Тема: Русская (Восточно-Европейская) равнина. 8 класс

    0
    235

    Байыр-оол Ангелина Кара-ооловна, учитель географии Бай-Талской средней школы им. Н.С. Конгара.

    Тип урока: изучение нового материала (традиционный).

    Цели урока:

    1. Создать образ Русской равнины; показать её уникальность, обеспечить географическое восприятие её через эмоциональную сферу с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и песен русских поэтов и композиторов.
    2. Развивать речь, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
    3. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

    Оборудование: физическая карта России, мультимедийный проектор, фотографии домов города Городец, сообщения учащихся, на доске — таблица.

    Примечание: учащимся были даны опережающие задания:

    1) подготовить сообщения по теме «Изделия народного промысла».

    2) выучить наизусть стихи о Русской равнине и о реке Волге.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    III. Изучение новой темы.

    Вступительное слово учителя.

    Учитель. Ребята, мы сегодня начинаем изучать новую тему “Крупные природные регионы России”.

    Работа с рисунком 81 на странице 150 учебника.

    Учитель. Каждая физико-географическая страна или район уникален и неповторим. На этом уроке мы изучим особенности природы и населения Русской равнины.

    Наука география тесно связана с литературой и с живописью. Природу описывали не только учёные, но и поэты, писатели и художники. Я хочу создать не только научный, но и художественный образ природы и населения Русской равнины. Русская равнина-вторая по величине равнина мира после Амазонской низменности. Русская равнина – это земля, где зарождалось Русское государство. Среди лесов здесь когда-то поднимались крепостные стены редких и небольших городов. Проходили годы. На Русскую равнину вторгались завоеватели. Многое видела Русская равнина. Многие писатели обращались к ней, многие художники изображали её красоту на холстах, а поэты посвящали ей строки.

    1. Стихи ученика о Русской равнине, получившего опережающее задание.

    Но я люблю – за что, не знаю сам –

    Её степей холодное молчанье,

    Её лесов безбрежных колыханье,

    Разливы рек её, подобные морям…

    Люблю дымок спаленной жнивы,

    В степи ночующий обоз

    И на холме средь жёлтой нивы

    Чету белеющих берёз. (М.Ю. Лермонтов).

    Вопросы и задания:

    1.Объясните, почему Русскую равнину называют и Восточно-Европейской?

    2.По политической карте мира определите, какие государства расположены на этой равнине.

    3.Какие моря омывают берега Русской равнины?

    4.К бассейнам каких океанов они принадлежат?

    План нашего урока изображен на доске в виде схемы, которую мы поэтапно должны заполнить.

    Русская равнина.

    Тектоника и рельеф. Климат. Внутренние воды. Разнообразие природы.

    (Учащиеся перерисовывают схему в тетрадь)

    Тектоника и рельеф.

    Вопросы и задания:

    1. Посмотрите тектоническую карту России в атласах. Что представляет из себя Русская равнина в тектоническом отношении?
    2. Везде ли кристаллический фундамент перекрыт осадочным чехлом?
    3. Чем обусловлен равнинный характер рельефа?
    4. Назовите, какими полезными ископаемыми богата Русская равнина.
    5. Посмотрите на физическую карту России. Что можно сказать о рельефе Русской равнины?
    6. Перечислите возвышенности.

    Как вы думаете, чем обусловлено наличие возвышенностей и низменностей в пределах равнины? (неровностями фундамента)

    Работа на контурных картах.

    Нанесите на контурную карту возвышенности.

    В результате беседы заполняется рубрика «Тектоника и рельеф» следующим образом.

    1. Крупнейшая равнина мира.
    2. Древняя равнина.
    3. Разнообразие рельефа (возвышенности и низменности).
    4. Самая низкая точка России – Прикаспийская низменность, — 28 м.
    5. На севере альпийские черты ландшафта при отсутствии гор – скалы, каменные развалы (связано с деятельностью ледника).
    6. На юге имеют место землетрясения.

    Климат.

    Анализ климатической карты России.

    1. В целом, самый благоприятный климат в России (мягкая зима и теплое лето).
    2. Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос).
    3. Климат очень разнообразный.

