13 декабря исполняется 90 лет со дня рождения народного писателя Тувы, чье имя известно далеко за пределами России благодаря переводам его произведений на многие языки мира – Кызыл-Эника Кыргысовича Кудажи. Он был прозаиком, поэтом, драматургом, публицистом, видным общественным деятелем.
Родился писатель в 1929 году в с.Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна в семье знаменитого скотовода ТНР, гвардейца, который один из немногих из Тувы участвовал в легендарном параде Победы на Красной площади в Москве в 1945 году.
К.Кудажи окончил педагогическое училище, затем филологический факультет Кызылского государственного педагогического института и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал учителем, редактором газет «Сылдысчыгаш», «Тыванын аныяктары», председателем правления Союза писателей Тувы, редактором журнала «Улуг-Хем». Многие годы преподавал в школе №9 г. Кызыла.
Литературная деятельность К.Кудажи началась в 1948 году. Первая книга стихов под названием «Первый шаг» вышла в 1958 г. Он работал во всех жанрах литературы, писал стихи, рассказы, повести, драматические произведения, романы. По его пьесам на сцене Тувинского музыкально-драматического театра поставлены спектакли: «Долуманын хуулгаазыны» («Проделки Долумы», 1970), «Он бир» («Одиннадцать», 1972), «Далай дувунде дангына» (Принцесса на дне моря, 1974), «Инчеек» (1976), «Белек-кыс эмчи» (Феликс Кон, 1978), «Дирде-Макдо» (2000) и мн. др. Многие пьесы ставились на сценах драматических театров Киргизии, Якутии, Монголии. К.Кудажи активно работал и как переводчик. Благодаря ему в свет вышли «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Четвертая высота» Е.Ильиной, рассказы Л.Толстого, А.Серафимовича, С.Баруздина на тувинском языке, а также стихотворения А.Пушкина, С.Гудзенко, С.Щипачева, басни С.Михалкова.
Творческое наследие К.Кудажи обширно и многообразно. Повести «Тихий уголок» и «Анай-кыс» посвящены изображению коренных изменений в тувинской деревне, в сознании людей, участвующих в решении жизненно важных вопросов села. Герои повестей – молодые люди, которые проходят через серьезные жизненные испытания, сформировавшие их характер. В работе им открывается основная истина – преодоление всех трудностей, в том числе и личных, возможно только через духовное и трудовое единение людей.
Этапным произведением тувинской литературы автора К.Кудажи является роман-тетралогия «Улуг-Хем неугомонный», который свидетельствует о художественных достижениях не только самого писателя, но и всей тувинской литературы в целом.
«Черный» и «Красный», «Золотой» и «Серебренный» названия томов романа – это цветовая символика. В первых двух – борьба за свободу народа. Эпитет «черный» становится реалистическим объектом изображения и фоном произведения ( чернел аал (селение), почернели берега, черное жилище, черные снеговые тучи, черные кусты караганника). Предоставляется дополнительная характеристика персонажей – «черные слова шамана», «черные старики». Цвет становится также средством определенного эмоционального настроя. Доминирующее положение черного цвета соответствует пафосу изображаемой эпохи, ее особому трагизму и безысходности.
Протест против этой действительности писатель выражает цветовым эпитетом «красный» в значении кровавый. «Красный» (кровавый) – это особая форма типизации, за которым стоит мир человеческих страданий («изо рта вырывались кровавые пузыри», «залил кровью головы его сыновей», «били в кровь, сдирая кожу» и т.д.
Кроме того, «красный» цвет является символом, который углубляет и расширяет авторскую мысль. Это – символ нового времени и освобождения народа, символ революции (красный отряд, красные флаги, красные партизаны, красная армия).
В произведениях К.Кудажи особая роль принадлежит художественной детали. Писатель приводит «в движение» ее богатую палитру и пользуется всеми возможностями детализации. Мы увидим подробные описания домашней утвари, убранства юрты, традиционной пищи и одежды тувинцев. Писатель находит и использует те детали, которые оказались наиболее уместными и соответствующими для портретной характеристики и психологического анализа, для воссоздания исторических событий и картин природы, образа жизни и быта, подчиняя их общему идейно-художественному замыслу.
Интересны находки К.Кудажи в создании портретов, которые писатель стремится давать сразу, с момента появления героев. Впервые у тувинских прозаиков появляется такая деталь, как глаза, которая становится достаточно популярной. Однако, К.Кудажи использует ее в совокупности с другими элементами портрета (руки, пальцы, ресницы и др.), для создания более широкой и глубокой характеристики персонажа. Возьмем, к примеру, портрет Долааны («Тихий уголок»). Перед нами вырисовывается не просто внешний, но и психологический портрет героини – женщины доброй, застенчивой, открытой, доверчивой, любящей (тонкие пальцы; серебристый смех; смех ласковый и добрый; взгляд виноватый, вспыхнувший из-под ресниц; просиявший взгляд; гибкое тело; легкое платье). Автор неоднократно показывает ее глаза (живые темные глаза излучали свет и тепло; чуть раскосые глаза; глаза струились). Внешность Долааны хотя и дана вскользь, но броско и убедительно.
