Проблемы изучения русской классической литературы в школе

    0
    12
    Проблемы изучения русской классической литературы в школе

    Жамсуева Чодураа Ундуновна, учитель русского языка и литературы

    Один из проблемных вопросов современной школы на сегодняшний день является вопрос о чтении. Сегодняшние школьники читают очень мало или вовсе не читают.Попробуем разобраться в причинах, почему дети не хотят читать. Причин много. Все учителя и родители точно знают одна из причин — это интернет, компьютерные игры, телевидение.

    Но мы попытаемся узнать и другие причины. Почему дети не хотят читать классическую литературу? Может это кроется во времени?Разобраться, почему тексты произведений русской классической литературы остаются непонятными многими читателями, и непонятные слова создают трудности читателям.

    Сотни выражений, встречающихся в произведениях русских классиков и отражающих общественные отношения и бытовые особенности дореволюционной России, становятся для более широкого круга современных читателей «камнем преткновения» — либо непонятными вовсе, либо понимаемыми превратно. Детям неясно, богат или беден помещик, владеющий двумястами десятин земли, щедр ли чиновник, дающий на чай синенькую, «красненькую» или «семитку». Кто такой дворянин? Кто из героев выше по положению, когда одного титулуют «ваше благородие», второго – «ваше сиятельство», а третьего – «ваше превосходительство»?

    Погружаясь, в богатый и многообразный мир русской классической литературы, читатель, часто незаметно для себя, сталкивается с трудностями. Её страницы, как на машине времени, переносят нас в давние времена, когда и общественное устройство, и быт, и сами люди заметно отличались от нынешних. Поэтому произведения классиков воспринимаются нами не столь легко и просто, как современниками автора. Сложны для понимания как особенности описываемой эпохи, ее законы и приметы, так и отдельные слова и понятия, исчезнувшие из обихода или изменившие свой смысл.

    Не сможет читатель понять до конца «Мертвые души» Н.В. Гоголя или «Евгения Онегина»А.С. Пушкина, не имея представления о времени их действия, ничего не зная о крепостном праве, о русском быте 19 века. Постижение произведения невозможно без того, чтобы слова не превратились в нашем сознании в зрительный образ или отвлеченное понятие. Вот спешит Евгений Онегин к умирающему дяде, «летя в пыли на почтовых». А что означает строка: « …Стремглав по почте поскакал…»? Можно ли в наши дни «скакать по почте»? Что за управитель сообщил герою о том, что «дядя при смерти в постели»? Что представляет собой усадьба дяди, штофные обои в его гостиной? Что ни строфа – то загадки, большие и малые, а между тем весьма существенные для уяснения смысла повествования, времени действия, психологии героев.

    Из этих частностей и складывается та неповторимая картина, которая позволяет нам наслаждаться художественным произведением, отчетливо видеть и понимать действие.

    Поэтому на уроках русской литературы всегда можно дать объяснения устаревшим словам, провести словарную работу,провести параллель, собрать материал по непонятным словам и понятиям, обозначающим русский быт в текстах русской классической литературы и отдельно рассмотреть такие очень интересные темы:1. Деньги и ценные бумаги. 2.Сословия.3. Как одевались.4.На чем передвигались. 5. Что такое бал? Дворянские балы.

          Эти темы, помогающие иметь представление о той эпохе, которой идет речь в произведении. Объяснив непонятные слова в текстах по этим темам, можем заинтересовать детей. Если дети будут знать о чем идет речь в тексте, им интересно будет читать, интересна будет эпоха, отделяющая нас веками.Таким образом, привлечь внимание и помочь тем школьникам, которые не любят читать.Если у школьника будет возможность иметь хоть какое-то представление, о чем говорится в текстах произведений, тогда может быть появится интерес к чтению.

    Например, по теме «Деньги» можно показать таблицу.

    Деньги и ценные бумаги. От полушки до катеринки

    Вряд ли в классической русской литературе сколько-нибудь крупное произведение, в котором не упоминались бы денежные единицы. Это слой лексики особенно труден для современного читателя — так многое в денежной и кредитной системе изменилось. Иные диалоги и фразы из классических произведений стали настолько непонятны, будто бы и не по-русски изложены. Вот, например, разговор о взятках в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя: «Почему же не дать? Я готов четвертак, другой».- «Нет, не четвертак, а по беленькой…принес правителю, дал красную, да и дело в шляпе, а теперь по беленькой, да еще неделю провозишься…»

    Фразы эти звучат для нас почти как алгебраические уравнения.

