Программа занятий дополнительного образования «Школа воинских ритуалов» роты почетного караула

    0
    88

    Сергей Викторович Чигжит, старший воспитатель Кызылского президентского кадетского училища

      Строевая подготовка кадет направлена на формирование у подростков глубокого осознания воинского и общественного долга, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии офицера, стремления добросовестно выполнять в будущем свои служебные обязанности, преданного служения Отечеству.

      Во многих общеобразовательных учреждениях Республики Тыва созданы отряды «Юнармия», кадетские классы, республиканский кадетский корпус, в которых должны быть свои знаменные группы и роты почетного караула, т.к. воинские традиции и ритуалы являются обязательным элементом армейской жизни.

      С целью реализации корпоративных ценностей Министерства обороны России, основополагающих традиций кадетского образования в России, перед педагогическим коллективом как нашего училища, так и других общеобразовательных учреждений с подобными классами, стоит задача воспитания уважительного отношения к знамени как к главному атрибуту воинской части.

      Традиции и воинские ритуалы формировались веками и весьма многообразны. Большинство традиций и воинских ритуалов родилось стихийно, но некоторые из них, характерные для большей части воинских формирований, со временем были узаконены нормативными правовыми актами и стали обязательным элементом армейской жизни.

       В Кызылском президентском кадетском училище (далее – Училище) проводятся воинские церемонии, основная часть которых аналогична мероприятиям, проводимым в Вооруженных силах РФ, однако, есть и такие, которые характерны только для училища.

       Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений: сферу боевой деятельности (любовь к оружию, искусное применение его в бою, принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.); сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевую службу, строевые смотры, общие батальонные и полковые вечерние поверки, развод и смену караулов и др.); сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.).

      Нами разработана программа дополнительного образования, устанавливающая цели, задачи и принципы деятельности «Школы воинских ритуалов» роты почетного караула Кызылского ПКУ.

     При составлении и реализации программы мы руководствовались следующими нормативными правовыми актами: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О днях воинской славы (победных днях) России», а также подзаконными актами: Общевоинским уставом ВС РФ,  приказом Министерства образования РФ «О подготовке к военной службе в образовательных учреждениях РФ», совместным приказом Минобороны и Минобразования России «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы»; Концепцией развития федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Кызылское президентское кадетское училище»,  Уставом ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» и др.

      Целью деятельности дополнительного образования «Школа воинских ритуалов» роты почетного караула является воспитание чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите.

    Задачи «Школы воинских ритуалов» роты почетного караула:

    • передача и развитие лучших традиций российского воинства кадетам;
    • развитие знаний, навыков и умений по несению службы почетного караула на посту №1 «Знамя Кызылского президентского кадетского училища»;
    • физическое развитие кадет, повышение привлекательности здорового образа жизни;
    • участие в подготовке кадет к различным мероприятиям военно-патриотического направления;
    • усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества;
    • знание строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации;
    • укрепление верности воинскому долгу, чести, государственному флагу и знамени.

    К традиционным делам школы воинских ритуалов относятся:

    • Вынос знаменной группы государственных флагов и знамени Училища к Дню знаний, на торжественной линейке, посвященной принятию в кадеты и на параде Победы в Великой Отечественной войне;
    • Пост №1 у знамени Училища в дни празднования Дня Победы и другим дням воинской славы;
    • Подготовка и оказание методической помощи в проведении училищных конкурсов; смотр строя и песни, фестиваль военно-патриотической песни;
    • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных конфликтов, действующими офицерами Вооруженных Сил России;
    • Встречи с бойцами 55-горной мотострелковой бригады;
    • Возложение цветов к памятникам и мемориалам в городе в дни торжественных дат;
    • Участие в параде Победы в Великой Отечественной войне.

        Выполнение программы ориентировано на духовно-нравственное и историко-культурные традиции – совершенствование и развитие системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у кадет высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Военно-патриотическая тематика перекликается с тематикой школьных предметов «История России», «ОБЖ», «НВП», «Физическая культура», «Литература» и др.

