РОЛЬ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА       (на примере семьи Чооду Начына и Шончалай Ооржак-Чооду)

    0
    41
    РОЛЬ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА       (на примере семьи Чооду Начына и Шончалай Ооржак-Чооду)

    Ульяна Очур-ооловна МОНГУШ, к.филол.н., ст.преп. кафедры ПИМДиНО

         Во всем мире признано, что лучшие условия для музыкального развития и воспитания создаются в семье. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Из примеров мировой музыки мы знаем, что такие известные композиторы как В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, П.И. Чайковский, С.С.  Прокофьев и др. родились и выросли в семье музыкантов, где родители (или один из них) имели профессиональное музыкальное образование. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.  

         В наши дни в Туве развивается, имеет широкое потребление этномузыка, в частности, — горловое пение — хоомей. Благодаря уникальному искусству хоомей, многие хөөмейжи – исполнители горлового пения, становятся известными и востребованными не только в республике, но и за ее пределами. Успешными являются семейные ансамбли в музыкальном поприще: семья Народного хөөмейжи, заслуженного артиста Республики Тыва Андрея Опея (с. Тээли Бай-Тайгинского кожуна); семья преподавателя детской школы искусств Мергена Монгуша (с. Кызыл-Арыг Тандинского кожууна); преподавателя детской школы искусств Куулара Германа (с.Торгалыг Овюрского района); эстрадного певца, заслуженного артиста Республики Тыва Михаила Айыжы (г. Кызыл) и многих других.

         В этой статье мы расскажем об известной  семье  музыкантов, певцов, хөөмейжи — Чооду Начына и Шончалай Ооржак, которые работают в сфере культуры около двадцати лет. Уровень музыкальной культуры в этой семье высокий, так как они оба являются профессионалами устной традиции[1]. Глава семьи, отец — Чооду Начын Александрович, родом из Балгазына Тандынского кожууна – музыкант, солист ансамбля «Тыва», параллельно занимается педагогической деятельностью, преподает уроки по классу игил (традиционный струнно-смычковый инструмент тувинцев) в музыкальном кружке общеобразовательной школы №2 г. Кызыла. Имеет опыт преподавания горлового пения хомей иностранцам.

       Прекрасная половина Начына Чооду, Шончалай Оюн-ооловна, родилась и выросла в многодетной семье,  самая младшая среди 14-ти детей (9 братьев, 5 сестер). Уроженка с. Хонделен Дзун-Хемчинского кожууна. Один из её братьев, Анатолий Ооржак, 12-летнюю Шончалай привел к именитому хөөмейжи Хунаштаар-оолу Ооржаку, который в то время обучал искусству горлового пения в Кызылском училище искусств. Таким образом, девочка получила азы горлового пения тувинцев у великого мастера. В 1995 г., после окончания средней общеобразовательной школы, Начын и Шончалай с разных уголков республики приехали учиться в г. Кызыл. Поступили в отделение тувинских народных инструментов Кызылского училища искусств. В студенческие годы полюбили друг друга, создали семью. В 1999 г., получив дипломы среднего специального музыкального образования, стали работать музыкантами фольклорного ансамбля «Тыва» при Международном научном центре «Хоомей». В 2003 г. родилась старшая дочка Севил. Она имеет очень красивый тембр голоса. В настоящее время семья Чооду приобрела статус многодетной семьи, так как после Севил появилось на свет еще четверо детей.

      За двадцать нелегких лет эта музыкальная семья получила признание, славу, известность не только в Туве, в России, но и за рубежом. Семья Чооду, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. Поэтому из пятерых детей двое учатся в Республиканской школе искусств   им. Р.Д. Кенденбиля (РОМХШ). Старший сын, второй ребенок в семье, Могепей Чооду учится в  РШИ по классу игил. В 2017 г. стал финалистом Всероссийского проекта в составе ученического ансамбля «Эртине» в г. Москве. Третий сын, 4-й ребенок – Шалбачы Чооду учится также  в специальной школе им. Р.Д. Кенденбиля по классу ударных инструментов. Дети часто посещают концерты, в доме постоянно звучит музыка.

       Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса,  музыкального опыта и общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно сформировать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

         В семье Чооду имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура.

        Основные педагогические приемы, т.е. методы – наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный), словесный, практический – применяются в музыкальном семейном воспитании. Дети общаются дома на родном —  тувинском, в школе по-русски. Младшей скоро будет три года, интонационно чисто поет песенку «Арбай-Хоор», видно, что пойдет по стопам родителей. В ходе беседы Шончалай Оюн-ооловна рассказала, что дети сами начали петь, никто из родителей не заставлял. Детский республиканский конкурс хомеистов «Сарадак» они ждут как национальный праздник. Готовятся. Через искусство пения хоомей дети получают воспитание, с уважением относятся к языку, традиционным музыкальным инструментам: дошпулуур, игил, хомус, а также особое трепетное отношение к национальному костюму тувинцев.

     В 2017 г. семья Чооду в проекте «Лига удивительных людей» достойно представила Россию и народное искусство на международном уровне.  По рейтингу прошли как «лучшие из лучших», – вместе с семьей из Германии прошли в финал проекта.

    В 2019 г. удивительный семейный дуэт Начына и Шончалай Чооду в номинации «Оригинальный образ, традиционное пение» стал лауреатом 1 степени Международного фестиваля «Хоомей».

        Таким образом, семейное музыкальное воспитание важно для разностороннего развития детей, поэтому родителям нужно стремиться наиболее полно использовать его возможности, даже если музыкального образования не имеют. Такое воспитание развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к окружающему миру, миру прекрасного, и тем самым он приобщается общей духовной культуре своего народа.

     

    Литература:

    1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2004.
    2. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов. 2002.
    3. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец.03.08. «Дошк. воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
    4. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. — 3-е изд.,стереотип. — М.: Академия, 2000. — 240 с.
    5. Гогоберидзе А.Г.,Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей.  – М.: Детство-Пресс,2010.- 656 с.
    6. Беседа автора статьи с информантами Н.А. Чооду, Ш.О. Ооржак-Чооду 16.10.2019 г., в Тувинском центре культуры, г. Кызыл.

     

    [1] В науке эта тенденция отражена в работах Р.И. Грубера, В.Д. Конена, М.А. Сапонова, С.П. Галицкой и др. Сапонов выявил сущность и признаки профессионализма устной традиции:  узкий отбор умения, авторская воля, личный талант, наличие предприимчивой публики и общественной потребности, артистическое ремесло в виде основного заработка, сосредоточение на избранных навыках обучения. Большинство из этих характеристик соответствуют творчеству исполнителей тувинского горлового пения.

    Реклама