Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва представил премьеру трагедии «Кориолан» по пьесе Шекспира. Спектакль открыл Театральную неделю, проходящую в республике с 24 по 30 апреля. Оценить работу тувинского театра приехала известный театральный критик Татьяна Тихоновец.
«Я знакома с тувинским театром давно. Помню его с тех пор, как отбирали спектакль «Король Лир» на «Золотую маску». В прошлом году на международном фестивале «Науруз» в Казани видела спектакль «Журавли». И вот, так сошлись обстоятельства, что наконец-то смогла приехать в Туву. Всех с премьерой! «Кориолан» – одно из произведений Шекспира, которое ставилась редко, и сейчас настало время для этой пьесы», – рассказала критик Татьяна Тихоновец после премьеры.Спектакль шёл два с половиной часа. Для тувинского театра и зрителя – это много. Первое действие раскрыло предысторию трагедии римского воина Кая Марция Кориолана. «Зрелища» начались после антракта. Внезапные поступки, передача характеров главных героев, шокирующая развязка – даже для тех, кто читал пьесу Шекспира, стали полной неожиданностью.
Полупустая сцена. Трибуна и спиралевидная конструкция, которая становится то горой, то крепостной стеной, то просто местом, где герой остаётся наедине с собой и со зрителем. Этот минимализм приобрёл выпуклость благодаря световому и цветовому решению.
Значителен актёрский состав постановки – 15 человек. Тут и театральная молодёжь – последний выпуск щепкинцев, и заслуженная артистка Тувы Луиза Мортай-оол, и даже детсадовец Лопсан-Цепел Бирилей, сыгравший сына главного героя – маленького Марция. «Меня всегда интересовали пьесы Шекспира, но я думала, что ещё не доросла до них. Сначала выбор пал на «Антигону» Жана Ануя. Но на мою беду или на моё счастье, посмотрела этот спектакль дважды. А для меня принципиально важно, когда что-то ставлю, не смотреть спектакли и фильмы, чтобы не цитировать. Поэтому отказалась от пьесы Ануя. Потом долго искала материал. Шекспир должен быть в репертуаре каждого театра. У нас есть «Король Лир» и «Ромео и Джульетта». «Кориолан» импонирует социальной проблематикой и актуальностью: что четыреста лет назад написал Шекспир, то происходит и сегодня», – сообщила TMG режиссёр спектакля Марина Идам.По её словам, костюмы актеров тоже с историей. Первоначально художник Начын Шалык предлагал римские тоги. Обсуждения шли долго, в итоге приняли решение, что костюмы будут вневременные. Их можно отнести и к Древнему Риму, и гусарские мотивы есть, и даже фашистские. Специально ушли в условность не только в костюмах, игре героев, но и реквизите. Почему выбрали палки? Потому что палка – это первое оружие человечества.
«Я за Кориолана или против него? Этот вопрос задаю и актёрам, и зрителям. Каждый из них может даст свой ответ на этот вопрос, но я пока не могу решить. Сегодня во время антракта ко мне подошла зрительница и сказала: «Я смотрела спектакль и вдруг подкатил ком к горлу, навернулись слёзы, и я вспомнила о своём сыне. Хотя с сыном всё хорошо, никаких проблем нет, он учится. Но я плакала». Поэтому ассоциативный ряд у каждого свой. И так должно быть», – отметила Марина Идам.Пока неизвестно, будет ли показан новый спектакль в этом сезоне ещё раз. Но до 30 апреля зрителей ждёт ещё восемь постановок тувинского театра – «Ханума», «Альба», «Ходжа Насреддин», «Где ты, отец?», «Инстадрама» и другие.
Алдынай ТюлюшФото: пресс-служба национального театра РТ