимназией имени Н.Ф. Катанова (г. Абакан). В рамках этого фестиваля проводятся конкурсы «Этническая песня», «Этнические мотивы в современном костюме», «Традиционная национальная одежда», «Художественное слово», выставка декоративно-прикладного искусства, конкурс проектов.

    Победитель фестиваля педагогического мастерства «Диалог культур» Менги Нагаан-оолович Ооржак, учитель тувинского языка и литературы СОШ №2 г. Турана, занял первое место во Всероссийском мастер-классе учителей родных языков, включая русский (ноябрь, 2015 г., г. Москва).

    В школе №8 г. Кызыла ежегодно проводится городской фестиваль школьников начальных классов «Дружба народов» и с каждым годом увеличивается количество его участников. В 2013 году приняли участие 135 человек, в 2014 г. – 174 чел., 2015 г. – 251 чел., 2016 г. – 265 чел., 2017 г. – 487 чел., 2018 г. – 518 чел., 2019 г. – 623 человек. Целью фестиваля является создание атмосферы дружбы между учащимися разных школ, обмен и распространение опыта воспитания поликультурной личности на принципах диалога культур. В рамках фестиваля проводятся конкурсы проектов, чтецов, народного танца и песни, традиционных ремесел и промыслов, игры на народных инструментах, выставка рисунков «Национальный вернисаж», творческий конкурс юных художников «Я рисую мир». В программе фестиваля предусмотрены выступления учащихся с исследовательскими работами о национальных традициях и обычаях народов, проживающих на территории нашей республики, родословной семьи, национальной одежде, самобытности и культуры народов Сибири. Фонд школьного музея пополняется лучшими конкурсными работами участников фестиваля, в частности самодельными куклами в национальных нарядах народов России. Следует отметить, что фестиваль дает большие возможности для знакомства с культурой разных народов Российской Федерации, увидеть результаты кружковой работы и внеурочной деятельности в школе.

    Содержание учебно-методических комплектов по предметам этнокультурной составляющей направлено на формирование у школьников осознания принадлежности своему народу, историко-культурному наследию народов России, к мировым духовным ценностям и соответствует требованиям ФГОС.

    Результаты исследования изложены в следующих изданиях:

    1. Эренчинова Т.А. Модели поликультурного образования в условиях моноэтнической среды // Поликультурное образование как основа межнационального согласия: материалы IV Съезда работников образования Сибирского федерального округа — Иркутск, 2013. – С.49-56.

    2. Ховалыг У.М. Реализация проекта в МБОУ СОШ с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности // Поликультурное образование: опыт, проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции — Абакан, 2014 – С.44-46.

    3. Эренчинова Т.А. Поликультурная образовательная среда как фактор возрождения и развития деятельности родовых сообществ // Материалы республиканской научно-практической конференции «Родовое сообщество как гарант защиты детства: история, современное состояние и перспективы. – Кызыл, 2015. – С.41-43.

    4. Диалог культур //Сборник материалов республиканского фестиваля педагогического мастерства / Сост.Т.А.Эренчинова, А.Х.Херел. – Кызыл, 2017. — 68 с. (8,25 п.л.)

    Таким образом, поликультурное образование позволяет молодому поколению не только участвовать в межкультурном диалоге, но и лучше понять собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами России и мира. Именно через диалог культур разного масштаба надо формировать у подрастающего поколения осознание ценности своего национального бытия и общегражданского единства, которые присуще всем народам России, как гражданам многонациональной страны.

    В образовательных организациях, где реализуется модель поликультурного образования, создаются оптимальные условия для развития межкультурной компетентности, опыта сотрудничества с людьми разных культур, формирования атмосферы взаимоуважения и спокойствия, в чем остро нуждается современный мир.

    Литература

    1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 334 с.

    2.Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы //Педагогика, 1999, №4.

    3. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. -232 с.

    4.Концепция развития поликультурного образования. http://mon.informika.ru/work/vosp/dok/6988

    Реклама