Публичный сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд или нужд местного населения.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.
Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (пункт 4 статьи 23 ЗК РФ):
проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Исключением являются случаи, когда свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственной геодезической сети, нивелирных пунктов государственной нивелирной сети, гравиметрических пунктов государственной гравиметрической сети, а также геодезических пунктов геодезических сетей специального назначения, создание которых организовано органами государственной власти, органами местного самоуправления, и обеспечение доступа к ним;
проведение дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
прогон сельскохозяйственных животных;
сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).
Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается на основании ходатайства заинтересованного лица, например:
на период строительства, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов и инженерных сооружений;
для складирования строительных и иных материалов, возведения некапитальных строений, сооружений (таких, как ограждения, бытовки, навесы), размещения строительной техники, необходимых в период выполнения вышеуказанных работ.
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. При этом в границах публичного сервитута может находиться как весь земельный участок, так и его часть.
Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Руководитель Управления Росреестра по Республике Тыва Светлана Тулуш: «Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ „О государственной регистрации недвижимости“ на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о пользовании чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута, представив документы в электронном виде либо путём личного обращения (например, через МФЦ).»
Если сервитут устанавливается на часть участка, необходимо также приложить межевой план. Тогда будет проведена процедура одновременной государственной регистрации сервитута и государственного кадастрового учёта в отношении части земельного участка.
При переходе прав на земельный участок обременение публичным сервитутом сохраняется, так же как сохраняются и условия его осуществления.
Срок публичного сервитута определяется уполномоченным органом и указывается в решении об установлении такого сервитута.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ за государственную регистрацию сервитутов, в том числе сервитутов, предусматривающих право ограниченного пользования частями земельных участков, государственная регистрация которых осуществляется одновременно с государственным кадастровым учётом таких частей земельных участков:
- в интересах физических лиц – 1500 рублей;
- в интересах организаций – 6000 рублей.
Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпала в нем необходимость. Также публичный сервитут считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.
По данным Управления Росреестра по РТ
Фото Управления Росреестра по РТ