    Начнем с элементарного – разъяснения официальных и неофициальных названий денежных единиц, от мелких к крупным.

    Полушка — самая мелкая монета, ¼ копейки. Существовала до 1917 года. Слово обычно употреблялось в переносном значении – ничтожно малая величина, почти ничто. В «Домике в Коломне» А.С.Пушкина мнимая Маврушка, «ушла, не взяв в уплату ни полушки».

    Деньга, денежка. Медная монета, достоинством в полкопейки.

    Грош. Медная монета, до 1838 года – две копейки, потом полкопейки.

    Копейка. Всегда равнялась одной сотой рубля.

    Семитка, семишник, семак. Не семь, как можно подумать, а две копейки. До реформы 1838 года монета равнялась действительно семи. Курс изменился, а название осталось.

    Алтын. Три копейки. У Маши в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, по образному определению матери, приданого — «частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить».

    Пятак, пятачок. 5 копеек. Были серебряные монеты с таким достоинством. Дуня дала мальчику, который вызвался показать ей могилу отца, «пятак серебром» (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»).

    Гривенник, в старом просторечии – гривна и грива- 10 копеек. В «Медном всаднике» Пушкина Евгений отправляется на другой берег Невы – « И перевозчик беззаботный / Его за гривенник охотно/ Чрез волны страшные везет».

    Пятиалтынный. 5х3=15 копеек.

    Двугривенный. 10х2=20 копеек.

    Четвертак. Четверть рубля, то есть 25 копеек.

    Полтинник, полтина. Слова эти, обозначающие 50-копеечную монету, в старину же слово «полтина» было официальным термином и чеканилось на лицевой стороне монеты.

    Целковый и целковик. Рубль одной монетой, «целый».

    Монета, монет. Серебряный рубль.

    Трехрублевая золотая монета называлась червонцем («червонное золото», то есть металл высокого качества).

    Золотой и полуимпериал. Оба названия применялись к пятирублевой монете, к концу 19 века золотым стали называть десятирублевую.

    Золотая десятирублевая монета именовалась империалом.

    Четвертной называли 25 рублей (четверть от сотни).

    Катеринка или государственной. Сторублевая ассигнации, на ней был изображен портрет Екатерины II.

    «Государственной» именовали и 500-рублевую, и ней было напечатано: «Государственный казначейский билет».

    В обиходе бумажные деньги часто именовались по расцветке. Тут требуется «Расшифровка».

    Желтенькая – рубль. Зелененькая – три рубля.

    Синенькая – пять рублей. Красненькая – десять рублей.

    Беленькая – 25 рублей. Радужная – 100 рублей.

    Серенькая – 200 рублей.

    2. Сословия. Дворянское сословие

    Дворяне — основные персонажи большинства произведений русской классической литературы. Дворянами были и большинство русских писателей – классиков, от Фонвизина до Бунина. Что же такое дворянство?

    Так называлось самое привилегированное сословие царской России. Дворяне, как правило, владели землей и до 1861 года жившими на этой земле крестьянами. С эпохи Петра 1 звание потомственного дворянина можно было получить по достижении определенного чина в военной или гражданской службе, при награждении некоторыми орденами, а также за особые личные заслуги.

    Первоначально дворянином именовался человек, служивший при великокняжеском или царском дворе – отсюда и корень слова. С 14 века русские дворяне стали получать от великих князей, а затем царей в уплату за службу землю – поместье. В 1714 году Петр Первый закрепил за ними эту землю навеки как наследственную. Тогда же в дворянское сословие влились и феодалы-бояре, владевшие землей по наследству от предков. Вотчина, то есть земля, принадлежавшая семье издревле, и поместье – земля, пожалованная царем за службу, — слились с тех пор в понятие имение. В обоих случаях землевладение обычно именовалось поместьем, а владелец – помещиком.