    Внутренние воды.

    Работа с атласами.

    По физической карте России, покажите крупные реки равнины.

    Запись в тетрадь: Самая главная, длинная река Русской равнины — Волга.

    Поэт Николай Палькин в стихотворении «О Волге» посвящает великой русской реке следующие строки.

    Вот отсюда, именно отсюда,

    Из глубин речного родника

    Вытекает голубое чудо –

    русская равнинная река

    светлый дом, как девичья светёлка,

    тёплый вечер, сумрачная ель.

    Стойте, люди! Здесь родилась Волга!

    Здесь её и дом, и колыбель!

    Вопрос классу: Почему большинство рек текут с севера на юг?

    Озёра.

    Работа с атласами.

    — Найдите крупные озёра Русской равнины и покажите их на карте.

    Вывод: Из озер Русской равнины самым большим является Ладожское озеро.

    1. Много внутренних вод.
    2. Волга – самая длинная река Европы.
    3. Крупнейшие озёра – Ладожское и Онежское.
    4. Большинство рек текут с севера на юг.

    Разнообразие природы.

    Анализ карты природных зон России. (Разнообразие ландшафтов – от тундры на севере до пустыни на юге).

    (Стихи о разнообразии природы Русской равнины. подготовил ученик, которому было дано опережающее задание).

    Русь

    Под большим шатром

    Голубых небес –

    Вижу – даль степей

    Зеленеется. И на гранях их,

    Выше темных туч,

    Цепи гор стоят

    Великанами. Посмотрю на юг –

    Нивы зрелые

    Что камыш густой

    Тихо движутся;

    Мурава лугов

    Ковром стелется,

    Виноград в садах

    Наливается. Гляну к северу –

    Там, в глуши пустынь,

    Снег, что белый пух,

    Быстро кружится.

    Поднимает грудь

    Море синее,

    И горами лед

    Ходит по морю… (И.С. Никитин).

    1. Физминутка для глаз «Путешествие по карте»

    Учитель просит посмотреть на карту на север- юг, запад- восток, «совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из г. Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический. При этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами.

    Учитель. Природа чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование природы могучей реки Волги воспето Людмилой Зыкиной, народной артисткой России.

    Песня «Течёт река Волга» 

    1. Особенности населения Русской равнины.
    2. На Русской равнине проживает 80% населения страны.
    3. Русская равнина – главная арена, где происходили события русской истории, где складывалась государственность и формировалась русская нация.
    4. На Русской равнине расположены крупнейшие города России – Москва и Санкт-Петербург.

    Русская равнина славится изделиями народного промысла.

    (Сообщения учащихся об изделиях народного промысла).

    1. Золотая Хохлома.
    2. Сообщение о городе Городец.

    Учитель: Мы слушали сообщения о кустарных промыслах на Русской равнине, а сейчас послушаем сообщение о кустарных промыслах нашей республики.

    1. Закрепление знаний.
    2. Почему столь разнообразные ландшафты Русской равнины объединены в границах одного природного района?
    3. Почему климат Русской равнины самый благоприятный?

    Вывод. Русская равнина – это крупнейшая физико-географическая страна на территории России. Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России. Каждый уголок нашей Земли своеобразен и неповторим и мы должны его охранять. (Песня «Наедине со всеми» в исполнении Валерия Леонтьева).

    И, конечно, нужно не забывать, что человек – частичка природы. Природа земли прекрасна и удивительна, и от нас с вами зависит ее судьба: будут ли нас окружать голубые моря и реки, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Не должно быть равнодушных людей к бедам природы. Что мы оставим последующим поколениям? Желательно, чтобы это были чистый воздух, плодородные земли и пригодная вода. Думаю, что у Вас возникло желание помочь нашей зеленой планете.

    1. Домашнее задание.
    2. Прочитать параграф 27, задание 5 на странице 157 (отметить в контурных картах реки, озёра и возвышенности)
    3. Составить кроссворд на тему «Русская равнина».
    4. Итоги урока (выставление оценок

     

     

     

     

     

    Реклама