    Главными показателями эффективности работы с подрастающим поколением являются:

    1. рост национального самосознания;
    2. повышение нравственности, духовности;
    3. рост личностных достижений, повышение познавательной активности;
    4. установление гуманных отношений партнерского сотрудничества;
    5. обеспечение права и возможности каждому обучающемуся на удовлетворение его культурно-образовательных потребностей;
    6. рост уровня воспитанности, соответствующий гармонично развитой личности;
    7. улучшение физического здоровья, пропаганда здорового образа жизни;
    8. повышение психологической самооценки обучающихся, воспитание лидерских качеств.

      Программа «Школа воинских ритуалов» роты почетного караула реализуется на базе училища в соответствии с внеурочным планом, обеспечивающим выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов. На всех уровнях обучения выстроен план «Школы воинских ритуалов» роты почетного караула: в 8-9 классах через систему внеурочной деятельности; в 10-11 классах – в рамках внеучебного плана и в системе дополнительного образования.

    Основными принципами реализации программы «Школа воинских ритуалов» роты почетного караула являются:

    1. Системный подход. Разработанная программа роты почетного караула структурно выстроена; выделены направления и связи, механизмы, позволяющие учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность всего учебно-воспитательного процесса. На каждом уровне образования учтены этапы приобретения кадетами теоретических знаний и включение их в практико-ориентированную деятельность. Начальный компонент роты почетного караула формируется через освоение первичных сведений об основах знаний строевого устава и общевоенной подготовки (8-9 классы), деятельностный компонент отрабатывается и применяется на практике при участии роты почетного караула на выполнение различных воинских ритуалах (10-11 классы).
    2. Принцип преемственности и непрерывности. На каждом уровне образования можно определить конечную цель формирования различных уровней «Школы воинских ритуалов» роты почетного караула: осведомленность (8-9 классы), компетентность (10-11 классы).
    3. Метапредметный характер образования.
    4. Принцип индивидуализации и социализации кадет предполагает организацию системы профориентационного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию выбора военной профессии и социализацию обучающихся кадет.
    5. Принцип постепенного нарастания сложности осваиваемых приемов и их соблюдения позволяет кадетам сохранять целостное представление о технике строевой подготовки, при все более глубокой и детальной проработке конкретных действий выполнения практических задач. Этот принцип будет обеспечиваться системой проб и практик: в кабинетах ОБЖ и ОВП – изучение теоретических основ истории возникновения воинских ритуалов; строевой плац – отработка практических занятий по строевой подготовке.

    Структура «Школы воинских ритуалов» роты почетного караула представлена в таблице 1.

    Таблица 1.

    Уровень образования

    Процессы формирования школы воинских ритуалов

    Конечная цель формирования опыта

    Первый уровень

    Кадеты 8-9 классов

    Потребность в новых впечатлениях. Развитие любознательности, выражающееся в изучении строевого устава и истории возникновения воинских ритуалов.

    «осведомленность»

    Второй

    уровень

    Кадеты 10-11 классов

    Освоение базовых компетенций, выражающихся в интересе к изучению конкретного направления, вида деятельности, в самоопределении через систему  и получение профессиональных навыков строевой подготовки.

    «компетентность»

     

    Целесообразно работу «Школы воинских ритуалов» роты почетного караула организовать по двум направлениям, представленным в таблице 2.

    Таблица 2.

    Проект структурно-содержательного плана РПК

    8-9 классы — изучение истории создания воинских ритуалов в Российской армии и общевоинских уставов ВС РФ

    10-11 классы — выполнение и реализация деятельности практических мероприятий по военно-патриотическом направлению

    Цель — развитие у кадет способностей выполнять строевые элементы при выполнении строевых приемов для выноса знамени училища или знамени юнармии, несение службы на карауле

    Цель — выполнение поставленных задач по военно-патриотическому направлению строго по плану

    Направление деятельности: организация внеурочной деятельности и дополнительного образования

    Выделение 2 направлений подготовки:

    Изучение теоретической  части

    Тренировка на практике

    Годовой индивидуальный проект

    Участие в различных конкурсах и мероприятиях

    Коллективно творческие проекты

    Для популяризации военно-патриотического направления, развития знаний устава, проведение зачета:

             — на знание устава училища

             — на знание строевого устава

             — на знание устава караульной и гарнизонной службы.