    С петровских времен дворянство, уравненное в правах перед законом, по происхождению разделилось на родовое (столбовое) и служилое (новое), достигнутое выслугой на государственной службе. Столбовыми дворянами называли себя потомки древних знатных родов, владевших вотчинами, и в 16-17 веках записанные в родовые книги – столбцы, то есть списки в виде склеенных свитков. Столбовые дворяне, даже обедневшие, ощущали свое моральное преимущество перед оттеснявшими их поздними, служилыми дворянами.

    Для воспитания подрастающих детей дворянство нанимало не только домашних, но и приходящих учителей.

    Недорослями назывались дворянские сыновья до 15-16 лет, то есть еще не достигшие возраста для несения государственной службы. Это слово служило официальным термином, равнозначным понятию подросток, несовершеннолетний. Поэтому нас не должно удивлять, что в документах, подданных для поступления в Лицей, 12-летний Пушкин назван недорослем. Отрицательную окраску слово приобрело с ростом популярности комедии Фонвизина – постепенно оно стало обозначением глуповатого и избалованного барчука.

    3. Титулованные дворяне

    Титулом называлось почетное родовое или же «пожалованное» государем звание.

    Древнейшим дворянским титулом на Руси был князь. Князьями назывались многие древние феодалы – крупные земледельцы.

    Титулы. Как титуловали. Примеры из литературы.

    Высшим, но редким титулом был светлейший князь. Титуловали «Ваша светлость». Кутузов в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.

    Князь«Ваше сиятельство». Князь Мышкин в романе М.Ф.Достоевского «Идиот».

    Граф «Ваше сиятельство».  Граф Ростов из романа «Война и мир» Л. Н.Толстого.

    Барон «Господин барон». Барон фон Клоц – «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

    4. Люди других сословий

    К неподатным, то есть привилегированным сословиям, относились дворянство и духовенство, к податным – крестьянство, мещанство, купечество. Помимо уплаты податей, представители податных сословий несли рекрутскую повинность, были ограничены в свободе передвижения. Ни купцы, ни мещане, ни духовенство крепостных крестьян держать не имели права – это была привилегия  дворян.

    Что такое мещанство? Буквально «мещанин» означало горожанин – от старого слова «Место», то есть город. Мещанином же назывался человек, приписанный к мещанскому сословию, обычно ремесленник, мелкий торговец или же домовладелец. Чаще всего это был вчерашний крестьянин – вольноотпущенный или выкупившийся от крепостной зависимости. В мещане записывались горожане, имевшие капитал менее 500 рублей. Звание это было наследственным.

    Драма Островского «Гроза» — мещанин-ремесленник Кулигин.

    Особое место в обществе занимало купечество – торгово-промышленное сословие. В купечество записывали горожан, имевших капитал более 500 рублей. С 1775 года купцов стали разделять на разряды – гильдии. Купцы третьей, то есть низшей, гильдии должны были обладать капиталом от 500 до 1000 рублей, второй – от 1000 до 10000, первой – от 10000 и более.

    В комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» невеста, Агафья Тихоновна, «купца третьей гильдии дочь», то есть дочь небогатого купца.

    4. Как одевались. Костюм и время.

    Костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки. Нельзя представить себе гоголевских героев без их вицмундирных фраков, Обломова – без привычного халата, тургеневских мужиков — без их армяков и зипунов. Но вот беда: многие виды одежды, обуви, головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению! Об этих важных принадлежностях внешности героя можно только догадываться. При этом по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем…

    Мужские костюмы. Название одежды. Что означает и примеры из литературы

    Фраки Фраки, впоследствии ставшие только черными, в то время были разноцветными и до середины 19 века служили самым обычным одеянием имущих горожан.

    — — — — — — —

    Чичиков предстает перед нами в начале «во фраке брусничного цвета с икрой», затем «во фраке наваринского пламени с дымом, то есть красновато-коричневом. У Собакевича, в соответствии с его внешностью, фрак медвежьего цвета.

    Однако, в середине 19 века фрак постепенно стал вытесняться сюртуком. Одеждой без выема спереди и длинных фалд сзади. Со временем сюртук становился все более просторным и долгополым, напоминая современное пальто.

