Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Не стало выдающегося камнереза Саая Когела Мижитеевича

21 июля 2021
29


Художественная культура Тувы понесла невосполнимую утрату, на 91 году жизни ночью 19 июля скончался выдающийся народный мастер, камнерез Саая Когел Мижитеевич. Он был скромным человеком, буддистом по натуре, целеустремленным тружеником и большим оптимистом.
Саая многое сделал для развития малой пластики Тувы. В тувинской скульптуре малых форм отчётливо выделяются два основных стилистических направления: реалистическое и декоративно-орнаментальное. Когел Саая творил на стыке этих направлений, придавая скульптурным изображениям животных реалистические черты, грациозное движение, украшая их изящным линейным орнаментом.

Родился он 10 июля 1931 года в сумоне Аксы-Барлык Барун-Хемчикского района в семье арата скотовода. С детских лет стал вырезать, наблюдая за старшими мастерами фигурки животных, диких зверей из коры и мягкого дерева. Молодой Саая работал кузнецом-слесарем, шофёром, чабаном совхоза «Тээли» в Бай-Тайге, затем переехал в Кызыл-Даг. Он многому научился у знаменитого мастера Хертека Коштайовича Тойбухаа, который увидел ростки талантливого дарования в способном ученике, осваивающем азы трудоёмкой резьбы по агальматолиту. Советы и наставления Х.К. Тойбухаа сыграли большую роль в совершенствовании мастерства начинающего камнереза.


Первые анималистические скульптуры К.М. Саая представляли в основном фигуры козлов, сарлыков, лошадей, быков, верблюдов, всадников в традиционных статичных позах, еще без богатой декоративной орнаментики. Его произведения стали известными в Тувинской автономной области, а с 1959 года Когел Саая стал постоянно участвовать в местных, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Пластическое искусство К.М. Саая можно разделить на определенные темы и сюжеты. Первые период творчества насыщен созданием фигурок, изображающих животный мир Тувы.
Интересны сюжеты на охотничью тему, среди которых выделяются небольшие композиции: «Охотник на медведя», «Охотник на тарбагана», «Охотник с ружьём» и другие, показывающие наблюдательность и большой опыт добытчика дикого зверя.


С группой народных мастеров и мастериц в 1975 году он создает полностью тувинскую юрту с мебелью и другими атрибутами кочевой жизни тувинцев-аратов. Эта юрта до сих пор украшает один из залов Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.
В 1980-е годы Когел Мижитеевич вырезает из чонар-даша замечательную этнографическую серию скульптурных композиций, поражающую жизненным реализмом, художественной трактовкой бытового уклада недавнего прошлого тувинцев.


Лучшие камнерезные произведения К.М. Саая экспонировались на крупнейших художественных смотрах – таких, как «Советская Россия», «По родной стране», «Анималисты России», «Скульптура малых форм», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «Народное искусство СССР», в других странах – Монголии, Чехословакии, Румынии, Японии, Канаде, США.

За большой вклад в развитие тувинского и российского изобразительного искусства Когелу Мижитеевичу Саая присвоено звание «Заслуженный художник Тувинской АССР» (1991), высокое звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации» (1992). В 2016 году К.М. Саая было присвоено звание «Народный художник Республики Тыва».
Он организовал строительство и оформление небольшого буддийского храма (хурээ) в Кызыл-Даге, отреставрировал для тувинского краеведческого музея несколько буддийских божеств (бодхисатв). Кроме того, Когел Саая, ощущая потребность в развитии древних народных промыслов, изучая их технологии, заново возродил и обучил своих учеников забытым видам тувинского искусства (тиснения по кожи, художественная обработка металла, резьба и роспись по дереву), которые стали распространяться по многим районам нашей республики.
Когел Мижитеевич Саая в последние годы активно участвовал в работе буддийской общины в Кызыл-Даге, пользовался среди коллег-камнерезов и художников неоспоримым уважением и авторитетом, помогал в становлении творчески одарённой молодёжи, для которой прекрасным примером художественной деятельности было яркое творчество Когела Саая.

ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru по информации Национального музея им. Алдан-Маадыр РТ
Фото из открытых источников

 

Аналитика и мнения