    Задачи военно-патриотической направленности.

    Длительность работы над проектом — 1 год.

    Итог работы над проектом — коллективная защита с проведением показательных выступлений.

    Примеры задач: показательные выступления кадет со знаменем группы, дефиле и несение караульной службы

     

    Программа реализуется согласно срокам и этапам, представленным в таблице 3.

    Таблица 3.

    Сроки и этапы реализации программы

    Сроки и этапы

    Содержание деятельности

    Аналитико-диагностический 

    · подготовительно- информационный

     · подготовительно- документальный

    Диагностика исходной ситуации (фиксация проблем);

    · выработка функциональных представлений о проблеме, идее и положении школы воинских ритуалов;

    · обсуждение направлений и идей развития, определение темы выбранных занятий;

    · создание инициативных творческих групп по разработке и проведение занятий; изучение воспитателями опыта работы других регионов по теме воинских ритуалов;

    · подготовка договоров и соглашений о сотрудничестве и взаимодействия с силовыми структурами и организациями ветеранов боевых действий;

    ·  разработка и корректировка локальных актов по внедрению данной программы;

    · корректировка (в случае необходимости) должностных инструкций, инструкций ТБ;

    · разработка поэтапного плана реализации;

    · внесение корректив в программу развития и годовой план работы.

    Планируемые результаты: создание программных документов,

    обеспечение готовности субъектов к внедрению программы,

    определение ресурсов, совершенствование материально-технической базы.

    2. Организационно- исполнительский 

    · функциональный

    ·контрольно-регулировочный

    · Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников по реализации программы роты почетного караула;

    · Реализация:

      — техника строевых приемов, обеспечивающих развитие знаний,

    навыков и умений кадет;

    · объединение кадет разных учебных курсов и возрастных категорий групп;

    · текущий и итоговый мониторинг;

    · своевременная коррекция и регуляция структуры программы

    роты почетного караула;

    · сбор, обработка и интерпретация показателей эффективности

    программы РПК;

    · организация рефлексивной деятельности участников реализуемой программы.

    Планируемый результат: освоение программы роты почетного караула в условиях продуктивной патриотической деятельности;

    способность выполнять тактику и стратегию строевых приемов и безопасной образовательной среды;

    систематическая проверка результативности, своевременная корректировка структуры и содержания программы роты почетного караула;

    оценка текущего и итогового состояния работы по выбранному направлению, формулирование заключений о результатах реализации этапов программы.

     

    Программа реализуется в течение учебного года, комплекс мероприятий представлен в таблице 4.

    Таблица 4.

    Комплекс мероприятий по реализации программы

    (календарно-тематический план)

    Мероприятие

    8-11 классы

    1

    Учебно-методические занятия для кадет:

     Занятие 1: Тема: «Инструктаж по правилам и технике безопасности»

    Занятие 2: Тема: «История создания воинских ритуалов в ВС РФ и ее основные виды»

    Занятие 3: Тема: «Боевые традиции, Дни воинской славы России и победные дни».

    Занятие 4: Тема: «Государственный флаг, знамя: порядок их выноса и относа»

    2

    Занятие 5: Тема: «Общевоинские уставы: Строевой устав, устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ».

    Занятие 6: Тема: «Строевые приемы и движения с оружием и без оружия».