    — — — — — — —

    Тургеневских и толстовских героев мы чаще всего видим в сюртуках, только в торжественных случаях облачаются они во фрак.

    Кафтан — самая важная часть тогдашнего мужского туалета, надеваемая на плечи.

    Камзол надевался под кафтан, то была безрукавка наподобие современного жилета.

    ————————————————————

    В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина Гринев и Швабрин перед дуэлью «сняли мундиры, остались в одних камзолах». В камзолах драться на шпагах было гораздо легче.

    Пиджак.  К концу 19 века на смену сюртуку приходит столь нам знакомый и привычный пиджак.

    — — — — — — — —

    Пожилых людей пиджак шокировал, казался чем-то легкомысленным. Мы видим пиджак на князе Мышкине в романе Достоевского «Идиот».

    Шлафрок.  Чаще всего домашней одеждой дворян служит шлафрок – тоже, что халат. Хотя на улицу и в гости в шлафроках не ходили, они могли выглядеть весьма нарядно, сшитыми напоказ.

    Визитка.  Разновидностью сюртука была визитка – некий гибрид сюртука и фрака, однобортный, с круглыми фалдами, черного или, во всяком случае, темного цвета.

    — — — — — — — —

    Молодые герои Чехова, нанося, часто облачались в визитки.

    Архалук.  Одежда восточного происхождения, нечто вроде полухалата, сшитого в талию, из цветной или полосатой ткани, застежками на крючочках.

    — — — — — — — —

    В архалуках фигурируют гоголевский Ноздрёв, его слуга Порфирий (вероятно, донашивал хозяйский).

    Халат.  Халат был как бы символом домашнего уюта и обывательской самоуспокоенности.

    — — — — — — —

    Размышляя о судьбе романтика Ленского в романе «Евгений Онегин», в случае, если бы он остался жив, Пушкин представляет его себе в деревне, в стеганом халате.

    Венгерки.  Расшитые спереди шнурами, зауженные в талии и отделанные мехом куртки, заимствованные у венгерских гусар.

    — — — — — — — —

    Темно-синюю венгерку носит зять Ноздрева Мижуев в «Мертвых душах» Гоголя.

    Панталоны.  То что мы называем ныне брюками, или в просторечии штанами, долгое время именовалось панталонами. Фасоны брюк и панталон могли быть разными, но по существу отличий не было. К концу 19 века слово «брюки» постепенно вытесняет «панталоны», которые начинают звучать чуть-чуть приниженно, комично, как нечто старомодное и забавное. Это связано с тем, что часть нижнего белья у женщин тоже называлась панталонами, одинаковость названий казалась нежелательной.

    — — — — — — —

    Если герои Тургенева и Гончарова носят почти исключительно панталоны, то чеховские персонажи обычно ходят в брюках.

    Воротничок.  Узкая полоса ткани, пришитая или прикрепленная к вороту сорочки, часто ставилось во множественном числе.

    — — — — — — —

    На Павле Петровиче в романе «Отцы и дети» Тургенева «воротнички были словно каменные».

    Белые воротнички на Чичикове в « Мертвых душах» Н.В. Гоголя «давали тон щеке».

    Галстук «Галстук» в переводе с немецкого – шейный платок, таким он и был поначалу, чем-то вроде современного кашне. Постепенно он превращался в предмет украшения, но сначала в этой роли представлял собой косынку, завязываемую спереди с пышным бантом или узлом.

    — — — — — — —

    В конце первого тома «Мертвых душ» Чичиков в синем атласном галстуке.

    Шинель.  Что же носили наши герои-мужчины в качестве верхней одежды? Прежде всего,  шинели. Если сегодня шинель – непременно форменное пальто, то в старину она могла быть и обычной суконной верхней одеждой, не связанной с военной или гражданской службой. Понятия «шинель» и пальто в русской литературе 19 века четко не разграничиваются.

    — — — — — — —

    Именно фризовую шинель (фриза — дешёвая ткань упоминает в повести «Шинель» Н.В. Гоголь.

    Бекеша.  Верхняя мужская одежда. Шилась она на меху или на вате, имела меховую оторочку, сборы и разрез сзади, теплый воротник.

