«У каждой собаки должен быть хозяин» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака») Урок-напоминание

    0
    85

    Монгуш Надежда Кара-ооловна – учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №9 г.Кызыла

    Цель урока: обучение учащихся углубленному пониманию текста произведения.

    Задачи урока:

    Образовательные: совершенствование умений анализировать художественное произведение.

    Развивающие: развитие умений высказывать свое мнение и обосновывать его.

    Воспитательные: воспитание доброты, сострадания, милосердия.

    Использованные технологии: проблемного обучения; развития критического мышления

                                                Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

                                                                                   А. Сент-Экзюпери

    Ход урока

    1. Приветствие.

    — Доброе утро, ребята. Надеюсь на то, что мы хорошо поработаем на уроке.

    1. – У нас сегодня урок-напоминание «У каждой собаки должен быть хозяин» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»). И на уроке мы поговорим о важнейших свойствах человеческой души – доброте, отзывчивости, сострадании, милосердии. И эти слова станут ключевыми на уроке.

    — Какова же цель урока? (формулируют цель урока)

    Наверное, нет ни одного мальчика, который бы не мечтал о верном друге – собаке.

    — Что дарят нам эти существа? (Верность, преданность, безграничную любовь).

    — Какие произведения и фильмы о собаках вы знаете? (Ответы учащихся).

    — Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить на сегодняшнем уроке?

    III. Анализ текста.

    — Итак, почему рассказ начинается словом «Она»?

    — Чем же дворовые собаки отличались от нее?

    — Что порождало в ней одиночество? (Злобу, страх).

    — Какой случай, происшедший с ней, научил ее не доверять людям?

    — Найдите в тексте описание зимней ночи и прочитайте.

    — Какие художественные средства использует автор?

    — С каким состоянием собаки ассоциируется зимняя ночь? (С одиночеством).

    Вскоре произошла встреча с конкретными людьми.

    — Когда и где это произошло? (Весной, на даче, когда приехали дачники).

    — В какой главе говорится об этом? (2 глава)

    — Найдите в этой главе описание весенней ночи. Прочитайте это описание.

    — Что мы слышим, чувствуем, видим в весенней ночи? (Звуки, запахи, краски).

    — С чем же ассоциируется весенняя ночь? (С ожиданием).

    Ребята, составим сюжетную таблицу этой главы. (Работа в группах).

    Кто?

     Что?

    Когда?

    Где?

    Почему?

    Так произошло изменение в жизни Кусаки.

    — Что дала ей встреча с людьми?

                           Имя!

    ВСТРЕЧА         Ласку        ЗЛОБУ

                          Счастье

    — Чем люди растопили злобу?

    — Какие чувства теперь Кусака испытывала к людям? (Восторг, любовь, благодарность).

    — Прямо как человек, правда, ребята?

    — Как она выражала свои восторг, любовь, благодарность?

    Теперь сравним жизнь Кусаки до и после встречи с семьёй Лели.

    До встречи

    После встречи

    Грязная, некрасивая

    Кричали, улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх

    Со злобы набрасывалась, пыталась укусить

    Длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас

    Ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви.

    Искала и просила ласки.

      — Как вели себя люди по отношению к собаке?

    — А как собака вела себя?

    Все на свете проходит. Прошло лето.

    — Каким было для Кусаки это лето?

    Неслышно подкралась осень.

    — Как сказал о наступлении осени писатель? (прочитать).

    Ребята, а сейчас предлагаю вам ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Найдите, пожалуйста, неверные утверждения и мотивируйте свой выбор.

    Работа в группах. Обсуждение. (для каждой группы свои утверждения)

    1.Желтыми огнями загорелась осень – метафора

    2.Частыми дождями заплакало небо – олицетворение

    3.Непрерывный дождь и ветер гасил огни, точно свечки — метафора

    Прочитайте, пожалуйста, описание осенней ночи.

    — «… свет долго ещё боролся с тьмою…»

    Какие чувства Кусаки подразумеваются под светом и тьмою (Надежда уступила место отчаянию).

    — С чем же ассоциируется осенняя ночь? Чем стала эта осенняя ночь для Кусаки?

    Теперь прочитаем конец рассказа.

    «Собака выла»… Самый тяжелый момент для Кусаки и для нас, читателей. Посмотрим на Кусаку (слайды)

    — Что еще дала Кусаке встреча с людьми? (Предательство! – в схему).

    — На что обращает внимание автор? О чем он нам напоминает?(Ответы учащихся)

    ! А именно то, что «… ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…» — как сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей замечательной сказке «Маленький принц».

    Эти слова заставляют нас задуматься об ответственности. Если ты взял на себя ответственность за живое существо, будь это человек или животное, ты должен нести за её до конца. Остановиться на полпути – значит предать, подвести, забыть.

    1. Рефлексия.

    Сделаем выводы, ребята. Для этого используем прием «Ромашка Блума».

    — Что содержит «Ромашка Блума»? (разные вопросы).

    Да, правильно. И творческие, и практические, и вопрос-интерпретация.

                                        Начнем, конечно, с простого вопроса.

                                                                     Ромашка Блума

    Простой вопрос.

    — Какой урок преподали родители своим детям?

    Практический вопрос.

    — Как поступили бы вы в данной ситуации? Какой выход вы бы нашли из этой ситуации?

    Творческий вопрос.

    — Что можно предположить, как может поступить Леля с родителями, с друзьями? (Большое начинается с малого).

    -Актуальна ли эта проблема в наши дни?

    -Почему у нас в стране много детских домов и домов для престарелых?

    Вопрос- интерпретация (объясняющий).

    — Какой из афоризмов известных людей более всего соответствует главной мысли рассказа? Объясните, почему? ( «Милосердие – это активная доброта»; «Истинно добрый человек добр ко всем живым существам»; «Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их»)

    Уточняющий вопрос.

    — Почему у нас не просто урок, а урок-напоминание?

    — Почему «У каждой собаки должен быть хозяин»?

    1. Итоги урока. Оценки.

    — Что вы можете сказать об авторе? Какой человек может так написать о животном?

    Ребята, я надеюсь, что проявление милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания станет естественной потребностью для каждого из вас!

    1. Домашнее задание. Написать сочинение (выбрать одну из тем)
    2. Чему меня научил рассказ Л. Андреева «Кусака»
    3. Какой след в моей душе оставил рассказ Л. Андреева «Кусака»

     

     

    Реклама