    Занятие 7: Тема: «Особенности караульной службы, порядок выполнения развода и смены караульных и часовых на Посту №1»

    Занятие 8. Тема: «Ритуал подъема и спуска государственного флага»

    3

    Занятие 9: Тема: «Виды оружий для караула, ассистентов знаменной группы и дефиле»

    Занятие 10: Тема: «Вахта памяти и Отдание воинских почестей»

    Занятие 11: Тема: «Дефиле с карабинами»

    Занятие 12: Тема: «Выполнение упражнений линейных»

    Занятие 13: Тема: «Государственные награды России и их особенность»

    Занятие 14: Тема: «Строй отделения, взвода, роты и училища в пешем порядке»

    4

    Занятие 15: Тема: «Ритуал выполнения воинского приветствия, вечерней проверки и строевого смотра»

    Занятие 16: Тема: «Участие войск Кызылского гарнизона в параде победы ВОВ и общественных мероприятиях»

    Занятие 17: Тема: «Выдающиеся русские полководцы, героические подвиги воинов РФ и торжественное чествование героев»

    Занятие 18: Тема: «Торжественная церемония выпуска из училища с прощанием со знаменем училища»

    5

    Выставление почетного караула на Пост №1 в Дни воинской славы России (победные дни)

    6

    Выставление знаменной группы на различных мероприятиях

    7

    Выезды на возложение венков; поздравление ветеранов ВОВ, участие в параде

    8

    Размещение информации на сайт

    9

    Участие в военно-патриотических конкурсах

    10

    Экскурсии в воинские части и в силовые ведомства


               При реализации программы предполагается привлечение внешних ресурсов (ветеранов войны организации «боевого братства», работников военкомата и военнослужащих из 55-горной мотострелковой бригады); взаимодействие со школами республики, обмен опытом.

    Оценка эффективности реализации программы «Школы воинских ритуалов» роты почетного караула осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены качественными и количественными параметрами.

    Качественные параметры: увеличение количества учащихся, охваченных военно-патриотическим воспитанием, обеспечение уровня знания строевого устава обучающимися, достаточного для продолжения обучения в учреждениях высшего военного образования МО РФ.

    Количественные параметры: количество выпускников, выбравших военно-учебные заведения; количество объединений, кружков военно-патриотической направленности; количество проектов военно-патриотической направленности, осуществленных за год, на разных уровнях образования;  количество обучающихся, освоивших разные направленности данной программы;  количество договоров и соглашений по реализации взаимодействия и обмена опытом.

    У выпускника «Школы воинского ритуала» роты почетного караула должны быть сформированы такие ключевые компетенции:

    • умение использовать теоретические знания в практической деятельности;
    • владение способами организации и самоорганизации деятельности при выполнении строевых приемов;
    • готовность к профессиональному самоопределению и профессиональной самореализации;
    • ценностная ориентация на профессию военного.

       Жизнь показывает, что воспитательные возможности воинского коллектива находятся в прямой зависимости от числа положительных традиций и ритуалов в нем.

    Традиции и ритуалы! Нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах.

     

    Литература

    1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.
    2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании».
    3. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе»
    4. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61 «Об обороне»
    5. Федеральный закон от 27 мая 1998 г.№ 76 «О статусе военнослужащих»
    6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе»
    7. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»
    8. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
    9. Строевой устав ВС РФ.
    10. Аверин А.Н., Выдрин Н.Ф., Ендовицкий Н.К. и др. Начальная военная подготовка. – М.: Просвещение, 1986.
    11. Васильев В.А. Основы воинской службы. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 416 с.
    12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
    13. Маргелов А.В., Маргелов В.В. Десантник № 1 генерал армии Маргелов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование – 2003. — 638 с.
    14. МОт внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Гуманитарный издательский центр – ВААДОС, 2000. – 544 с. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
    15. Основам военной службы: учебное пособие. – Вып. 2. — Вооруженные Силы России. – М., 2001.
    16. Минер В.Л. Церемонии и ритуалы российской армии. – М., 2004
    17. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы». – М.,1989
    18. Микрюков В.Ю. Общевоенная подготовка. – М., 2017.
    19. Щелоков А. Книга будущего командира. – М., 2007.
    20. Справочник командира: практическое издание: право в ВС РФ. – М., 2006.
    Реклама