    — — — — — — —

    Длинную бекешу носил отец Николеньки в «Детстве» Л.Н. Толстого. А «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» начинается со своего рода гимна бекеше, которую носил один из героев: «Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! …»

    Макинтоши.  Прорезиненные пальто появились в России в 1830-х годах и назывались по имени изобретателя — макинтошами.

    — — — — — — —

    Редингот.  Рединготами назывались длинные пальто в талию, снабженные пелеринами, как мужские, так и женские.

    — — — — — — —

    В «Невском проспекте» Н.В. Гоголя девы прогуливаются по главной улице Петербурга « в розовых, белых и бледно – голубых атласных рединготах.

    Женская городская одежда. Название одежды. Что означает и примеры из литературы.

    Душегрейки.  Дома женщины носили душегрейки – короткие (по пояс) теплые кофты, обычно без рукавов.

    — — — — — — —

    В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина душегрейка на коменданше, матери Маши Мироновой, и на самой императрице Екатерине в Царском Селе. Другое название такой кофты – телогрейка.

    Кацавейка или куцавейка.  Это короткая и распашная кофта без сборов и перехвата, с рукавами, подбитая мехом или ватой. Носили их преимущественно женщины пожилые.

    — — — — — — —

    Капот.  Капотом называлась широкая распашная одежда с рукавами, без перехвата в талии.

    — — — — — — —

    Капот носили персонажи Гоголя – замужние женщины, в частности жена Манилова, на которой « хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета».

    Салоп.  Наиболее распространенным в 19 веке видом верхней женской одежды был салоп. Салоп представлял собой широкую и длинную накидку с прорезами для рук или небольшими рукавами. Особо ценился соболий салоп. Долгое время салоп считался признаком определенного достатка. Салопы носили горожанки всех сословий. Но постепенно салоп утрачивает свою притягательность,  носить его становится признаком дурного тона, бедности и мещанства.

    — — — — — — —

    В романе «Что делать?» Чернышевского Вера Павловна и ее мать едут в театр в салопах.

    Бурнус.  В отличие от салопа бурнус был короток, значительно короче платья, он заканчивался немного ниже талии, обычно имел ватную подкладку и рукава. Вошел в моду в середине 19 века.

    — — — — — — —

    Роброн.  Видным костюмом считался роброн – широкое платье с округленным шлейфом (длинный подол платья).

    — — — — — — —

    Перед вызовом к императрице Машу Миронову в «Капитанской дочке» хотят переодеть из дорожного платья в желтый роброн, но не успевают.

    Ватерпруф — летнее женское платье.

    Мантильки — короткие накидки без рукавов.

    Тальма — длинная  накидка без рукавов.

    Эшарп — нарядный шарф у женщин в начале 19 века. Не утратив своего французского происхождения, — так пишется и произносится это слово в «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

    Чепец, или чепчик Из женских головных уборов на страницах классической литературы чаще всего встречается чепец, или чепчик. Барыни и жены чиновников носили его и дома, и в гостях, принимая гостей, а также на улице. Показываться посторонним людям без головного убора замужней женщине считалось неприличным. Для замужних дворянок он был совершенно обязателен.

    — — — — — — —

    Во многих произведениях часто мы видим чепцы на степенных пожилых дамах – на бабушке в «Обрыве» Гончарова, на Лариной в «Евгении Онегине» Пушкина и т. д.

    Берет.  При выезде надевалась шляпа или мягкий широкий берет.

    — — — — — — —

    Татьяна Ларина появляется на великосветском балу «в малиновом берете» — в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

    Мужская крестьянская одежда

    Кафтан. Наиболее распространенным костюмом крестьян был русский кафтан. Крестьянский кафтан отличался большим разнообразием. Общим для него был двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Кафтаны чаще всего были серого или синего цвета и шились из дешевого материала нанки и грубой хлопчатобумажной выделки.

    Полукафтан.  Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем.

    Кушак.  Подпоясывали кафтан кушаком – длинным куском ткани.

    Поддёвка.  Разновидностью кафтана была поддёвка. Она считалось более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Щеголеватые поддёвки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддевки и богатые купцы, и, ради «опрощения», некоторые дворяне.

