Сегодня в здании Правительства республики с участием и.о. заместителя председателя Правительства Олега Лукина и министра топлива и энергетики Эдуарда Куулара прошел брифинг, посвященный ситуации с топливом в республике.
- О дефиците бензина сообщения поступают из других регионов. Вопрос с проблемами на топливном рынке был вчера задан Владимиру Путину на ВЭФ-2023. На ситуацию с топливом в стране повлияло множество факторов. Президент сказал, что производители и Правительство договорились друг с другом, как они будут действовать в ближайшее время?
- Ситуация с ГСМ находится на контроле не только у регионального Правительства, но и на уровне президента страны. А в целом данная ситуация носит узкую проблематику и вызвана она ценообразованием на оптовом рынке. Так как в России практически все объемы нефтепродуктов формируются на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, где по большому счету и устанавливается оптовая цена.
- На каком участке ценообразования растут цены на топливо? Опт, мелкий опт, розница?
- На сам подъем цены повлияли два фактора:
первый – макроэкономические факторы и падение курса рубля. На этом фоне цена начала подниматься еще в конце весны и начале лета, но не так быстро, как осенью. Тогда постоянный рост на топливо отмечался в районе от 0,8 до 1,2% в месяц.
Вторым фактором, который повлиял на рост цены, стало снижение с 1 сентября демпферной выплаты (налогового вычета, которое государство предоставляло нефтяным компаниям за разницу в сумме реализуемой продукции на внутреннем рынке и сформированной внесшей ценой). Эти выплаты стимулировали производителей продавать и не снижать объемы ГСМ на внутреннем рынке.
Снижение данных выплат повлекло то, что производителям стало невыгодно продавать сырьё на внутреннем рынке, выход из этой ситуации они увидели в поднятии цены на внутреннем рынке, снижении объема продаж топлива внутри страны и увеличении поставок на экспорт.
Тем не менее для недопущения дефицита топлива в республике региональное Правительство работает над исключением возможности спекуляций на данном фоне за счет продавцов нефтепродуктов на заправках.
- УФАС провел свою проверку и сообщил, что среди предпринимателей, работающих на топливном рынке Тувы, нет сговора. Как вы дальше будете взаимодействовать с ФАС, может быть, есть необходимость обратиться в Главное управление этой службы, провести еще одну проверку? Многие жители Тувы все-таки сомневаются, что нет сговора.
- По обращению Правительства региональное УФАС организовало проверку закупочной и конечной цены на заправках у поставщиков и продавцов нефтепродуктов на предмет сговора и отсутствия спекулятивной составляющей.
По итогам проверки данных фактов не было выявлено. Согласно данным, по маркам бензина АИ-92 розничная надбавка к оптовой цене выросла на 6,46%, при этом средняя цена у поставщиков выросла на 51%. По бензину марки АИ-95 складывается почти аналогичная цена – розничная надбавка выросла к оптовой цене на 3,3%, а средняя цена у поставщиков на 57,39%. Примерная картина складывается и по цене на дизельное топливо.
Это ясно показывает, что конечная цена выросла из-за увеличения цены на поставку. Здесь еще надо пояснить то, что наш регион не стоит сравнивать с соседними, потому что изначально республика находится в несравнимых условиях с соседними регионами: у нас отсутствуют крупные поставщики, которые имели бы здесь свои крупные нефтехранилища, поэтому владельцы наших заправок оперируют небольшими запасами топлива, которое к тому же они покупают на вторичном рынке у так называемых перепродавцов. А эти самые перепродавцы вносят в цену еще одну составляющую, которая влияет на конечную цену на заправках. К тому же не стоит исключать транспортную удаленность. Транспортная составляющая по доставке от нефтехранилища накладывает дополнительную цену на топливо.
Помимо этого, в республике по поручению Владислава Ховалыга проводится постоянный мониторинг остатков количества ГСМ на складах или АЗС для того, чтобы можно было принимать меры по обеспечению топлива.
- Вчера Минтопэнерго оперативно отреагировал, когда стало известно, что на заправках в Бай-Хааке нет бензина. Туда были доставлены резервы топлива из Кызыла. Также с Роснефтью Вы провели переговоры. В условиях проблем с топливом в регионе как выстраивается работа с поставщиками?
Мы находимся на связи с крупными поставщиками Сибири. Недавно произошел случай в Тандинском районе, когда владелец АЗС из-за роста цены на топливо у поставщика принял решение заключить договор с другим поставщиком, из-за чего у владельца автозаправки получился разрыв в регулярных поставках топлива. Соответственно, мы оперативно среагировали и помогли через крупного поставщика доставить ему дополнительное топливо. Также в республике есть отдельные владельцы АЗС, которые к нам обращались с просьбой о помощи. Мы ежедневно мониторим ситуацию с количеством топлива на АЗС Тувы и в случае необходимости помогаем нашим владельцам автозаправок.
- Каковы объемы бензина и дизтоплива в республики на сегодня? По солярке вопрос вдвойне актуален, исходя из того, что в республике идет уборочная кампания.
По информации Минэнерго России, в целом объем производства ГСМ в стране превышает спрос и на экспорт уходил небольшой объем ГСМ, но в связи с последними изменениями от 1 сентября этот объем увеличился. На этом фоне Правительство РФ приняло решение о том, чтобы все крупные нефтеперерабатывающие заводы и крупные поставщики направили ГСМ ресурсы на потребности страны.
В среднем в республике за год потребляют порядка 230-240 тысяч тонн ГСМ, а за месяц около 15-18 тысяч тонн топлива. Основываясь на этих и других данных, мы провели мониторинг, согласно которому в Туве имеются запасы топлива у основных крупных владельцев АЗС. Из этих запасав, в случае необходимости, будет оказана помощь тем владельцам АЗС, у которых будут отмечены низкие запасы топлива.
- Возвращаясь к теме поставок топлива, есть ли примерные прогнозы того, когда ситуация всё-таки стабилизируется?
В целом на российском оптовом рынке нефтепродуктов достаточно. Сбои или перебои на тех или иных заправках носят локальный характер и связаны в основном с какими-либо перезаключениями договоров или с формированием объёмов на вторичном рынке.
Специалисты Минтопэнерго мониторят количество запаса топлива на заправках для того, чтобы помогать поставщикам и без сбоев доставлять топливо на заправки.
Николай Иванов
Фото Буяна Ооржака