В портрете главного героя повести «Тихий уголок» Эреса также выделяются глаза («глаза, устремленные вдаль, были грустны»; «Даже когда улыбался, глаза его оставались задумчивыми»; "карие глаза смотрели с грустью и казались неожиданными на бронзово-четком обветренном лице»).
Рисуя отрицательных персонажей, К.Кудажи использует гротеск, гиперболу. У Майыс-Кулака «глаза налились кровью»; «ноздри раздувались»; «в суженых глазах кипела ненависть»; «рыскающие глаза»; «бегающие глаза»; «опустил глаза и затих, как обессилевший в капкане волк»; «лошадиные зубы»; «клыкастый рот». Такой детализацией К.Кудажи достигает особого эмоционального накала, вызывая чувство определенной неприязни.
В портрете председателя колхоза подчеркивается его надменность и высокомерие благодаря деталям взгляда: «избегал смотреть в глаза»; «недовольно взглянул»; «Стрельнул косым взглядом»; «надменный, с хитрецой взгляд». В его портрете также выделяются детали носа: «громко рассмеялся, отчего нос стал матовым»; «нос побагровел»; «нос пунцовый»; бровей – «короткие брови сомкнулись», «Самодовольное лицо с черными нашлепками бровей», (здесь деталь бровей подчеркивает искусственность самодовольства героя, оттого и брови выглядят непричастными к его лицу, а всего лишь нашлепками к нему); «бровастое лицо выражало удивление и злость»; «две толстые пиявки бровей над красноватым и вздернутым носом».
Создавая внешний облик персонажей К.Кудажи, пытается сделать их особо ощутимыми для восприятия читателя. В описаниях различных деталей внешности героев находят отражение, прежде всего, важнейшие социальные и нравственные законы, специфика народа, к которому принадлежит персонаж, обобщенный образ.
В произведениях К.Кудажи есть еще одна выразительная деталь – звуковая, являющаяся эмоциональным аккомпанементом к внутреннему состоянию персонажа. А именно – песня. Она всегда помогала аратам, сокращала дальний, долгий путь на родину. Песни – это «эмоциональные ударения», определяющие тона доброжелательности и человечности.
На страницах повестей и романа К.Кудажи мы слышим немало песен, веселых и грустных, в них отражение трудовой жизни людей и любовь к родной земле и людям. Слушая песни людей, поют и журавли свою печальную песнь «курай-курай», отправляясь холодной осенью в далекий полет, а с болота несется утиное «оош-оош», «золотистые турпаны, чинно прохаживаясь, вторят «каак-каак». «Запели бидоны на стареньком грузовике», поет " отворившаяся дверь", а белые березы «водят хороводы». Создается богатая звуковая картина мира, состоящая при этом из отдельных звуков.
К.Кудажи способен в малом увидеть большое, в общем – частное. Мир в его изображении богат предметностью, красками, запахами, особенно глубоким его осмыслением.
Писателя не стало в ноябре 2006 года. Но мы чтим его память, читаем его бессмертные произведения. В городе Шагонаре названы улица и библиотека в честь Кызыл-Эника Кудажи. А в селе Ийи-Тал его имя носит сельский Дом культуры. К.Кудажи внесен в книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века» (2004 г.).
Это был человек доброй души, искренний, отзывчивый. Безгранично любил свою жену, единственную дочь Светлану и троих внуков. Теперь у него уже подрастают правнуки. Супруга - Сарыглар Маскыровна тоже была легендарной личностью своего времени. Работала вторым секретарем обкома КПСС.
Так уж сложилось, что я выросла в их доме. Воочию видела как работал Кызыл-Эник Кыргысович над своими произведениями. Только по ночам. Когда все затихало. Свет в его кабинете горел до самого утра. А когда начинался новый день, он варил для своих домочадцев чай, уходил на улицу для небольшой пробежки, а потом на работу. Во время обеденного перерыва приходил раньше всех, варил суп из баранины с лапшой и дожидался семью. Лапшу, причем, делал сам. Она получалась у него тонкая и вкусная. Как у профессионального повара. Всегда любил сам стоять у плиты, жена никогда не занималась приготовлением пищи. Также сам любил стирать. Этому посвящал субботу. Каждый день мыл в своей большой квартире пол. Ему это доставляло удовольствие. Любимым отдыхом Кызыл-Эника Кыргысовича была охота. Окончив очередную книгу, над которой мог просидеть долгие месяцы, он тщательно начинал собираться в тайгу. Возвращался всегда с добычей. Но не это было главным для него. Общение с природой, свежий таежный воздух, ночные звезды, дым костра вдохновляли писателя.
В семье Кудажи был культ книги. Читали много, взахлеб. В кабинете писателя снизу доверху полки были забиты книгами. В основном русской и зарубежной классикой. По выходным в их доме иногда собирались гости - писатели, актеры. Обсуждали постановку пьесы или еще какой-нибудь проект.
Кызыл-Эник Кыргысович – подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном значении этого слова. Он внес огромный вклад в развитие тувинской литературы.
Бады-Монге Елена