    Сибирка.  Сибиркой назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником.

    Армяк.  Тоже разновидность кафтана, сшитая из фабричной материи – толстого сукна или грубой шерсти. Это было широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат.

    — — — — — — —

    Армяки мы часто видим на некрасовских мужиках, например, так выглядят мужички, дожидающиеся « у парадного подъезда»:

    «Загорелые лица и руки,/ Армячишко худой на плечах…». Тургеневский Герасим, выполняя волю барыни, «накрыл Муму своим тяжелым армяком».

    Картуз.  Из головных уборов картуз, чаще всего темного цвета, иначе говоря – неформенная фуражка. Картуз носили мужики всех сословий.

    Шлык.  Шлыком называлась всякая крестьянская шапка.

    — — — — — — —

    В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть строки: « Гляди, куда деваются крестьянские шлыки». На ярмарке мужики оставляли свои шапки трактирщикам в залог, чтобы позднее выкупить.

    Женская крестьянская одежда

     Замужние носили панёвку или понёвку – домотканую, обычно полосатую или клетчатую шерстяную юбку, зимой – с телогрейкой.

    Повойник, кокошник — платок, обвитый вокруг головы, в праздники – довольно сложное сооружение в виде полукруглого щитка надо лбом и с тульей сзади.

    Шушун — род деревенской телогрейки, короткой кофты или шубки, памятно нам по популярному «Письму матери» С. А. Есенина.

    4. Средства передвижения

    У классиков не бывает случайностей. Вид повозки, количество впряженных лошадей, способ путешествия (на своих или на почтовых), скорость движения – все это не только исторически точно и осмысленно, но и глубоко продумано и обосновано.

    В далекие времена, когда ещё не было ни железных дорог, ни автобусов, конные экипажи на колесах или полозьях представляли собой единственное средство передвижения на более или менее длинные расстояния. Каким же образом передвигались наши герои за пределами города или собственного имения?

    Способы передвижения Примеры из литературы

    Самый дешевый способ передвижения, разумеется, для имущих – в личном экипаже, со своим кучером, на собственных лошадях. Но это требовало длительного времени: лошадей надо было часто останавливать для отдыха и кормления. Это называлось ездить «на своих», или «на долгих» Именно таким, наиболее экономным способом добиралась Татьяна Ларина до Москвы – предположительно из псковской деревни:

    К несчастью, Ларина тащилась,

    Боясь прогонов дорогих,

    Не на почтовых, на своих

    И наша дева насладилась

    Дорожной скукою вполне:

    Семь суток ехали оне.

    Второй способ передвижения – езда на почтовых, или на перекладных,- был возможен только на почтовых трактах, то есть на дорогах с движением почтовых карет и станциями,

    расположенными верстах в тридцати одна от другой. Для такой поездки требовалось в местной полиции подорожную, то есть свидетельство, дающее право на определенное, соответственно чину и званию, количество лошадей. Оплатили поездку и заранее нанятый ямщик в обусловленное время приезжал с лошадьми к вам в дом или в гостиницу. Они впрягались в подготовленный вами собственный экипаж, и вы становились путешественником: следовали до ближайшей почтовой станции (иначе почтовый двор или ям – отсюда и слово « ямщик»). Здесь путник предъявлял станционному смотрителю подорожную, его записывали в особую книгу, после чего, при наличии свежих лошадей, (а их иногда приходилось подолгу дожидаться: расписания не было), ехали до следующей станции, где повторялась та же процедура. Обстановка почтовых станций, хлопоты станционных смотрителей, утомительное ожидание освободившихся лошадей, наглость высоких чинов или просто нахалов, требующих упряжки в первую очередь, тяжкие ночёвки в неблагоустроенных и тесных помещениях – все это нам знакомо по многим литературным произведениям.

    Обычные сцены: на станциях ад –

    Ругаются, спорят, толкутся,- читаем в поэме Некрасова «Русские женщины. Зато «езда на почтовых» (на них именно летел Онегин к заболевшему дяде) была наиболее быстрой, в особенности же, если это были курьерские – лошади, приберегаемы для экстренных случаев, правительственных курьеров.

    Реклама