Учёные-генетики Тувинского госуниверситета приступили к новому интересному исследованию. В конце октября лаборатория генетики вуза объявила о наборе добровольцев, желающих поучаствовать в научном проекте. Требовалось от них не так много: принадлежать к тувинским родам Донгак и Сат, пообщаться с учёными и поделиться с лабораторией своим генетическим материалом.
Люди откликнулись с удовольствием. За три дня, выделенных на работу с населением, в лаборатории побывали 65 человек. И стар, и млад. В вузе были приятно удивлены: вопреки опасениям, жители республики оказались готовы к подобным экспериментам. Выделить время и дойти до лаборатории их подстегнул искренний интерес к истории родной земли и собственного рода. Кто я и кем были мои предки? – эти глубинные вопросы и сегодня волнуют людей всех возрастов.
Для чего проводится это исследование и чем вообще занимается лаборатория генетики ТувГУ – об этом и многом другом нам рассказала заведующая лабораторией кандидат биологических наук Чодураа Доржу.
– Чодураа Михайловна, какие исследования проводит сегодня лаборатория?
– Масштабы нашей работы можно оценить даже по названию научной конференции, которую инициировала наша лаборатория и которая этой осенью прошла уже в пятый раз. Называется она «Сохранение биоразнообразия генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона». Традиционно на неё съезжаются гости из разных регионов России – Москвы, Кирова, Новосибирска, Улан-Удэ, Красноярска, Владивостока, Иркутска, и из-за рубежа – Монголии, Германии, Италии, Польши и других стран.
Работаем мы в четырёх научных направлениях.
– Расскажите подробнее. Очень интересно!
– Одно направление посвящено изучению генофонда аборигенных пород домашних животных и культурных растений Тувы, которая в этом плане уникальна. Мало где в мире одновременно разводится семь видов одомашненных аборигенных животных. У нас это овцы, козы, КРС, лошади, верблюды, яки и северные олени. Но нас интересует не только скот. Одно время мы плотно работали над сохранением и восстановлением тувинской аборигенной овчарки, «кадарчы ыът», как мы её зарегистрировали.
– Так это заслуга вашей лаборатории?
– В этой работе принимали участие учёные не только нашего университета, но и москвичи. В частности, самый большой вклад внёс мой научный руководитель Илья Артемьевич Захаров-Гезехус – учёный с мировым именем, мы относимся к его научной школе и гордимся, что развиваем его идеи. Свой вклад также внесли Сергей и Светлана Каштановы. Процесс был инициирован мною. В детстве у меня была замечательная тувинская овчарка, и когда Илья Артемьевич по моему приглашению приехал в Туву для проведения исследований лошадей, я показала ему её. Уже старую, глухую, беззубую собаку – рассказала, что их уже почти истребили. Учёный был восхищён этой овчаркой, и мы стали размышлять, сумеем ли что-то предпринять для сохранения породы. Сейчас я могу сказать, что нам это удалось. Численность этих собак сегодня не вызывает опасений, что порода будет утрачена.
– А чем отличается тувинская овчарка от других своих собратьев на том уровне, который вы исследуете?
– Есть поведенческие отличия, есть экстерьерные. Эта собака во многом отличается от близких пород. Мы вообще предполагаем, что...
Продолжение на сайте газеты
"Тувинская правда"